Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим изменились
Приказом ФНС РФ от 24.04.2012 N ММВ-7-2/274@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@" внесены изменения в Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее - Критерии).
В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- взаимозависимость между организациями.
Показатели финансово-экономической деятельности
Показатели, установленные для стратегических предприятий, предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также для кредитных и страховых организаций, изменений не претерпели. Приведем их значения в таблице.
Наименование показателя | Значение показателя |
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация оборонно-промышленного комплекса, у которой один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения | |
Сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции | Более 27 млн. руб. в год |
Сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции | Более 20% от общей суммы выручки |
Среднесписочная численность работающих | 100 человек |
Доля вклада учредителя (государство) | Свыше 50% |
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения | |
Сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции | Более 27 млн. руб. в год |
Сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции | Более 20% общей суммы выручки |
Среднесписочная численность работающих | Свыше 100 человек |
Доля вклада учредителя (государство) | Свыше 50% |
К кредитным и страховым организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение | |
Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности | Свыше 300 млн. руб. |
Объем чистых активов на конец года | Не менее 25 млрд. руб.* |
Сумма страховых премий за отчетный период | Не менее 2 млрд. руб.** |
* Положение ЦБ РФ от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капиталов) кредитных организаций". ** Форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 010, 080. |
Что же касается остальных организаций, не входящих в упомянутые выше категории, им следует ознакомиться с изменениями. Прежние и новые показатели для таких организаций представим в таблице.
Наименование показателя | Прежнее значение показателя | Новое значение показателя |
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение | ||
Суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности | Свыше 1 млрд. руб. | |
Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, - свыше 300 млн. руб.; | Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 300 млн. руб. | |
Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 50 млн. руб. | ||
Суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг*(1) и операционных доходов*(2) *(3) | Превышает 20 млрд. руб. | |
Сумма активов | Превышают 20 млрд. руб. | |
К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение*(4) *(5) | ||
Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности | В пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. включительно | В пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб. |
Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, - от 75 млн. руб. до 300 млн. руб. включительно | ||
Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - от 30 млн. руб. до 50 млн. руб. включительно | ||
Суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг*(6) и операционных доходов*(7) | В пределах от 2 млрд. руб. до 20 млрд. руб. включительно | В пределах от 1 млрд. руб. до 20 млрд. руб. включительно |
Сумма активов | В пределах от 2 млрд. руб. до 20 млрд. руб. включительно | В пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно |
*(1) Форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, код показателя 010. *(2) Форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120. *(3) Согласно внесенным изменениям наименование показателя звучит следующим образом: суммарный объем полученных доходов (форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 2110, 2310, 2320, 2340). *(4) При этом, если у организации выручка (доход) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и/или активы отвечают установленным критериям, суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по НДС по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0%, согласно данным налоговой отчетности должен быть не менее 25 млн. руб. *(5) В новой редакции формулировка данного критерия звучит следующим образом: к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках"годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей включительно, и при этом либо активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно, либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей. *(6) Форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, код показателя 010. *(7) Форма 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120. |
Кроме того, согласно внесенным изменениям некоммерческие организации могут быть отнесены к организациям - крупнейшим налогоплательщикам, в случае, если суммарный объем доходов от реализации и внереализационных доходов по данным годовой налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций соответствует суммовым значениям, указанным в пунктах 1.2 или 5 Критериев. Напомним, что ранее некоммерческие организации не относились к организациям - крупнейшим налогоплательщикам.
Обратите внимание! Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
При реорганизации крупнейшего налогоплательщика организация (организации), образовавшаяся в результате реорганизации, сохраняет статус крупнейшего налогоплательщика в течение трех лет, включая год реорганизации.
Взаимозависимость между организациями
Ранее в Критериях было указано, что организации, отношения с которыми могут в соответствии со ст. 20 ч. 1 НК РФ оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разделе I Критериев, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разделе I Критериев.
Согласно внесенным изменениям организации, отношения с которыми могут в соответствии со ст. 105.1 ч. 1 НК РФ оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разделе I Критериев, могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разделе I Критериев.
К.И. Юсупов,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"