Об инновационной деятельности с позиций трудового права
В статье рассматриваются вопросы инновационной деятельности с позиций трудового права. Отмечается наличие проблем в регламентации труда работников науки и предлагаются пути их разрешения.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. включает в себя комплекс мероприятий, направленных на структурную перестройку производства в пользу отраслей промышленности и продукции с высокой долей инноваций, на перевод экономики на новую технологическую основу.
Необходимым элементом происходящей модернизации экономики должна стать инновационная деятельность, то есть работа по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствование технологии изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.
В истории отечественного производства были периоды его развития, схожие с нынешней государственной программой формирования инноваций: достаточно вспомнить масштабные мероприятия, направленные на создание и внедрение новой техники (60-е гг.), стимулирование научно-технического прогресса (70-е гг.).
Модернизация экономики
Нынешний этап экономического развития страны связан со структурной перестройкой экономики с ориентацией на модернизацию, инновацию промышленного потенциала, расширением доли машиностроительного комплекса, динамикой роста торговли, транспорта, связи. Достижение поставленных целей модернизации экономики будет осуществляться посредством создания правовых условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.
Роль права
Участие права в обеспечении развития системы инноваций заключается, главным образом, в выполнении своей служебной роли - присущими ему методами содействовать успешному функционированию общественных (экономических) отношений, связанных с конкретным видом инновационной деятельности, создавать оптимальный правовой режим, регламентирующий поведение ее участников, защищающий их права и интересы.
При этом право не должно подменять и тем более противодействовать развитию экономических отношений, возникающих в сфере инноваций, препятствовать по формальным обстоятельствам внедрению новаций, применяемых участниками под влиянием экономических законов и коммерческих интересов.
Возможность и допустимость негативных последствий (временных или постоянных) для участников регулируемых правом отношений, возникающих в ходе применения того или иного вида новшества, должны сниматься (устраняться) с помощью тех же правовых приемов, направленных на защиту прав и интересов субъектов, занятых инновационной деятельностью, включая институт страхования, юридические гарантии, налоговые льготы, государственную поддержку.
Виды инноваций
Различают несколько видов инноваций, а именно: технические (появление в производстве продукции с новыми или улучшенными свойствами); технологические (применение более совершенных способов изготовления продукции); информационные (рациональная организация информационных потоков, повышение достоверности и оперативности информации); организационно-управленческие (оптимизация организации производства, транспорта, сбыта, снабжения); социальные (улучшение условий труда, новые формы образования, здравоохранения, культуры, новые виды занятости населения).
Участие права характерно для всех видов инноваций. Для трудового права такое участие, на наш взгляд, выражается в следующем:
а) в выборе и обосновании направлений разработки теоретических концепций и положений, объясняющих необходимость и способы правового обеспечения нового вида трудовых отношений, возникающих в ходе инновационной деятельности;
б) в совершенствовании трудового законодательства с учетом требований инновационной экономики; принятие нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, в частности при введении новых их видов, как то: профессиональных стандартов труда, часовой оплаты труда, заемного труда, дистанционной работы ("телеработы"), порядка учета и аттестации, соответствующих новым видам занятости;
в) в создании организационно-правовых условий для эффективного функционирования рынка труда в целях преодоления структурного несоответствия спроса и предложения на рабочую силу, повышения ее качества, трудовой миграции и формирования кадров для организаций с инновационной экономикой и технологией;
г) в расширении возможностей трудового договора непосредственно регламентировать индивидуальные интересы сторон по широкому кругу вопросов труда и занятости.
Таким образом, участие трудового права в обеспечении инновационной деятельности должно идти по пути конструирования правовых норм и способов их применения для регулирования трудовых и иных, связанных с ними отношений, которые более продуктивно способствуют реализации государственной программы по модернизации экономики и повышению производительности труда.
Указанные формы участия, заметим, полностью совпадают с идеей и предложениями по реформированию действующего Трудового кодекса РФ в направлении более активного участия его норм в обеспечении требований современной экономики производства и труда, которые были выдвинуты Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и поддержаны Министерством здравоохранения и социального развития РФ. К тому же участие трудового права в модернизации экономики находится в ключе цели, задач и приоритетов государственной политики по развитию рынка труда Российской Федерации на 2011-2015 гг.
Законодательная база
В качестве одного из законопроектов, обладающих инновационными признаками, является общий проект РСПП и Минздравсоцразвития РФ - двух сторон Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 35.1 ТК РФ), - содержащий поправки к действующему Трудовому кодексу РФ о заемном труде - трудоправовой процедуре сдачи работника в аренду третьим лицам ("лизинг рабочей силы")*(1).
Наука трудового права, общие положения Трудового кодекса РФ оказались неподготовленными к новому виду занятости, каким является заемный труд, не учли возможную модификацию трудовых правоотношений в сторону трехсторонней связи участников трудового договора. Хотя трехсторонняя модель трудового правоотношения была известна трудовому праву и успешно применялась на практике в 60-80-е гг. - в пору существования коллективного (бригадного) трудового правоотношения.
Заемный труд
Проблема правового обеспечения заемного труда имеет свою историю. В России такой труд существовал в начале XX в., на что обращают внимание М. и А. Лушниковы, исследуя российскую школу трудового права. При этом они указывают на необходимость возрождения этой формы организации труда, свернутой вместе с НЭП на "пути к социалистической индустриализации", справедливо полагая, что правовое регулирование заемного труда сегодня должно проходить в русле общих тенденций развития европейского трудового законодательства [1]. Под влиянием требований модернизации производства и передовых методов управления персоналом к такому же мнению склоняется и Российский союз промышленников и предпринимателей.
Министерство экономического развития и торговли РФ своим письмом от 11.05.2004 г. N 8687-АШ/19 в адрес Государственной думы РФ, позитивно оценивая перспективы заемного труда, потребовало ускорения решения данного вопроса законодательным путем, а именно:
- ратифицировать Конвенцию МОТ N 181 "О частных агентствах занятости" (1997 г.), которая устанавливает основные положения совершенно новой для России системы отношений - лизингового (заемного) труда;
- принять новый федеральный закон, устанавливающий правовой режим деятельности кадровых агентств;
- внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации";
- внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ;
- внести необходимые коррективы в другие источники правового регулирования труда, сферы занятости и трудоустройства, в содержание и оформление коллективных договоров и соглашений.
В развитие указанного решения государственного органа Комитет по труду и социальным отношениям ГД РФ провел парламентские слушания на тему: "Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ N 181 и проблемы правового регулирования "заемного труда" (май, 2004 г.), где определилась положительная позиция Государственной думы по этому вопросу.
В дальнейшем проблема заемного труда перестала волновать законодателя, оставаясь предметом дискуссии ученых и практических работников. К сожалению, в числе 23-х Конвенций МОТ, предложенных к ратификации Трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, Конвенции N 181 не оказалось.
Динамика интереса
Метаморфозы интереса официальных органов к заемному труду, к новому виду занятости объясняются многими причинами. Основной причиной, на наш взгляд, является отсутствие объективной информации о характере и содержании свободы труда, об отношении работников к тому или иному виду трудовой деятельности, сроку и участнику приложения труда, способу поиска оптимального места постоянной занятости и пр.
Такую информацию могут дать конкретно-социологические исследования правового регулирования труда, проводимые непосредственно на предприятиях, в организациях, в конкретных отраслях и регионах. Такие исследования не проводятся, во всяком случае, на предмет изучения мнения работников о заемном труде (применительно к конкретному производству, работе, профессии, сфере занятости). Сказалось отсутствие четко выраженной позиции академической науки, научно-исследовательских центров по данному вопросу.
Все это способствовало появлению безосновательных суждений о невозможности применения такого труда в России, надуманных утверждений о его "рабском" характере, стремлении работодателей обогатиться за счет "эксплуатации трудящихся" и иных демагогических страшилок. А частные кадровые агентства обеспечивают рост прибыли с помощью, естественно, организации заемного труда.
Все эти смешные рассуждения давно бы снял закон об особенностях правового регулирования заемного труда, за принятие которого выступает Союз российских промышленников и предпринимателей. Юридическое признание заемного труда весьма своевременно и целесообразно, поскольку представляет собой инновацию в современном трудовом праве. Остается надеяться, что на этот раз государственные структуры окажутся более последовательными и постоянными в достижении поставленных целей.
Суть инноваций в трудовом праве
Надо иметь в виду, новые решения в правовом регулировании труда в интересах модернизации экономики требуют корректировки (дополнения или изменения) действующего трудового законодательства. Такая корректировка ведется постоянно, не затрагивая принципиальных концепций и положений трудового права, часто носит "косметический" характер. Тот же заемный труд требует перестройки привычных теоретических конструкций правового регулирования трудовых отношений, изменения их субъектного состава.
Рекомендация МОТ N 181 ставит в центр таких трудовых отношений третьего субъекта - работодателя, частное агентство занятости.
А это уже существенно меняет порядок формирования трудового правоотношения, что, естественно, пугает сегодняшнего законодателя и отдельных ученых. Хотя, повторим, метаморфоза трудового правоотношения в сторону его трехсторонней модели имела место ранее, когда третьим участником трудового правоотношения выступала производственная бригада [2]. Чтобы третья сторона имела возможность реально функционировать в качестве полноправного субъекта трудового правоотношения, каждая из сторон делится с ней определенной частью своих прав и обязанностей. Кстати, ст. 348.4 ТК РФ трехстороннюю связь субъектов фактически допускает.
Таким образом, инновация в трудовом праве, на наш взгляд, должна связываться с существенными изменениями (дополнениями) его норм, положений, традиций. Важно, чтобы новеллы диктовались требованиями инновационных процессов, проходящих в экономике, производстве, на рынке труда, были адекватны меняющимся в таких условиях интересам работников и работодателей. А сохранение баланса таких интересов, прав и свобод участников инноваций - обязанность законодателя, умение его подобрать в арсенале права соответствующий механизм, удачно вписав его в канву трудоправовой системы.
Труд ученых
Поворот законодателя в сторону инноваций не должен оставлять без внимания труд их непосредственных создателей - ученых (научных работников). Трудовой кодекс РФ не выделяет особенности труда этой категории работников, а связывает научную деятельность гражданина только с его педагогической работой в стенах учебных заведений. Причем делается это весьма непоследовательно: глава 52 ТК РФ, посвященная особенностям регулирования труда педагогических работников, в одном случае относит к субъектам научно-педагогических работников (ст. 332), в другом - только педагогических работников (ст. 335). Между тем ученый (научный работник), занятый в любой отрасли экономики, в любой области знаний, на любом рабочем месте призван выполнять особую трудовую функцию (интеллектуальный, творческий труд), результатом которой является производство новых знаний [3]. Такие знания материализуются, приобретают товарный вид, коммерческую значимость.
Ученые, занятые в академической науке, в научно-исследовательских организациях, непосредственно на предприятиях (в бизнесе) ближе стоят к производству, к решению государственных задач по модернизации технических, технологических, экономических, информационных, организационных и социально-трудовых процессов. Полагаем, что регламентация трудовых отношений ученых, занятых, главным образом, в научных учреждениях и на производстве, должна также выделяться нормами Трудового кодекса РФ как труд педагогических, медицинских и иных категорий работников. На законодательном уровне следует расширить диапазон трудовых прав и гарантий научных работников (ученых), поместив их в специальную главу кодекса.
К особенностям правового регулирования труда ученых (научных работников) следует отнести: заключение и расторжение трудового договора; перевод на другую работу; вопросы использования и учета рабочего времени; порядок предоставления и размеры отпусков; оценку результата научного труда и применения часовой формы его оплаты; порядок определения рабочего места ученого и пр. Необходимо устранить формальные препятствия, сопровождающие сегодня труд ученого (жесткий график работы, обязательный режим использования рабочего времени и пр.).
Следует отметить, более 70 лет назад СНК СССР своим постановлением от 6.01.1941 г. "Об освобождении академиков и отдельных научных руководителей научно-исследовательских институтов от регистрации прихода на работу и ухода с работы"*(2) разрешил президиуму Академии наук СССР и президиумам отраслевых академий наук освобождать от регистрации прихода на работу и ухода с работы в научно-исследовательских институтах академиков, а также отдельных научных руководителей, имеющих ученое звания профессора или ученую степень доктора наук, и предоставлять им право вести научную работу вне данного учреждения. По мнению г. С. Скачковой, указанную регламентацию труда ученых (действует до сих пор) необходимо распространить на все категории научных работников, используя для этого систему локального регулирования труда в научных учреждениях [4].
Рабочее место ученого
Труд ученого связан с рабочим местом, определение которого всегда было проблематичным. Существующая в законодательстве связь рабочего места с контролем работодателя за поведением на нем наемного работника (ст. 209 ТК РФ) не делает исключения для научного, творческого работника. Сложившиеся методы управления научным трудом свидетельствуют, что труд ученого не может быть втиснут в рамки стационарного рабочего места в целях постоянного контроля и учета рабочего времени, а предполагает широкое применение в организации научного труда принципов самоорганизации, самодисциплины.
Сегодня к этому обязывают и достижения телекоммуникационной технологии. Так, по мнению зарубежных авторов, если работа проходит в Интернете, Интернет и есть рабочее место работника, а обеспечить возможность доступа в него - задача работодателя [5].
Договорной способ
Возможен и другой вариант конкретизации специфики труда ученого. На наш взгляд, более продуктивный, отвечающий современным методам управления трудом. Речь идет о регулировании трудовых отношений ученого с работодателем исключительно договорным способом. Условия научной деятельности работника, творческий характер его труда должны выделяться из общей массы трудовых правоотношений и быть предметом непосредственной договоренности сторон трудового договора. Желательно без участия формальных требований к его содержанию, срокам действия, режиму труда, рабочему месту и др.
Особенность научного труда как раз и состоит в том, что его трудно втиснуть в обычные рамки регламентации труда, определяемые Трудовым кодексом РФ.
Предложение вывести на первый план регулирование трудовых отношений научного работника и работодателя договорным способом, без участия (с малой долей участия) императивных требований, содержащихся в нормах ТК РФ (ст. 57, 59 и др.), само по себе содержит инновационный переход к правовому регулированию трудовых отношений при наемном труде, предложение начать (на примере регулирования труда ученого) делать трудовой договор реальным соглашением сторон, что явилось бы фактической переориентацией соотношений публичного и частного в трудовом праве. Повышение роли договорного способа регулирования трудовых отношений будет отвечать и духу гражданского общества, в котором доля участия государства (публичной власти) в регламентации общественных отношений, коллективных, групповых, индивидуальных связей значительно сужается.
Перспективы развития трудовых правоотношений
Инновационные решения в трудовом праве, предложения по совершенствованию трудового законодательства прямо или косвенно должны сегодня опираться на идеи и принципы гражданского общества, которое, по мнению акад. Т.И. Заславской, представляет систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, обеспечивающих условия для реализации частных потребностей индивидов и их коллективов [6].
Отсюда ограниченное применение методов государственного регулирования трудовых отношений в пользу договорного по максимальному перечню вопросов организации труда и управления персоналом представляется нам кардинальной задачей трудового права.
Своеобразным ориентиром перспективы развития трудовых правоотношений в гражданском обществе может служить девиз Первого всероссийского форума саморегулируемых организаций (апрель 2011 г., Москва): "От государственного регулирования - к саморегулированию". Это значит, что правотворческая деятельность должна быть повернута в сторону расширения возможностей трудового договора регулировать отношения без государственного вмешательства.
Ведь по мысли Л.С. Таля, работник и работодатель лучше, чем законодатель, знают, о чем договариваться, чтобы обеспечить взаимные интересы, а роль закона (публично-правовая составляющая) должна здесь сводиться к "определению предела власти работодателя над работником, а не существа конкретных отношений между ними [7].
Библиографический список
1. Лушников А.М., Лушникова М.В. Российская школа трудового права и права социального обеспечения: портреты на фоне времени (сравнительно-правовое исследование). Т. 1. Ярославль, 2010; Они же. Заемный труд: исторический опыт и перспективы правового регулирования // Человек и труд. - 2004. - N 7. - С. 87.
2. Хохлов Е.Б. Производственная бригада как субъект внутрихозяйственных трудовых отношений // Правоведение. - 1989. - N 3. - С. 130.
3. Сойфер В.Г. Труд работников науки (правовые вопросы). - М.: Юрид. лит., 1981.
4. Скачкова Г.С. Некоторые особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников // Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. - М., 2006. - С. 180-186.
5. Пейдис О'Нил. Мобильные решения для сокращения издержек // Коммерсантъ. - 2001. - 27 июля.
6. Заславская Т.И. Инновационно-реформаторский потенциал России и проблемы гражданского общества // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. - М., 2001. - С. 18.
7. Карабельников Б.Р. Л.С. Таль и судьба его сочинений в российской правовой действительности. Печальные размышления у непарадного подъезда отечественного законодательства // Вестник гражданского права. - 2006. - N 1. - С. 189.
В. Сойфер,
д-р юрид. наук, профессор
"Вопросы трудового права", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коммерсантъ. - 2011. - 31 октября. - N 204 (4745).
*(2) СП СССР. - 1941. - N 2. - ст. 37.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru