Поговорим о спортивных федерациях и об их аккредитации
Спортивные федерации по праву можно считать одной из специфических структур, от деятельности которой зависит развитие того или иного вида спорта, а вместе с ним и перспективы спортивных учреждений, сотрудничающих со спортивными федерациями. Вопросам их правового регулирования в прессе уделено мало внимания, потому автор решил восполнить этот пробел и рассказать читателям журнала о спортивных федерациях, а также о порядке их государственной аккредитации как важнейшем мероприятии контроля.
Что такое спортивная федерация?
Ответ на этот вопрос дан в ст. 2 Закона о физической культуре и спорте*(1). Спортивная федерация - общественная организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Заметим, спортивные федерации входят в список субъектов физической культуры и спорта наравне с физкультурно-спортивными организациями, образовательными учреждениями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, Олимпийскими комитетами и т.д., включая граждан, занимающихся физической культурой, спортсменов (спортивные команды), спортивных судей, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта. Таким образом, спортивные федерации являются полноправными участниками физкультурно-спортивной жизни.
Существуют общероссийские, региональные и местные спортивные федерации. В члены общероссийских спортивных федераций в соответствии с их уставами могут быть приняты спортивные клубы независимо от организационно-правовых форм и их объединения, осуществляющие деятельность преимущественно в соответствующем виде или видах спорта. Утвержден перечень видов спорта (всего 20 видов), для развития которых создаются общероссийские федерации (Приказ Минспорттуризма РФ от 10.12.2008 N 64). Региональные федерации создаются и действуют в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территории субъекта РФ. При этом такая спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если она является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. Местная спортивная федерация создается и действует в целях развития определенного вида или определенных видов спорта на территориях муниципального района, городского округа, внутригородского муниципального города.
Спортивные федерации, за исключением местных, подлежат прохождению процедуры аккредитации. Это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (ст. 2 Закона о техническом регулировании*(2)). Для спортивных федераций процедура аккредитации напоминает лицензирование отдельных видов деятельности, за которыми необходим государственный контроль. За деятельностью спортивных федераций тоже нужен контроль, поэтому им обязательно следует иметь свидетельство о государственной аккредитации, выданное органом аккредитации после прохождения процедур проверки. На этом контроль не заканчивается, аккредитация может быть приостановлена, возобновлена или отозвана.
Для общероссийских и региональных спортивных федераций разработан отдельный порядок аккредитации (приказы Минспорттуризма РФ от 18.08.2009 N 654 и от 20.02.2009 N 49 соответственно). Во многом процедуры аккредитации схожи, что не удивительно, так как они преследуют одни и те же цели. Поэтому, чтобы не повторяться, сначала опишем общее, а потом выделим различия в аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций.
Общие правила проведения аккредитации
Государственная аккредитация осуществляется Минспорттуризмом (орган по аккредитации). В его ведении находится аккредитация общероссийских федераций, а также региональных спортивных федераций, которая осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта. В последнем случае орган по аккредитации выполняет контрольные функции. Для их качественного выполнения в помощь чиновникам разработаны порядки аккредитации. Не секрет, что любое ответственное мероприятие (в том числе и аккредитация) проводится поэтапно. Есть такие этапы и в аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций. Обозначим их на схеме.
Этапы проведения государственной аккредитации | |
Объявление о государственной аккредитации по виду спорта | |
Рассмотрение заявления и экспертиза представленных документов | |
Принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации | |
Принятие решения о приостановлении или об отзыве аккредитации |
Объявление об аккредитации по виду спорта. Основаниями для проведения этого этапа является обращение еще не аккредитованной спортивной федерации, либо окончание срока аккредитации у имеющейся федерации, либо отзыв аккредитации у такой организации (при условии что отзыв не связан с отменой признания того или иного вида спорта). К этим основаниям нужно добавить еще одно, для общероссийских федераций - включение вида спорта в перечень видов спорта, развиваемых на общероссийском уровне (второй раздел реестров видов спорта, утвержденный Приказом Минспорттуризма РФ от 02.02.2009 N 20). После возникновения одного из указанных обстоятельств издается приказ об объявлении об аккредитации, который размещается на сайте органа по аккредитации. Главное, что в нем указывается, - период подачи заявлений (от одного до двух месяцев с момента издания приказа).
Рассмотрение документов. Данный этап наиболее важен для заявителя, так как именно от него зависит, будет ли аккредитована спортивная федерация. А для этого нужно представить в орган по аккредитации заявление и пакет документов. Для сравнения приведем в таблице документы, предоставляемые общественными и региональными спортивными федерациями.
Документы для общероссийской федерации | Документы для региональной федерации |
- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ; - выписка из ЕГРЮЛ, выданная не позднее чем за месяц до подачи документов на государственную аккредитацию; - сведения о персональном составе руководящего органа; - перечень лиц, являющихся членами общественной организации, включая региональные спортивные федерации, аккредитованные в установленном порядке, а также перечень ее структурных подразделений; - копия документа с переводом на русский язык, подтверждающего членство общественной организации в международной спортивной федерации (при наличии членства в такой международной федерации); - проект правил вида спорта, развитие которого осуществляет общественная организация; - проект программы развития вида спорта, содержащей анализ состояния и планируемые мероприятия по развитию вида спорта на четырехлетний период; - проект положения о порядке отбора спортсменов для включения их в состав сборной команды РФ по виду спорта, которым занимается общественная организация; - справка об источниках финансирования деятельности, о выполненных основных мероприятиях программы развития вида спорта, результатах выступления сборной команды РФ на Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) играх, чемпионатах, первенствах мира; - справка налогового органа, выданная не позднее чем за три месяца до даты подачи заявления на государственную аккредитацию, об отсутствии у общероссийской спортивной федерации задолженности по налогам; - копии утвержденного годового отчета и годового бухгалтерского баланса за год, предшествующий подаче заявления о государственной аккредитации; - копии протоколов всероссийских спортивных соревнований, проведенных общественной организацией, за год до подачи заявления об аккредитации | - засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ, либо уведомление руководства общероссийской спортивной федерации, в состав которой входит соответствующая региональная федерация*; - выписка из ЕГРЮЛ, выданная не позднее чем за месяц до подачи документов на государственную аккредитацию (для региональных федераций, являющихся самостоятельными юридическими лицами) **; - сведения о персональном составе руководящего органа; - перечень лиц, являющихся членами региональной спортивной федерации; - письменное согласие общероссийской спортивной федерации на государственную аккредитацию региональной спортивной федерации - для видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта и развиваемых общероссийскими федерациями; - копия документа, подтверждающего членство региональной спортивной федерации в общероссийской спортивной федерации (если региональная федерация является членом общероссийской федерации); - проект положения о порядке отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды субъекта РФ по виду спорта, развитие которого осуществляет региональная спортивная федерация; - программа развития вида спорта, содержащая анализ состояния и планируемые мероприятия по развитию вида спорта на четырехлетний период; - справка об источниках финансирования деятельности региональной спортивной федерации; - копии протоколов региональных соревнований, проведенных региональной спортивной федерацией за год, предшествующий подаче заявления о государственной аккредитации (за исключением видов спорта, включенных в программу Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр) |
* Для региональных спортивных федераций уточнения внесены Приказом Минспорттуризма РФ от 23.06.2011 N 619. Ранее копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, были обязательными для аккредитации. Однако региональная спортивная федерация может и не являться самостоятельным юридическим лицом, например, если она является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. В таком случае этому региональному подразделению нужно подготовить уведомление постоянно действующего руководящего органа общероссийской спортивной федерации с указанием сведений о месте ее нахождения и руководящих органах филиала - региональной спортивной федерации. ** Другое аналогичное изменение Приказа Минспорттуризма РФ N 619 связано с выпиской из ЕГРЮЛ, выданной не позднее чем за один месяц до даты подачи документов на государственную аккредитацию. Этот документ обязателен только для региональных спортивных федераций, являющихся юридическими лицами. В предыдущем примечании региональная федерация, входящая в состав общероссийской спортивной федерации, подготавливает пакет документов соответственно без выписки из ЕГРЮЛ. |
Остается добавить, что сведения и документы, включаемые в реестр общероссийских и региональных спортивных федераций, представляются на бумажном и электронном носителях. В случае представления региональной спортивной федерацией в орган по аккредитации не тех документов или тех, но с нарушением срока их подачи орган по аккредитации возвращает заявителю все представленные документы без рассмотрения в течение 30 календарных дней с момента их поступления.
Принятие решения. На данную процедуру органу по аккредитации отводится два месяца со дня истечения срока подачи заявления о государственной аккредитации. Что именно делает орган по аккредитации в это время, в законодательстве не сказано, но можно предположить, что он проводит проверку всех документов и сведений, представленных региональной спортивной федерацией. Если все в порядке, то ей выдается свидетельство о государственной аккредитации на срок от одного года до четырех лет. Региональная спортивная федерация получает свидетельство в течение семи рабочих дней, а общероссийская - в течение десяти рабочих дней с момента принятия решения о государственной аккредитации.
В главе 25.3 НК РФ установлена государственная пошлина за выдачу документа об аккредитации (государственной аккредитации) организаций в размере 3 000 руб. (пп. 73 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Данная пошлина уплачивается на счет органа по аккредитации, который выполняет юридически значимые действия в этом вопросе. Заметим, ни в Законе о физической культуре и спорте, ни в порядках аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций ни слова не сказано о том, что за это мероприятие нужно платить госпошлину. Но, поскольку в налоговом законодательстве аккредитация рассматривается как возмездное, а не безвозмездное юридически значимое действие, спортивной федерации следует быть готовой к тому, что за получение свидетельства об аккредитации придется заплатить.
К сведению. В случае утраты свидетельства о государственной аккредитации, изменения наименования региональной спортивной федерации или ее адреса федерация обязана в течение 15 дней уведомить об этом орган по аккредитации и подать заявление о переоформлении свидетельства.
Здесь следует напомнить, что по одному виду спорта соответствующий орган по аккредитации обязан аккредитовать только одну спортивную федерацию (общероссийскую и региональную). При этом орган по аккредитации не может устанавливать дополнительные требования к аккредитации спортивных федераций. Но в любом случае он должен следовать утвержденным правилам аккредитации общероссийских и региональных федераций.
Дальнейший контроль. Это этап, который следует после проведения аккредитации. В ходе данного этапа предусмотрены приостановление, возобновление и отзыв государственной аккредитации спортивной федерации. В порядке проведения аккредитации есть основания для ее приостановления, не будем их перечислять, скажем только, что сам по себе этот факт не влечет увеличения срока действия аккредитации. Очевидно, для того чтобы возобновить государственную аккредитацию региональной спортивной федерации, следует своевременно устранить то, что послужило основанием для ее приостановления.
Частности для различных федераций
Первой особенностью общероссийской федерации являются дополнительные условия, при соблюдении которых данная организация допускается к аккредитации. В частности, официальное наименование организации должно отвечать требованиям, установленным законодательством об общественных объединениях, и содержать указания на организационно-правовую форму (общественная организация), территориальную сферу ее деятельности (общероссийская), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана организация. Далее в числе членов и (или) структурных подразделений организации наряду с возможными иными членами общественной организации должны быть региональные спортивные федерации, созданные на территориях более половины субъектов РФ и аккредитованные региональными властями. По отдельным сложным видам спорта допускается, что в ведении общероссийской федерации будут менее половины субъектов РФ, в которых созданы и действуют региональные спортивные федерации. При этом в целях определения территориальной сферы деятельности общероссийской спортивной федерации учитываются аккредитованные региональные спортивные федерации, являющиеся ее членами или структурными подразделениями (п. 3, 4 ст. 14 Закона о физической культуре и спорте).
К сведению. Не менее 75% общего числа голосов высшего руководящего органа общероссийской спортивной федерации должно принадлежать аккредитованным региональным спортивным федерациям, являющимся ее членами и (или) структурными подразделениями.
Различием в аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций является также то, что с первыми непосредственно работает орган по аккредитации - Минспорттуризм. В отношении вторых для рассмотрения вопросов получения, приостановления, отзыва аккредитации, включая экспертную оценку представленных сведений и документов, органом по аккредитации создается специальная комиссия. В ее состав могут входить представители заинтересованных органов региональной власти, физкультурно-спортивных и иных организаций. Принимая решения, комиссия вправе давать региональным спортивным федерациям рекомендации, соответствующие законодательству. Если спортивные федерации данные рекомендации проигнорируют, то это может попасть в поле зрения органа по аккредитации, который уполномочен контролировать соблюдение спортивными федерациями требований законодательства, включая рассматриваемые в статье порядки аккредитации спортивных федераций.
Еще одним отличием являются программы развития видов спорта. Они обязательны для обоих видов федераций, однако общероссийские в этом плане находятся в лучшем положении, так как для них утвержден отдельный порядок разработки и представления в Минспорттуризм программ развития соответствующих видов спорта*(3). Они включают несколько разделов: паспорт по образцу, анализ состояния и перспективы развития вида спорта в РФ и мире, цели и задачи программы, ожидаемые результаты ее реализации, описание основных мероприятий, а также сроки их выполнения по этапам и целевую комплексную программу подготовки российских спортсменов к олимпийским играм. Очевидно, что программа развития спорта в регионе попроще, в частности, она должна содержать анализ состояния того или иного вида спорта в регионе и планируемые мероприятия по развитию вида спорта на четырехлетний период в субъекте РФ, где создана региональная федерация.
Это основные отличительные моменты, связанные с аккредитацией общероссийской и региональной спортивной федерации. Есть и другие нюансы, с которыми лучше ознакомиться непосредственно в ходе проведения государственной аккредитации.
* * *
Спортивные федерации (как общероссийские, так и региональные) работают в социальной и общественно значимой сфере, потому государственная аккредитация по сути является одним из мероприятий контроля за этими общественными организациями. Таким образом, спортивным федерациям, если они хотят работать в правовом поле, без аккредитации не обойтись. Учреждениям физкультуры и спорта следует взять это на заметку и по всем возникающим вопросам обращаться только в аккредитованные региональные (общероссийские) федерации.
С.В. Булаев,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
*(3) Приказ Минспорттуризма РФ от 08.06.2009 N 369.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"