Перспективы налогового администрирования: видение ФНС
Последними новостями в области налогового администрирования с читателям делится наш эксперт.
Электронный документооборот
В мае у российских налогоплательщиков появилась возможность обмениваться счетами-фактурами в электронном виде.
11 апреля в Минюсте зарегистрирован Приказ ФНС РФ от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде". Формы указанных документов были утверждены ранее Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Данный приказ позволяет хозяйствующим субъектам не только использовать электронные счета-фактуры в своей деятельности, но и вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж, дополнительные листы книг покупок и продаж в электронном виде, не распечатывая документы на бумаге.
Кроме того, ранее ФНС разработала рекомендательные форматы двух первичных учетных документов: форму ТОРГ-12 и форму акта приемки-сдачи работ (оказания услуг) (Приказ от 21.03.2012 ФНС РФ N ММВ-7-6/172 "Об утверждении форматов первичных учетных документов").
Таким образом, у налогоплательщиков появилась альтернатива бумажному документообороту: переход на электронные счета-фактуры и другие первичные учетные документы позволит не только снизить расходы и сэкономить время налогоплательщиков, но и повысить эффективность бизнес-процессов.
По мнению представителей ФНС, среди преимуществ использования юридически значимых электронных документов можно выделить следующие:
- экономия средств: снижение затрат на почтовые и курьерские услуги, на ведение архива документов на бумажном носителе, затраты на бумагу, печать, уплата штрафов и пени за несвоевременную оплату счетов, судебные издержки и т.п.;
- возможность оперативного поиска документов: с переходом на электронный документооборот все документы будут храниться систематизированно в электронном архиве, а это значит, быстро найти нужный документ не составит никакого труда;
- существенная экономия времени: увеличится скорость передачи документов контрагентам, территориально удаленным друг от друга;
- безопасность и надежность: электронно-цифровая подпись способна обеспечить контроль целостности передаваемых документов, а оператор связи гарантирует доставку документов.
К сведению. По данным международных исследований, внедрение электронного документооборота позволяет сократить время обработки документов на 70%, а общая экономия от использования бухгалтерских и финансовых документов в электронном виде составляет 2-3% валового оборота компании.
Как отмечают чиновники ФНС в своих выступлениях, следующим шагом на пути развития электронного документооборота станет упрощение процедуры подтверждения нулевой ставки по НДС за счет перевода документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, в электронный вид.
Новые сервисы сайта ФНС
Оказание информационной и сервисной помощи субъектам малого бизнеса является одним из основных приоритетных направлений в деятельности ФНС.
По данным ведомства, представленным на его официальном сайте, электронные сервисы ФНС России востребованы налогоплательщиками - это помогает в ведении их предпринимательской деятельности, экономит время и затраты, освобождает от необходимости приходить в инспекцию, помогает оперативно решать вопросы. Работа ФНС по выстраиванию клиентоориентированного подхода к организации работы с налогоплательщиками, предоставлению им доступных электронных сервисов и созданию партнерских отношений с ними дает свои результаты.
Интернет-ресурс. Официальный сайт ФНС - www.nalog.ru.
Именно поэтому на сайте ФНС появляются новые сервисы, предоставляющие налогоплательщикам дополнительные возможности.
Сервис "Часто задаваемые вопросы"
На сайте ФНС заработал сервис "Часто задаваемые вопросы". Он был создан для удобства налогоплательщиков и оптимизации работы сотрудников налоговых органов. Благодаря этому сервису каждый налогоплательщик может оперативно получить квалифицированный ответ на свой вопрос, не тратя время на посещение инспекции.
В базе данных сервиса ФНС содержится более 135 тыс. ответов на самые актуальные вопросы. Они структурированы по 23 категориям (электронные сервисы, урегулирование задолженности, НДФЛ, акцизы и др.) и по уровням (федеральный и региональный). Чтобы упростить поиск нужного ответа, пользователь может уточнить, в качестве кого он выступает: как индивидуальный предприниматель, иностранная организация, физическое или юридическое лицо.
Специалисты налоговой службы планируют и дальше развивать этот сервис. База данных с ответами на самые часто задаваемые вопросы будет пополняться новой необходимой информацией в зависимости от потребностей налогоплательщиков. Кроме того, пользователи могут оставить свои отзывы о работе сервиса и высказать предложения по его улучшению.
Сервис "Онлайн-запись на прием в инспекцию"
ФНС запускает пилотный проект по реализации интерактивного сервиса, позволяющего налогоплательщику записаться на прием в налоговую инспекцию в режиме онлайн.
Новый сервис позволит налогоплательщикам спланировать визит в налоговую инспекцию заранее и свести к минимуму время ожидания в очереди.
Сервис "Онлайн-запись на прием в инспекцию" будет доступен как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам. С его помощью можно будет записаться на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановку на учет физических лиц, представление налоговой и бухгалтерской отчетности, проведение сверки расчетов с бюджетом и просто на консультацию со специалистом налоговой службы.
Записаться на прием в налоговую инспекцию с помощью нового сервиса можно за две недели до планируемого визита. Онлайн-запись заканчивается накануне посещения инспекции.
С 5 мая 2012 года новым сервисом могут пользоваться налогоплательщики всех инспекций Волгоградской и Липецкой областей.
Внедрение сервиса на всей территории РФ будет осуществляться поэтапно и завершится до конца 2012 года.
Сервис "Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде"
С 31 мая 2012 года возможность подать документы при регистрации компании или индивидуального предпринимателя через интернет-сервис ФНС "Подача документов на государственную регистрацию в электронном виде" доступна пользователям всех субъектов РФ.
Впервые сервис был запущен в опытную эксплуатацию 5 апреля 2011 года.
В настоящее время налогоплательщики, которые имеют квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (СКП) и соответствующий ему ключ электронной подписи, могут направлять документы самостоятельно либо обратиться к нотариусу, участвующему в эксплуатации этого интернет-сервиса.
СКП должен быть выдан одним из удостоверяющих центров, входящих в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС.
После отправки документов в электронном виде налогоплательщик получит электронное сообщение с уникальным номером, подтверждающим доставку документов. С помощью сервиса также можно ознакомиться с ходом рассмотрения налоговым органом представленных документов. Электронные документы, подтверждающие регистрацию, с электронной подписью налогового органа направляются заявителю по адресу электронной почты, указанному им при их направлении. Также документы, подтверждающие факт регистрации, можно получить на бумаге любым удобным способом - по почте, лично либо через представителя в налоговом органе.
К сведению. В планах ФНС ввести сервис "Узнать о жалобе" и сделать доступной и открытой информацию о стадиях прохождения жалобы.
Налоговое администрирование
Малый бизнес не является объектом пристального внимания ФНС
По мнению главы ФНС, ведомство сохраняет тенденцию к сокращению количества выездных налоговых проверок и налоговых споров при росте их эффективности. Если в 2003 году проверялся каждый десятый налогоплательщик - юридическое лицо, то теперь только восемь из тысячи.
Согласно позиции, высказанной заместителем руководителя ФНС Даниилом Егоровым на IV Общероссийском форуме "Развитие малого и среднего бизнеса", субъекты малого бизнеса не являются объектами пристального внимания при проведении контрольных мероприятий налоговыми органами. В план выездных проверок такие налогоплательщики включаются только в том случае, если имеются основания полагать наличие в их действиях признаков схем уклонения от налогообложения либо если организации крупного и среднего бизнеса используют данную категорию плательщиков для минимизации своих налоговых обязательств.
Благодаря такому подходу налоговой службы административная нагрузка на малый бизнес существенно снижена.
ФНС планирует решать все споры в досудебном порядке
Такой инструмент, как досудебное обжалование, зарекомендовал себя с положительной стороны. По данным ФНС, улучшение качества проверок и профессиональная работа по досудебному аудиту позволили сократить количество жалоб юридических лиц, которые за 2011 год снизились на 10%, а сумма оспариваемых требований - на 25%.
На 18% снизилось количество судебных дел по юридическим лицам: в 2011 году судебные решения в пользу налоговых органов были приняты в 77% дел (в денежном выражении более чем 63% оспариваемых налогоплательщиками сумм). В I квартале 2012 года количество рассмотренных судами дел по юридическим лицам снизилось на 21% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Сумма рассмотренных требований снизилась почти на 10%. В пользу налоговых органов по итогам I квартала 2012 года было рассмотрено более 77% оспариваемых налогоплательщиками дел и более 64% сумм.
В связи с этим ФНС предлагает внести изменения в НК РФ и сделать порядок досудебного обжалования обязательным для всех решений налоговых органов. Напомним, что в настоящее время обязательный порядок досудебного обжалования применяется в отношении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Среди предполагаемых изменений фигурируют следующие:
- сделать административный порядок обжалования обязательным для всех решений налоговых органов вне зависимости от их характера и категории;
- ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб на акты ненормативного характера (за исключением решений о привлечении и об отказе в привлечении к налоговой ответственности), а также на действия и бездействия их должностных лиц - 15 дней. В настоящий момент этот срок составляет один месяц;
- увеличить срок подачи апелляционных жалоб до одного месяца, что позволит налогоплательщику более качественно и мотивированно подготовить апелляционную жалобу;
- увеличить срок подачи жалобы с трех месяцев до одного года, что будет являться дополнительной гарантией устранения нарушенных прав и законных интересов для граждан и юридических лиц. Важно здесь то, что срок для обращения в суд исчисляется с даты, когда лицо узнало о результатах рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом;
- ввести для налогоплательщиков дополнительную возможность обратиться с жалобой в ФНС. Так, например, в случае несогласия с решением управления по налогам и сборам по результатам рассмотрения жалобы при наличии достаточных оснований в течение одного месяца можно обратиться в ФНС. Данный вид жалобы не является обязательным. Таким образом, предполагается реализовать двухуровневую систему обжалования. Это будет способствовать методологическому единообразию рассмотрения налоговых споров на территории всех субъектов РФ.
А.К. Попов,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"