Аптечки в организациях. Учет расходов на приобретение медицинских изделий
С 1 января 2012 г. вступили в силу новые требования к комплектации аптечек для оказания первой помощи работникам. При формировании аптечки организации должны теперь будут руководствоваться приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 5.03.11 г. N 169н "Об утверждении Требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".
В соответствии с требованиями охраны труда на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. Под этим, в частности, подразумевается создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (часть 1 ст. 223 Трудового кодекса РФ, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Обратите внимание! Оказывать первую медицинскую помощь должен человек, имеющий медицинское образование. Если на работе случился инцидент, пострадавшему нужно срочно вызвать специалистов, а до этого обеспечить ему комфортные условия. Кроме того, выдавать лекарства больному или пострадавшему на свой страх и риск и без рекомендаций медицинского работника недопустимо, - простая таблетка может, например, вызвать непредсказуемую аллергическую реакцию.
Состав лекарственных и перевязочных средств, входящих в аптечки, устанавливается приказами Минздравсоцразвития России, а также иных органов исполнительной власти для определенных видов аптечек.
Аптечка для оказания первой помощи работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, комплектуется изделиями медицинского назначения, зарегистрированными на территории РФ, и изделия эти заменять нельзя.
Согласно названному приказу из состава аптечки для оказания первой помощи исключены лекарственные препараты. Остались только изделия медицинского назначения. В частности, при проведении сердечно-легочной реанимации должно использоваться устройство для проведения искусственного дыхания "рот-устройство-рот" или карманная маска для искусственной вентиляции легких. А для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран применяются жгуты, бинты и пакеты перевязочные, а также ножницы, салфетки антисептические, перчатки медицинские и другие изделия медицинского назначения.
Кроме того, в аптечку должны быть вложены краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками), разъясняющими, как и чем оказывать первую помощь в разных случаях.
Новый и необычный предмет, который сейчас обязательно должен входить в аптечку, - спасательное изотермическое двустороннее одеяло. Его расстилают серебристой стороной к телу, если пострадавшего нужно защитить от переохлаждения, и золотой стороной к телу для защиты от перегревания. Инструкция по его использованию уточняет, что лицо человека должно оставаться открытым.
Изучить рассматриваемый приказ полезно не только тем, кто отвечает за приобретение аптечки, но и остальным работникам организации. В документе кратко излагается, зачем нужен тот или иной предмет, как им пользоваться, чтобы помочь, а не навредить.
Кроме того, в организации необходимо назначить лицо, ответственное за охрану труда, в обязанности которого будет входить приобретение аптечки, ее хранение и использование средств для оказания первой помощи. Для этого руководителю следует издать соответствующий приказ.
В журнале регистрации оказания первой помощи нужно делать записи об использовании изделий медицинского назначения, и их замене. Следует также утвердить инструкцию по оказанию первой помощи, которая будет применяться до прибытия специалистов.
В соответствии со ст. 226 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.11 г. N 238-ФЗ) финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). При этом работники не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Стоимость переданных для использования укомплектованных медицинских аптечек учитывается для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно п.п. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичное мнение по правомерности учета затрат на охрану труда в составе налогооблагаемой прибыли высказано Минфином России (письмо от 9.08.11 г. N 03-03-06/4/95).
Расходы, направленные на охрану труда, признаются косвенными и уменьшают налоговую базу в периоде передачи медицинских аптечек для использования (п. 1 ст. 272, п.п. 1, 2 ст. 318 НК РФ).
В случае отсутствия в организации аптечки ответственность ложится на работодателя. Согласно ст. 5.27 КоАП РФ это является нарушением законодательства о труде и об охране труда, за что предусмотрен штраф.
Таким образом, с 1.01.12 г. в обязанности работодателя входит создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором изделий медицинского назначения для оказания первой помощи работникам согласно требованиям Минздравсоцразвития России. Работодатель обязан иметь медицинские аптечки в организации, даже если работа сотрудников не связана с непосредственным воздействием вредных производственных факторов. Затраты по охране труда и, в частности, создание санитарных постов с аптечками включаются в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль.
Е. Селянина,
аудитор, к.э.н.
"Финансовая газета", N 29, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.