Пользователь услуг почтовой связи в адрес организации направил жалобу на некачественное предоставление услуг. Претензия пользователя услуг почтовой связи была перенаправлена в почтамт, которому подчинено отделение почтовой связи, допустившее нарушение правил оказания услуг почтовой связи, для рассмотрения и подготовки ответа заявителю. Сотрудники почтамта, готовившие ответ на претензию, связались с данным лицом по мобильному телефону, указанному в претензии, для более тщательного выяснения ситуации. Пользователь услуг почтовой связи считает, что передача письменной претензии в структурное подразделение организации, созвон сотрудника организации с заявителем претензии и использование данных о фамилии, имени и отчестве нарушают его права по защите персональных данных.
Являются ли в данном случае права гражданина как субъекта персональных данных нарушенными?
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. То есть персональные данные - это различная информация, которая позволяет идентифицировать конкретного человека.
Любые действия или операции с персональными данными считаются обработкой персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.
Согласно ст. 6, ст. 9 Закона N 152-ФЗ по общему правилу обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, обработка персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Отметим, что Ваша организация, основанная на праве хозяйственного ведения, является единым хозяйствующим субъектом, обладающим статусом юридического лица и имеющим сложную организационную структуру. Оно создано в целях предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации. Для достижения названной цели организация создает обособленные структурные подразделения, которые, в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений.
Поскольку организация создана в целях предоставления услуг почтовой связи на территории РФ, по смыслу ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) организация является оператором почтовой связи. При этом статьей 37 Закона N 176-ФЗ на всех операторов почтовой связи возложена обязанность по рассмотрению и даче письменных ответов на претензии пользователей услуг почтовой связи.
Согласно п. 54 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 во исполнение ст. 4 Закона N 176-ФЗ (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), в претензии пользователем услуг почтовой связи указываются, в частности, адрес и полное наименование заявителя, а также данные документа, удостоверяющего его личность. А в соответствии с п. 55 Правил оказания услуг почтовой связи порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Как указала Кассационная коллегия Верховный Суд РФ в определении от 06.05.2010 N КАС10-187, Правительство РФ возложило на оператора почтовой связи установление порядка регистрации и рассмотрения претензий в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
В то же время из разработанного Вашей организацией Порядка рассмотрения претензий следует, что претензия пользователя услуг почтовой связи направляется в почтамт, которому подчинено отделение почтовой связи, допустившее нарушение правил оказания услуг почтовой связи, для рассмотрения и подготовки ответа заявителю.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации обработка организацией персональных данных пользователя услуг почтовой связи, обратившегося с претензией, по нашему мнению, осуществлялась в точном соответствии с положениями Закона N 176-ФЗ и поэтому на основании п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ не требовала получения согласия субъекта персональных данных.
Отметим, что в ст. 7 Закона N 152-ФЗ установлен прямой запрет разглашения третьим лицам персональных данных (в рассматриваемом случае - сведений, содержащихся в претензии) операторами и иными лицами, получившими доступ к персональным данным, и их распространения без согласия субъекта персональных данных. Поэтому в любом случае оператор обязан контролировать соблюдение своими сотрудниками данного запрета. Направление письменной претензии в структурное подразделение организации, в компетенцию которого входит проверка указанных в ней фактов и рассмотрение ее по существу, по нашему мнению, не является разглашением персональных данных, содержащихся в претензии, третьим лицам.*(1) Не может свидетельствовать о разглашении персональных данных и созвон сотрудника организации с заявителем претензии в целях уточнения изложенных в ней обстоятельств, если заявитель добровольно указал в претензии номер своего телефона. Данное действие направлено на своевременное и качественное рассмотрение претензии и принятие мер по восстановлению или защите нарушенных прав и законных интересов гражданина в рамках полномочий, предоставленных оператору почтовой связи законом.
Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемом случае права гражданина как субъекта персональных данных ничем не нарушены. Однако, к сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики по рассматриваемому вопросу нам найти не удалось. Не исключено, что наше мнение может расходиться с позицией органов государственной власти. В связи с этим рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228, а также соответствующим административным регламентом, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 08.06.2011 N 137.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Мария
6 июля 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подобное положение закреплено, например, в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"