Наша детско-юношеская спортивная школа работает в статусе автономного учреждения почти полтора года. Мы хотим расширить приносящую доход деятельность за счет открытия тренажерного зала, но для этого требуется закупить оборудование. Учреждение собирается привлечь кредит на эти цели - в размере 800 тыс. руб. под 13,5% годовых на два года. Требуется ли одобрение учредителем покупки оборудования и (или) привлечения кредита? Если да, достаточно ли устного согласия учредителя или согласие необходимо оформить документально (например, в протоколе заседания наблюдательного совета)?
Кроме банковского кредита мы рассматриваем такой вариант, как рассрочка, предоставляемая поставщиком оборудования. В каком случае целесообразно выбрать ее, а не кредит? И нужно ли согласовывать с учредителем покупку в рассрочку?
Мнение эксперта
К.Г. Чагин, руководитель проектов сектора "Социальная политика и общественные коммуникации" Института экономики города
По федеральному законодательству об автономных учреждениях к полномочиям учредителя не относится одобрение покупки оборудования или получение кредита*(1). Однако, если цена соответствующей сделки (стоимость приобретаемого имущества или сумма кредита) превышает установленный размер так называемой крупной сделки, осуществить ее автономное учреждение может только с предварительного одобрения наблюдательного совета (ч. 1 ст. 15 Закона N 174-ФЗ), а предложение совету о совершении такой сделки вносит руководитель учреждения (п. 9 ч. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ). Согласно ст. 14 Закона N 174-ФЗ размер крупной сделки составляет более 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, однако при утверждении устава АУ учредитель может уменьшить этот размер, теоретически - вплоть до одного рубля. Поэтому здесь нужно ориентироваться на то, что именно сказано о размере крупной сделки в уставе данного учреждения. Заседания наблюдательного совета АУ должны протоколироваться (ч. 15 ст. 10 Закона N 174-ФЗ), следовательно, и одобрение советом совершения крупной сделки должно оформляться в протоколе заседания.
Вместе с тем следует учитывать, что руководителю автономного учреждения все равно может понадобиться неформально согласовывать приобретение оборудования или получение кредита с учредителем, а именно с руководителем органа, который выполняет функции и полномочия учредителя. Причина в том, что учредитель является работодателем руководителя учреждения, назначая его на эту должность, заключая с ним трудовой договор и прекращая его полномочия (п. 6 ст. 9 Закона N 174-ФЗ). И вполне вероятно, что, если управленческие решения руководителя АУ не будут нравиться учредителю, он может в конце концов найти способ поставить на эту должность другого человека, решения которого будут более приемлемыми. Вполне возможно, учредителя просто не устроит то, что руководитель учреждения, не спрашивая предварительного устного одобрения своих действий, проявляет самостоятельность, пусть и разрешенную законом.
Кроме того, важно помнить следующее. Если кредит будет оформляться под залог имущества автономного учреждения, которое относится к недвижимому или особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем или приобретенному за счет средств, выделенных на эту цель, АУ необходимо получить на оформление согласие именно самого учредителя (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). В федеральном законодательстве об автономных учреждениях не сказано, в какой форме должно даваться такое согласие, однако лучше, конечно, чтобы оно было зафиксировано в письменном виде - соответствующим письмом или распорядительным документом (приказом, распоряжением) руководителя органа, выполняющего функции и полномочия учредителя АУ. Если согласие дано в устной форме, потом (в случае возникновения спорных ситуаций) этот факт будет невозможно доказать.
Говоря об использовании имущества в качестве залога по кредиту, нельзя не отметить, что в федеральном законодательстве об автономных учреждениях существует противоречие, связанное с вопросом о том, каким своим имуществом учреждение может распоряжаться самостоятельно, а каким - только с согласия учредителя. Дело в том, что любое имущество АУ (в том числе приобретенное им за счет средств, полученных от оказания платных услуг и выполнения платных работ) закрепляется за ним учредителем на праве оперативного управления (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Получается некий замкнутый круг: с одной стороны, декларируется, что автономное учреждение может распоряжаться без согласия учредителя имуществом, не относящимся к недвижимому или особо ценному движимому, закрепленному за учреждением учредителем (в силу ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ), с другой стороны, никакого имущества, не закрепленного за ним учредителем, у АУ в принципе быть не может.
Что касается выбора кредита или рассрочки, предоставляемой поставщиком приобретаемого оборудования, тут все целиком зависит от того, насколько привлекателен для учреждения какой-либо способ в финансово-экономическом плане. Факторами, определяющими эту привлекательность, являются размер кредитного процента, необходимость использования залога, длительность предоставляемой рассрочки, планируемый срок окупаемости приобретаемого оборудования, наличие у учреждения свободных финансовых ресурсов и др.
Как и привлечение кредита, покупка оборудования в рассрочку подлежит предварительному одобрению со стороны наблюдательного совета в случае, если стоимость приобретаемого оборудования превышает установленный размер крупной сделки, а с учредителем, следуя букве закона, ее формально согласовывать не надо (см. выше).
Мнение эксперта
О.Е. Орлова, эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"
Озвученные условия по процентной ставке и сроку достаточно выгодные, чтобы из возможных вариантов финансирования остановиться на банковском кредите. Однако банки не кредитуют сделку в полном объеме, доля их участия обычно не превышает 70%. Как можно увеличить сумму кредита? Включить в кредитуемую сделку стоимость не только оборудования, но и его монтажа, дополнительного оборудования, расходного материала, ремонта помещения. В этом случае банк профинансирует и покупку оборудования, и открытие тренажерного зала.
Возможно, ДЮСШ столкнется с проблемой оформления залога по кредиту. Покупаемое оборудование не может выступить предметом залога, поскольку на момент заключения кредитного договора оно не находится в собственности школы. Если она в состоянии предложить банку альтернативный залог, не стоит упускать столь выгодный кредит. Долгосрочные средства на два года позволят как профинансировать данную покупку, так и при последующем получении выручки от использования тренажеров направить средства на другие проекты по расширению деятельности.
Если же ДЮСШ, напротив, намерена как можно быстрее погасить кредит, ей следует заострить внимание на условиях кредитного договора. Банки находятся в тисках двух противоречащих друг другу целей: первая - получить максимальный доход, вторая - соблюсти приемлемый уровень риска. Поэтому кредитные организации не приветствуют более ранние (по сравнению с условиями договора) сроки гашения основного долга, также для них недопустима просрочка оплаты. Зачастую банки защищают себя от досрочного погашения кредита разного рода комиссиями. Если в кредитном договоре присутствует условие о дополнительных платах за досрочное гашение, надо либо исключить данный пункт в ходе переговорного процесса, либо иметь в виду возможные дополнительные расходы.
Рассрочка платежа может выступить альтернативой банковскому кредиту. Ее удобство по сравнению с кредитом заключается в том, что поставщик снисходительно отнесется к нарушениям по оплате в два, три и даже пять дней, для банка же подобного рода технические просрочки - сигнал об ухудшении качества кредита и основание для повышения процентной ставки. Однако поставщики вряд ли предложат рассрочку, сопоставимую по срокам с банковским кредитом; скорее всего, максимальный срок рассрочки не превысит шести месяцев. Значительные сроки товарных кредитов в состоянии предоставить иностранные заводы, для которых российский рынок весьма заманчив. В этом случае российский поставщик может установить для ДЮСШ симметричную рассрочку.
Но, каким бы ни был срок рассрочки, кто-то из участников сделки должен оплатить временную стоимость денег. В товарных сделках принято, что плата за рассрочку не устанавливается в процентах, а учитывается в цене. Вряд ли стоимость тренажеров при предоплате и при рассрочке на шесть - девять месяцев будет одна и та же. Это необходимо учитывать при сравнении способов финансирования.
Весьма интересным представляется вариант сочетания рассрочки поставщика с банковским кредитом. Первая не исключает получения второго после того, как оборудование приобретено. Если ДЮСШ оценивает временной интервал по полной оплате тренажеров от шести месяцев до двух лет, возникает возможность отложить решение вопроса по кредиту. Коммерческие банки предлагают такой продукт, как кредит на возмещение ранее понесенных затрат капитального характера. Схема будет выглядеть следующим образом:
1) ДЮСШ выясняет возможность получения кредита на возмещение понесенных затрат;
2) тренажеры приобретаются у поставщика в рассрочку;
3) за месяц до окончательной оплаты (или позднее) ДЮСШ принимает решение о целесообразности получения кредита.
К сожалению, если оборудование на момент заключения кредитного договора не будет полностью оплачено, его тоже нельзя предложить в качестве залога. Согласно п. 5 ст. 488 ГК РФ неоплаченный товар числится в залоге у продавца. Если ДЮСШ выберет вариант с банковским кредитом, а в залог ничего кроме приобретаемого оборудования не предложит, можно освободить неоплаченные тренажеры из-под залога продавца. Для этого в договоре поставки оборудования должна содержаться оговорка, что отсрочка платежа не считается залогом.
Справедливости ради отметим, что достаточно часто, чтобы на это могли рассчитывать заемщики, банки пренебрегают нормами ГК РФ и принимают в залог неоплаченный товар. Кредитные организации идут на этот риск, зная, что выдача ссуды и оплата за счет кредитных ресурсов приобретаемого товара практически мгновенно освобождают товар из-под залога поставщика.
Кредит на возмещение понесенных затрат - уникальный банковский продукт для решения нестандартных задач. Допустим, что данную сделку ДЮСШ профинансировала за счет отсрочки поставщика и смогла рассчитаться в срок за счет поступающей выручки. На фоне успехов возникли мысли о расширении коммерческой деятельности. В этом случае можно взять кредит на возмещение ранее понесенных затрат и направить полученные денежные средства на новые приобретения.
Еще один пример. Нередко в деловой практике бывает так, что сделка начата, произведена либо планируется полная или частичная оплата по ней, но документы для получения кредита не готовы или по технологии выдачи кредита и оформления залога не успевают пройти все инстанции, с тем чтобы момент получения кредита опережал момент оплаты по сделке. Тогда АУ за счет собственных оборотных средств производит платеж, а позднее, оформив кредит, получает деньги от банка в возмещение ранее понесенных затрат и расходует их на обычные в деловой практике платежи (в частности, на оплату поставщикам).
Кроме выбранных ДЮСШ форм есть третий способ финансирования. Если предметом сделки купли-продажи является оборудование, его приобретение может быть осуществлено за счет лизинга. Лизинг удобнее кредита тем, что приобретаемый объект становится предметом залога, нет необходимости изыскивать дополнительное обеспечение. Если же сравнивать затраты по обслуживанию, кредит, как правило, выгоднее лизинга, поскольку лизингодатель - дополнительный посредник в сделке, который сам пользуется кредитами для финансирования своей деятельности.
Мнение эксперта
С.В. Слешинская, директор МАОУ ДОД "СДЮСШОР "Манеж" Великого Новгорода
Спортивная школа Великого Новгорода "Манеж" опробовала в своей деятельности несколько финансовых инструментов - аренду оборудования, привлечение банковского кредита на его покупку, рассрочку платежей и др.
Аренда оборудования. Еще будучи бюджетным учреждением, мы взяли в аренду тренажеры (договор с арендодателем длился с ноября 2006 года до августа 2010 года). Первоначальные условия были следующими: 70% дохода, полученного от использования этого оборудования, шло арендодателю, а 30% оставалось у нас. Такие условия действовали до полного погашения стоимости оборудования (предполагалось, что на это потребуется три года, но на практике срок сократился до одного года восьми месяцев). Потом соотношение долей изменилось (50% на 50%).
Конечно, это достаточно высокая плата за аренду. Но новое оборудование было нам необходимо, а других вариантов его получения на тот момент не существовало. Кредит бюджетному учреждению недоступен, покупать оборудование за счет спонсорских средств (таким способом школа оснастила одну половину тренажерного зала) стало затруднительно - в 2008 году наступил экономический кризис, и предприятия свернули свою спонсорскую деятельность.
Правда, при расчете размера арендной платы учитывалось одно важное условие: сумма дохода, из которой потом высчитывался процент арендодателю, определялась только после того, как из нее вычиталась часть, идущая на зарплату нашим сотрудникам (с начислениями на нее). Иначе бы финансовый результат от аренды свелся к нулю. Кроме того, положительный момент был еще в том, что спортшкола и организация-арендодатель, одинаково заинтересованные в увеличении дохода тренажерного зала, совместно "раскручивали" его услуги (например, арендодатель периодически давал рекламу о нашем зале в СМИ).
Когда подошел срок окончания договора аренды, "Манежу" надо было решать: продолжить арендные отношения, отдавая часть прибыли, или попробовать другой инструмент и начать работать на себя. К этому времени спортивная школа получила автономию (смена статуса произошла 1 октября 2008 года), то есть появилась возможность взять банковский кредит. Проанализировав платежеспособность учреждения и финансовые риски, мы остановились на привлечении кредитных средств. Тем более что за три года аренды оборудования его износ оказался большим, а в городе появились тренажерные залы, оснащенные новейшей техникой. Мы поняли, что отстаем от них (например, кардиотренажеров у нас тогда вообще не было).
Нам нужно было действовать быстро, поэтому еще один альтернативный вариант - накопление необходимой суммы денег на расчетном счете - не подходил. К тому же в таком случае увеличилась бы налогооблагаемая база (автономное учреждение применяет УСНО) и налог возрос бы на сумму, сопоставимую с процентами по кредиту.
Банковский кредит. Спортивная школа заключила кредитный договор с банком в августе 2010 года, а оборудование было поставлено в конце августа - начале сентября. Заемные средства в размере 1,1 млн. руб. предоставлялись под 14,5% годовых. Хотя кредит привлекался на три года, мы выплатили его за восемь месяцев - возможность досрочного погашения была прописана в условиях договора.
При его заключении принципиальным для нас оказался и другой момент. Учреждению важно было установить такой график платежей, который не предусматривал бы перечисления равных сумм. Лето для спортшколы - наименее доходное время года, когда и так много расходов (идут ремонтные работы, сотрудникам выплачиваются отпускные), поэтому по условиям договора в этот период мы в обязательном порядке выплачивали лишь проценты по кредиту и минимальную сумму в счет самого кредита.
Кроме того, мы изначально понимали, что, если на погашение займа будет направлен только доход от одной платной услуги (тренажерный зал), выплатить кредит будет очень трудно. В среднем абонемент на восемь занятий по 1,5 часа стоил для взрослого населения 600 руб., для студентов - 350 руб., скидки также предусматривались для школьников и пенсионеров. Но тренажерный зал не генерировал стабильного (из месяца в месяц) и одинаково высокого притока денег, и когда средств, поступающих от работы этого направления, не хватало, учреждение гасило кредит за счет дохода от других платных услуг.
Отметим, что для банка это был первый опыт предоставления кредита автономному учреждению и, разумеется, он проверял нашу кредитоспособность. Спортивная школа держала расчетный счет для внебюджетных средств в этом банке, поэтому часть наших финансовых потоков была для него открыта. А по второму счету, находящемуся в другой кредитной организации, мы предоставляли выписку о его состоянии.
Залогом по кредиту выступало покупаемое оборудование, хотя предварительно мы рассматривали еще один вариант, при котором учредитель предоставил бы банку гарантии. Остановившись на варианте с залогом, учреждение повысило свою персональную ответственность за результаты этого проекта (как положительные, так и отрицательные).
Взаимодействие с учредителем. Что касается согласования действий учреждения с учредителем, получение кредита на сумму 1,1 млн. руб. в нашем случае не подпадало под такое понятие, как крупная сделка (для "Манежа" ее размер превышает 4 млн. руб.). То есть разрешения наблюдательного совета не требовалось. Однако представители учредителя все равно заранее знали, что школа намеревается привлекать заемные средства (в частности, с ними обсуждались вопросы обеспечения кредита).
Кроме того, учредитель мог следующим образом повлиять на решение спортшколы оформить кредит. Долг по нему должен быть отражен в плане финансово-хозяйственной деятельности АУ на следующий год, а этот документ в обязательном порядке рассматривается наблюдательным советом, треть которого составляют представители учредителя. Если бы совет посчитал, что своими доходами мы не сможем покрыть расходы по кредиту, план финансово-хозяйственной деятельности не получил бы положительного заключения, а значит, у школы исчезла бы возможность привлечь заем.
В нашем случае "кредитный" вопрос возник раньше, чем утверждался план финансово-хозяйственной деятельности на следующий год, поэтому учреждение летом 2010 года (до оформления кредитного договора с банком) подготовило предварительный план, учитывающий расходы по кредиту, и согласовало его с учредителем. А в декабре 2010 года план был официально рассмотрен на заседании наблюдательного совета.
Способы расчетов с поставщиком. Выплатив в 2011 году кредит, мы задумались о покупке новой партии спортивного оборудования. Однако привлечение большой суммы заемных средств оказалось ненужным. Мы решили пойти по другому пути: с помощью анализа спроса выявлять предпочтения посетителей и постепенно докупать востребованное оборудование. При единовременной же закупке тренажеров в кредит возникал риск их невостребованности.
Поэтому спортивная школа вышла к поставщику с предложением о рассрочке платежа, но по объективной причине он нам отказал. Мы стали работать по такой схеме, как предоплата: 30% суммы учреждение уплачивает поставщику авансом, тот заказывает изготовление тренажеров на заводе-производителе (как правило, на изготовление требуется около двух месяцев), а после того, как оборудование прибудет на склад в Москве, учреждение перечисляет остальные 70% суммы и тренажеры отправляются нам.
В частности, таким способом мы покупали последнюю партию тренажеров на сумму порядка 600 тыс. руб. Поскольку самыми доходными периодами у учреждения являются I и IV кварталы, в течение января-марта 2012 года мы накопили средства и в конце I квартала сделали заказ. Кардиотренажеры практически всегда есть на складе поставщика, поэтому мы уплатили полную стоимость двух беговых дорожек (около 300 тыс. руб.) и они сразу же были доставлены. Плюс к этому мы перечислили 30% стоимости остального оборудования (силовые тренажеры), которое нужно было изготовить на заводе-производителе. Тем самым на конец I квартала учреждение израсходовало свой доход, снизив налогооблагаемую базу, и получило часть тренажеров. Через два месяца у спортшколы набралась оставшаяся часть суммы, мы оплатили и получили вторую партию тренажеров.
Однако от такого способа оплаты, как рассрочка платежа, мы не отказались и сейчас используем его при выполнении крупных ремонтных работ. Например, в прошлом году спортивной школе потребовалось отремонтировать крышу (на сумму около 1,5 млн. руб.), а значит, нужно было либо брать кредит и платить проценты за пользование им, либо договариваться с подрядчиком о рассрочке. И мы выбирали именно такую строительную фирму, которая была согласна работать на этих условиях.
Учреждение договорилось с организацией о беспроцентной рассрочке до 31 декабря 2011 года и совместно с ней определило график платежей. Нам было важно четко следовать этому графику, поскольку данные расходы также были прописаны в плане финансово-хозяйственной деятельности. В текущем году мы планируем завершить ремонт крыши с тем же подрядчиком (оформлена рассрочка до 31 декабря 2012 года). Строительная организация спокойно пошла на такие условия, поскольку школа показала себя надежным партнером и добросовестным плательщиком.
Выводы и рекомендации. Проанализировав накопленный опыт, мы поняли, что оптимальным вариантом для учреждения является рассрочка платежа. Не надо платить проценты, поставщик сразу начинает выполнять договорные обязательства, цена договора остается фиксированной на протяжении всего периода оплаты. Однако в нашем случае этот вариант сработал не с поставщиком оборудования, а со строительной фирмой. Возможно, все было бы по-другому, если бы нашелся местный поставщик тренажеров (который знал бы нас и понимал, какова специфика работы с муниципальным учреждением).
Спортивная школа уже заключила договор на завершающий этап работ по ремонту крыши, где предусмотрена рассрочка платежа. По аналогичной схеме будет производиться ремонт гимнастического зала, также требующий больших затрат.
Способ расчетов по предоплате пригодится в будущем. После проведения летних ремонтных работ мы постараемся накопить немного средств, чтобы в сентябре 2012 года внести 30% стоимости заказа, а в начале ноября, к пику сезона, полностью рассчитаться с поставщиком и оснастить тренажерный зал какими-нибудь новинками (двумя-тремя тренажерами).
Тем учреждениям, которые только начинают осваивать различные финансовые инструменты, мы бы порекомендовали обратить внимание именно на рассрочку. Если поставщик согласится на подобные условия, это будет самый удобный и приемлемый вариант для учреждения, у которого нет денежных средств на развитие и которое не хочет переплачивать проценты за пользование кредитом. Однако здесь важно предусмотреть следующие моменты:
1. Четко оговорить условия договора и спланировать график платежей исходя из реалистичного прогноза доходов и расходов учреждения.
2. Предусмотреть перераспределение средств от платных услуг, а именно возможность выплаты долга из другого внебюджетного источника.
3. Выбрать такого поставщика (подрядчика), у которого учреждение было бы не единственным клиентом (заказчиком). При единовременном наличии хотя бы нескольких клиентов организация-поставщик охотнее согласится на рассрочку и не будет настаивать на более ранней оплате, поскольку для нее платежи учреждения окажутся лишь частью диверсифицированного финансового потока.
Кредит тоже представляется очень интересным инструментом. Плюс его в том, что развивать услугу на заемные средства можно здесь и сейчас, причем деньги начинают работать сразу. Однако кредит целесообразно брать на большую сумму, например на реализацию нового проекта или перевооружение целого зала. В этом случае также необходимо правильно рассчитать финансовые риски, четко спланировать финансово-хозяйственную деятельность и определить источники, за счет которых будет гаситься кредит.
Наконец, в определенных случаях нельзя сбрасывать со счетов и аренду. Правда, финансовые службы двух организаций должны будут провести большую работу, чтобы условия договора были выгодны для обеих сторон и ни учреждению, ни фирме-арендодателю не остаться внакладе.
1 июня 2012 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 9 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"