Бюджетный учет продуктов питания
Наличие продуктов питания в учреждениях силовых министерств и ведомств обусловлено спецификой деятельности этих учреждений. Например, согласно положениям ст. 15 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием по нормам, устанавливаемым Правительством РФ, за счет федерального бюджета. Рассмотрим на примерах, как производятся бухгалтерские записи операций по учету продуктов питания в казенных учреждениях силовых министерств и ведомств.
Аналитический учет
Продукты питания учитываются в составе материальных запасов (п. 118 Инструкции N 157н*(1)). В частности, продукты питания в казенных учреждениях следует учитывать на счете 1 105 32 000 "Продукты питания - иное движимое имущество учреждения" (п. 21 Инструкции N 162н*(2)).
В соответствии с п. 119 Инструкции N 157н аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в эту ведомость вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038).
Приказом N 173н*(3) установлено, что в Накопительную ведомость по приходу продуктов питания (ф. 0504037) записи производятся на основании первичных (сводных) учетных документов в количественном и стоимостном выражении. По окончании месяца подводятся итоги.
В Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038) записи производятся ежедневно на основании Меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к Накопительной ведомости (ф. 0504038).
По окончании месяца подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся.
Итоговые данные Накопительной ведомости (ф. 0504038) по окончании месяца записываются в Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).
Накопительные ведомости (ф. 0504037, ф. 0504038) составляются по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и при необходимости - по кодам продуктов питания. На основании сводных данных накопительных ведомостей (ф. 0504037, ф. 0504038) формируется Оборотная ведомость (ф. 0504035), данные которой контролируются с данными счета 0 105 32 000 Главной книги (ф. 0504072).
Материально ответственные лица ведут аналитический учет продуктов питания в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) по их наименованиям, сортам и количеству (п. 119 Инструкции N 157н).
Отпуск продуктов питания (перемещение внутри учреждения, выдача, списание) оформляется Меню-требованием на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). Сведения из меню-требования заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.
Согласно Приказу N 173н Меню-требование (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.
Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные учреждением в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.
Нормы выдачи продуктов питания. Напомним, что при планировании объемов закупки продуктов питания, а также при их выдаче необходимо руководствоваться нормами, утвержденными ведомственными нормативными актами. Вот некоторые из них:
- Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 946;
- Приказ ФСИН РФ от 15.06.2011 N 355 "Об утверждении Временной нормы продовольственного пайка для сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих специальные и другие задачи в мирное время" (применяется в период с 1 июня 2011 года по 1 июня 2013 года);
- Приказ ФСИН РФ от 09.12.2008 N 685 "Об утверждении рационов питания и норм замены продуктов при организации продовольственного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и некоторых других категорий лиц в мирное время";
- Приказ МВД РФ от 08.05.2010 N 352 "Об утверждении Временной нормы продовольственного пайка для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при выполнении ими отдельных оперативно-служебных и боевых заданий" (применяется в период с 1 сентября 2010 года по 1 сентября 2012 года);
- Приказ МВД РФ от 12.05.2010 N 358 "Об утверждении Временной нормы продовольственного пайка для военнослужащих внутренних войск МВД России и отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, а также при выполнении ими отдельных оперативно-служебных и боевых заданий" (применяется в период с 1 сентября 2010 года по 1 сентября 2012 года);
- Приказ МЧС РФ от 24.05.2007 N 288 "Об утверждении норм обеспечения питанием спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при несении дежурства";
- Приказ ФСБ РФ от 20.06.2011 N 267 "Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов".
Бюджетный учет
Как и все материальные запасы, продукты питания принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости (п. 100 Инструкции N 157н). Напомним, что в эту стоимость входят суммы фактических вложений в приобретение продуктов питания с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ). В частности, согласно п. 102 Инструкции N 157н фактической стоимостью продуктов питания признаются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- расходы на доставку;
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением продуктов питания.
Списание продуктов питания может осуществляться по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции N 157н). Способ списания следует закрепить в учетной политике учреждения.
Приведем бухгалтерские записи операций, осуществляемых при поступлении и выбытии продуктов питания.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Поступление продуктов питания | ||
Приобретение продуктов питания по фактической (сформированной) стоимости (по одному договору) | 1 105 32 340 | 1 302 34 730 1 208 34 660 |
Оприходование продуктов питания в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении (в рамках нескольких договоров): | ||
- формирование фактической стоимости продуктов питания; | 1 106 34 340 | 1 302 00* 730, 1 208 00* 730 |
- принятие продуктов питания к учету по сформированной фактической стоимости | 1 105 32 340 | 1 106 34 340 |
Безвозмездное получение продуктов питания (в том числе по централизованному снабжению) в рамках движения между учреждениями: | ||
- подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; | 1 105 32 340 | 1 304 04 340 |
- подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц; | 1 105 32 340 | 1 401 10 180 |
- разных уровней бюджетов | 1 105 32 340 | 1 401 10 151 |
Оприходование неучтенных (излишков) продуктов питания, выявленных при инвентаризации | 1 105 32 340 | 1 401 10 180 |
Принятие к учету продуктов питания, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом | 1 105 32 340 | 1 401 10 172 |
Внутреннее перемещение продуктов питания между материально ответственными лицами | 1 105 32 340 | 1 105 32 340 |
Выбытие продуктов питания | ||
Списание израсходованных продуктов питания, потерь в объеме норм естественной убыли | 1 401 20 272 | 1 105 32 440 |
Списание продуктов питания при выявлении недостач, хищений | 1 401 10 172 | 1 105 32 440 |
Списание потерь продуктов питания, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы | 1 401 20 273 | 1 105 32 440 |
Безвозмездная передача продуктов питания в рамках их движения между учреждениями: | ||
- подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; | 1 304 04 340 | 1 105 32 440 |
- подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям; | 1 401 20 241 | 1 105 32 440 |
- разных уровней бюджетов | 1 401 20 242 1 401 20 251 | 1 105 32 440 |
* Соответствующие счета аналитического учета. |
Пример 1
Учреждение приобрело продуктов питания на сумму 350 000 руб. Договором предусмотрен аванс в сумме 105 000 руб. Сторонняя организация оказала услуги по доставке продуктов питания на сумму 2 500 руб. Продукты получены на склад и приняты к учету.
В учете данные операции будут отражены следующим образом:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщику продуктов | 1 206 34 560 | 1 304 05 340 | 105 000 |
Формирование стоимости продуктов питания: | |||
- стоимость поступивших от поставщика продуктов; | 1 106 34 340 | 1 302 34 730 | 350 000 |
- стоимость услуг, оказанных транспортной организацией | 1 106 34 340 | 1 302 22 740 | 2 500 |
Приняты к учету продукты питания по сформированной при их приобретении стоимости | 1 105 32 340 | 1 106 34 340 | 352 500 |
Зачет перечисленного ранее поставщику продуктов аванса | 1 302 34 830 | 1 206 34 660 | 105 000 |
Оплачены услуги транспортной организации | 1 302 22 830 | 1 304 05 340 | 2 500 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком за поставленные продукты питания | 1 302 34 830 | 1 304 05 340 | 245 000 |
Пример 2
В учреждении при проведении инвентаризации в связи со сменой материально ответственного лица обнаружена недостача продуктов питания: 20 кг муки на сумму 540 руб., 15 кг картофеля на сумму 217,50 руб. Естественная убыль составила: муки - 1,5 кг, картофеля - 1 кг.
В учете учреждения мука числится по стоимости 27 руб. за 1 кг, картофель - 14,50 руб. за 1 кг.
Рыночная цена*(4): муки - 30 руб., картофеля - 17,50 руб.
С учетом размера естественной убыли продуктов питания недостача составила 30 кг картофеля и 17,5 кг муки.
Сумма недостачи в размере 800 руб. ((18,5 кг х 30 руб.) + (14 кг х 17,50 руб.)) отнесена на виновное лицо.
В счет возмещения ущерба виновное лицо добровольно внесло наличными в кассу учреждения 500 руб., возместило в натуральной форме продуктов на сумму 300 руб.
В учреждении необходимо сделать следующие бухгалтерские проводки:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана стоимость недостающих продуктов питания в пределах естественной убыли (1,5 кг х 27 руб.) + (1 кг х 14,5 руб.) | 1 401 20 272 | 1 105 32 440 | 55 |
Списание продуктов питания сверх норм по фактической стоимости (18,5 кг х 27 руб.) + (14 кг х 14,5 руб.) | 1 401 10 172 | 1 105 32 440 | 702,5 |
Отражена недостача продуктов по рыночной стоимости | 1 209 74 560 | 1 401 10 172 | 800 |
Возмещен ущерб виновным лицом в натуральной форме | 1 401 10 172 | 1 209 74 660 | 300 |
Приняты к учету продукты питания, поступившие в порядке возмещения ущерба | 1 105 32 340 | 1 401 10 172 | 300 |
Приняты в кассу учреждения денежные средства в возмещение ущерба | 1 201 34 510 | 1 209 74 660 | 500 |
Наличные денежные средства, поступившие в возмещение ущерба, внесены на лицевой счет учреждения | 1 210 03 560 | 1 201 34 610 | 500 |
Зачислены наличные денежные средств на счет | 1 304 05 340 | 1 210 03 660 | 500 |
Пример 3
Из кассы казенного учреждения сотруднику выдано под отчет 20 000 руб. на приобретение продуктов питания. Оплачены услуги по найму автотранспортного средства для их доставки - 500 руб. Продукты получены на склад и приняты к учету.
В учете учреждения данные операции следует отразить бухгалтерскими записями:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Выданы в подотчет денежные средства из кассы учреждения | 1 208 34 610 | 1 201 34 610 | 20 000 |
Формирование стоимости продуктов: | |||
- сумма поступивших продуктов; | 1 106 34 340 | 1 208 34 660 | 20 000 |
- сумма оказанных транспортных услуг | 1 106 34 340 | 1 302 22 730 | 500 |
Приняты к учету продукты по сформированной при их приобретении стоимости | 1 105 32 340 | 1 106 34 440 | 20 500 |
Оплачены услуги транспортной организации | 1 302 22 830 | 1 304 05 340 | 500 |
Пример 4
Учреждение (получатель) в рамках централизованного снабжения от учреждения, уполномоченного на осуществление таких закупок (государственный заказчик), 29 февраля 2012 г. получило продукты питания на сумму 150 000 руб. Извещение (ф. 0504805) получено только 12 марта 2012 г. Оба учреждения являются подведомственными одному главному распорядителю бюджетных средств.
В бюджетном учете заказчика и получателя данные операции необходимо отразить следующим образом:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
В учете государственного заказчика | |||
Февраль | |||
Переданы продукты питания получателю | 1 304 04 340 | 1 105 32 440 | 150 000 |
Отражена стоимость отгруженных продуктов питания на забалансовом учете | 150 000 | ||
Март | |||
Списана с забалансового учета стоимость продуктов питания после подтверждения от получателя | 150 000 | ||
В учете получателя | |||
Февраль | |||
Поступили продукты питания до момента получения Извещения (ф. 0504805) и приняты на забалансовый учет | 150 000 | ||
Март | |||
Принятие на балансовый учет продуктов питания после получения Извещения (ф. 0504805) и одновременное их списание с забалансового учета | 1 105 32 340 | 1 304 04 340 | 150 000 |
* Согласно п. 341 Инструкции N 157н материальные ценности, оплаченные субъектом учета, уполномоченным на централизованное заключение государственного (муниципального) контракта (договора), и отгруженные учреждениям (грузополучателям) в рамках централизованной закупки, учитываются на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". Принятие к учету на этот забалансовый счет материальных ценностей отражается на основании первичных документов, подтверждающих отгрузку материальных ценностей в пользу учреждения (грузополучателя), в сумме выплат на их приобретение. При получении вышестоящим учреждением-заказчиком подтверждения о получении учреждением (грузополучателем) материальных ценностей, отгруженных в их адрес, они подлежат списанию с забалансового учета по стоимости, по которой они ранее принимались к учету. ** Для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя предусмотрен забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению". При этом пользование имуществом до получения указанных документов допускается казенным учреждением при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п. 375 Инструкции N 157н). |
Пример 5
В соответствии с учетной политикой учреждения продукты питания списываются по фактической стоимости их приобретения. Согласно Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038) за март 2012 г. израсходовано продуктов на сумму 50 000 руб.
В бюджетном учете учреждения будет сделана следующая запись:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списаны израсходованные продукты питания | 1 401 20 272 | 1 105 32 440 | 50 000 |
О. Фурагина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
*(4) Согласно п. 220 Инструкции N 157н размер ущерба, причиненный недостачами и хищениями, определяется исходя из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи недостающих материальных ценностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"