Практические примеры расчета стоимости некоторых госуслуг
Определение объемов финансирования всегда было и остается одним из важнейших вопросов, стоящих перед автономными учреждениями. Чтобы получить необходимые средства, сегодня нужно обосновать затраты и обеспечить эффективность их использования. На примере учреждения культуры (музея), а также образовательных учреждений (детского сада, колледжа) рассмотрим, как определить объем субсидий на оказание услуг, рассчитать соответствующие нормативные затраты и установить стоимость платной услуги.
Субсидия на оказание услуг музея
Минкультуры разработало для подведомственных ему федеральных государственных музеев рекомендации, касающиеся порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества*(1). Ознакомимся подробнее с этим документом, уделив внимание наиболее важным моментам.
Так, нормативный акт определяет виды услуг (работ), оказываемые (выполняемые) музеями. Сюда относятся:
- работа по формированию и учету Музейного фонда;
- работа по хранению, изучению и обеспечению сохранности предметов Музейного фонда;
- услуга по публикации музейных предметов и коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других носителях, в том числе в виртуальном режиме;
- работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов и иных программных мероприятий силами учреждения;
- методическая работа в установленной сфере деятельности.
Минкультуры отмечает, что при определении объема субсидий на оказание музеями государственных услуг (выполнение работ) в состав нормативных затрат не включаются:
затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в том числе:
- на осуществление капитального ремонта;
- на покупку основных средств, за исключением приобретаемых ежегодно и непосредственно используемых при оказании государственных услуг (выполнении работ);
- другие затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели; бюджетные инвестиции;
затраты на содержание движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного;
финансовое обеспечение осуществления федеральным государственным учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств в денежной форме.
При этом размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), например за счет продажи входных билетов.
Отметим, что при определении нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) нужно учесть расходы, осуществляемые как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в объеме, необходимом для выполнения государственного задания. Кроме того, следует уменьшать объем субсидии на выполнение государственного задания на величину расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ), осуществляемых за счет средств от приносящей доход деятельности, учтенных при определении нормативных затрат.
Если показатели объема госзадания в текущем финансовом году выполнены частично, это учитывается при определении нормативных затрат и объема субсидии на очередной финансовый год и плановый период, а также при планировании значений показателей объема (содержания) государственных услуг (работ).
Модель расчета субсидии
Чтобы грамотно спланировать необходимые объемы финансирования, ответственные за это работники музея (финансист или бухгалтер) должны осуществить представленные ниже расчеты.
Объем субсидии, которую федеральное государственное учреждение получает на выполнение госзадания в соответствующем финансовом году () определяется по формуле:
, где:
- нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги (выполнение работы, осуществление направления деятельности*(2)) в соответствующем финансовом году;
- планируемый объем оказания i-й государственной услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности) в соответствующем финансовом году;
- нормативные затраты на содержание имущества в соответствующем финансовом году (за исключением имущества, сданного в аренду);
- расходы на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности.
Обратите особое внимание, что объем субсидий государственному учреждению, определяемый на основе нормативных затрат, не должен превышать объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью на соответствующий финансовый год и плановый период.
Нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги (выполнение работы, осуществление направления деятельности) () рассчитываются по формуле:
, где:
- нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием i-й государственной услуги (выполнением работы, осуществлением направления деятельности);
- затраты на общехозяйственные нужды, распределяемые между государственными услугами (работами), относимые на единицу объема i-й услуги (работы, направления деятельности). Такие затраты, в свою очередь, рассчитываются по следующей формуле:
, где:
- общая сумма затрат на общехозяйственные нужды;
- планируемые затраты на оплату труда персонала (с начислениями), непосредственно оказывающего государственную услугу (выполняющего работу, осуществляющего направление деятельности);
- объем (содержание) оказания государственной услуги (выполнения работы, осуществления направления деятельности).
Нормативные затраты на содержание имущества () федерального музея определяются следующим образом:
, где:
- нормативные затраты на теплоснабжение;
- нормативные затраты на электроснабжение;
- затраты на уплату налогов, в качестве объектов обложения которыми признаются недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем, земельные участки.
Расчет стоимости образовательных услуг
Однако определять объемы финансирования и применять нормативы затрат необходимо при расчете не только субсидии на выполнение госзадания, но и стоимости отдельных государственных (муниципальных) услуг, оказываемых на платной основе. Так, расчет стоимости услуги "Предоставление дошкольного образования" осуществляется в соответствии с нормами Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Пункт 2 ст. 52.1 закона гласит: размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении.
Соответственно, порядок расчета размера родительской платы за содержание ребенка в детском саде будет таков:
, где:
- размер платы за оказание i-й платной государственной (муниципальной) услуги в соответствующем периоде;
- норматив затрат на оказание i-й услуги в соответствующем периоде;
- доля нормативных затрат на оказание i-й услуги в соответствующем периоде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Пример 1
Детский сад работает пять дней в неделю по 12 часов, в нем имеются группы для детей в возрасте от трех до семи лет. Норматив затрат на содержание ребенка составляет 49 080 руб. в год. Каков размер родительской платы?
49 080 х (1 - 0,8) = 9 816, где 49 080 - норматив финансовых затрат на оказание муниципальной услуги, руб. в год; 0,8 - доля нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет местного бюджета в виде субсидии на выполнение муниципального задания; 9 816 - размер родительской платы за оказание муниципальной услуги, руб. в год.
В качестве другого примера приведем расчет платы за услугу, входящую в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ). Такие услуги (например, по предоставлению среднего профессионального образования), оказываемые в рамках госзадания, бесплатны для получателей. Однако в Постановлении Правительства РФ от 18.07.2008 N 543*(3) предусмотрена возможность взимания за них платы. Последняя рассчитывается на основании п. 63 указанного постановления: среднее специальное учебное заведение вправе в пределах численности контингента обучающихся, установленной лицензией, осуществлять сверх заданий (контрольных цифр) по приему студентов подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
В данном случае порядок расчета будет таким:
, где:
- норматив финансовых затрат на оказание i-й услуги, входящей в перечень государственных услуг (работ) и выполняемой учреждением сверх объема, установленного в государственном задании в соответствующем периоде;
- размер платы за оказание i-й платной услуги, входящей в перечень государственных услуг (работ) и выполняемой учреждением сверх объема, установленного в государственном задании в соответствующем периоде.
Пример 2
Учреждение среднего профессионального образования проводит обучение по специальности "Правоведение". Норматив затрат на оказание этой услуги составляет 30 474 руб. в год. Какова стоимость обучения студентов, принятых сверх государственного задания?
Стоимость предоставления платной услуги, входящей в перечень государственных услуг (работ), равна нормативу финансовых затрат на оказание рассматриваемой госуслуги, утвержденному в конкретном субъекте РФ. То есть плата за обучение составит 30 474 руб. в год.
А.Г. Ловидова,
к.э.н., заместитель начальника отдела анализа и развития
бюджетной системы Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина РФ
"Руководитель автономного учреждения", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приложение 3 к Приказу Минкультуры РФ от 05.12.2011 N 1122 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание театрами, цирковыми организациями, организациями в сфере народного творчества, библиотеками, музеями, концертными организациями, самостоятельными творческими коллективами, филармониями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества".
*(2) Направление деятельности - осуществляемая как один из видов или этапов оказания государственной услуги (работы) деятельность федерального государственного учреждения, особенности содержания которой требуют обособленного измерения показателей ее объема и расчета нормативных затрат на ее оказание (выполнение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"