Ротация государственных служащих
По мнению автора статьи, подход к осуществлению ротации, использованный в законодательстве о службе в органах внутренних дел, по сравнению с законодательством о гражданской службе, демонстрирует гораздо большую субъективность, оставляет больше вопросов на усмотрение руководителя и тем самым ставит подчиненных сотрудников в прямую зависимость от него.
Ротация государственных служащих рассматривается в мировой практике в качестве одного из важных средств противодействия коррупции*(1). Необходимость ротации служащих, занимающих должности, обладающие высокой степенью коррупциогенности, связана с тем, что служащий, занимающий такую должность, в течение времени практически неизбежно обрастает многочисленными связями и знакомствами с должностными лицами других государственных органов, руководителями коммерческих организаций и т.п., которые могут подтолкнуть его к совершению коррупционных действий.
При этом в условиях, когда и высокопоставленные представители властных структур, и руководители частных организаций, заинтересованные в совершении каких-либо действий со стороны первых, лично и достаточно близко знакомы друг с другом, вероятность коррупционных проявлений заметно возрастает.
Связано это с исчезновением страха разоблачения противоправных действий, поскольку в коррупционной цепочке задействованы только "свои" люди; сложностью отказа в просьбах хорошо знакомым людям и тем более друзьям и т.п.
Ротация государственных гражданских служащих в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (п. 3 ч. 2 ст. 60). Однако каких-либо норм, регулирующих проведение этой ротации, закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого целостный механизм ротации государственных гражданских служащих в этот период создан не был. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период осуществлялась, однако не носила системного характера и, в отсутствие законодательной основы, носила "добровольно-принудительный" характер для затрагиваемых ею государственных служащих.
Все это повлекло за собой закрепление в федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)" в качестве одного из направлений реформы внедрения и совершенствования механизмов ротации государственных служащих*(2).
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подпункте "б" п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. N 460.
В результате в целях правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих статья 11 Федерального закона от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация государственных служащих, определяются федеральными законами о видах государственной службы.
В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких законах. Сначала ротация сотрудников органов внутренних дел была предусмотрена в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Спустя неделю был подписан Президентом Российской Федерации Федеральный закон от 06.12.2011 N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе", которым соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Притом вопросы ротации государственных гражданских служащих урегулированы в настоящее время гораздо более детально, чем вопросы ротации сотрудников ОВД.
Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в новой ст. 60.1 "Ротация гражданских служащих". Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Здесь надо сказать, что утверждение авторов закона о том, что ротация повышает эффективность гражданской службы, является достаточно спорным.
Дело в том, что перевод служащего на другую, даже аналогичную должность гражданской службы, тем более в другом регионе (а именно такая ротация рассматривается в законе в качестве основной), в большинстве случаев влечет снижение эффективности его работы в первоначальный период (который может быть достаточно продолжительным), что связано с его устройством на новом месте; ознакомлением с ситуацией и стоящими перед ним по новой должности проблемами; знакомством с коллективом и нахождением наиболее эффективных контактов с сотрудниками и т.п.
Так, И.Н. Кошелев, говоря о проблемах ротации сотрудников ОВД, пишет: "В частности, у сотрудников исчезает возможность лучше ознакомиться с коллективом, усложняется установление взаимного доверия и, как следствие, нарушаются дружеские отношения, затрудняется получение необходимой информации, снижается ответственность за выполняемую работу, исключается возможность создания совместных структур и разработка сложных долгосрочных программ"*(3). Поэтому эффективность государственной службы в результате произведенной ротации может как повышаться, так и понижаться. В то же время, как уже отмечалось выше, ротация в большинстве случаев способствует понижению уровня коррупции в государственном управлении, и именно это является ее основной целью. Так или иначе, ч. 1 ст. 60.1 предусматривает два вида ротации государственных гражданских служащих: внутри органа государственного управления и между органами государственного управления. Во втором случае проведение ротации требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.
Перечни должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
В указанный перечень в обязательном порядке включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Таким образом, приоритетом вводимой ротации выступает перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами Российской Федерации. Очевидно, законодатель предполагает, что коррупциогенность именно этих должностей федеральной государственной гражданской службы наиболее высока.
Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
При этом закон устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.
План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Схожий подход к определению ротируемых должностей был использован и в системе органов внутренних дел. В соответствии с ч. 12 ст. 30 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода - на иную равнозначную должность в другую местность.
Таким образом, и применительно к данному виду службы законодатель презюмировал наибольшую коррупциогенность должностей руководителей территориальных подразделений. В то же время в отличие от Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закон о службе в органах внутренних дел не предусматривает возможность ротирования служащих, замещающих иные должности.
Одним из наиболее сложных вопросов, встававших при разработке норм о ротации государственных служащих, был вопрос о механизмах ее проведения. Дело в том, что ротация по своей сути представляет собой перевод государственного служащего на иную должность государственной службы. Однако общим принципом и трудового законодательства, и законодательства о государственной службы, берущим свои основы в международно-правовых актах, является недопустимость постоянных переводов на другую должность без согласия работника (служащего).
В частности, ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего. Соответственно возникал вопрос: каким образом осуществлять ротацию государственных служащих (по сути, периодические переводы), если они откажутся давать на нее согласие?
В законодательстве о государственной гражданской службе и о службе в органах внутренних дел были использованы различные подходы к решению вышеозначенной проблемы. Так, авторы Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установили, что в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел.
Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД авансом дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной недавно Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации / Приложение к приказу МВД РФ от 19.01.2012 г. N 34: сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел.
Принципиально иной подход был использован на государственной гражданской службе.
В соответствии с внесенными изменениями с момента вступления в силу положений о ротации все ротируемые должности должны замещаться только на основе срочного служебного контракта. Срок такого контракта будет составлять от 3 до 5 лет. За три месяца до истечения этого срока гражданскому служащему будет предлагаться заключение нового служебного контракта, соответственно, уже на новую должность гражданской службы.
Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Таким образом, ротация на государственной гражданской службы не будет являться системой переводов гражданских служащих, а будет представлять собой механизм перезаключения срочных служебных контрактов.
Это не значит, конечно, что согласие гражданских служащих при ротации не будет требоваться вовсе (так же, как и на службе в органах внутренних дел). Поскольку служебный контракт являет собой результат двустороннего волеизъявления - гражданского служащего и представителя нанимателя, - заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, естественно, невозможно. Однако, если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт просто не будет заключен и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.
Часть 8 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает уважительные причины отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. Таковыми могут быть:
1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
Поскольку во втором случае подтверждением невозможности проживания членов семьи гражданского служащего также выступает заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинское заключение, следует предположить, она также может быть связана с состоянием здоровья членов семьи служащего. Никаких других уважительных причин отказа от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации закон не предусматривает. Следовательно, таковыми не может выступать, например, невозможность трудоустройства супруга (супруги) на новом месте, невозможность продолжения обучения детей и т.п. При этом закон не предусматривает никаких гарантий для нетрудоустроенных членов семьи гражданского служащего.
Надо сказать, что даже отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам не будет являться основанием оставления его на старой должности. В этом случае ему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего.
В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (истечение срока действия срочного служебного контракта).
Формулировка вышеприведенных норм также оставляет поле для вопросов, так как из нее неясно: обязан ли представитель нанимателя в рассматриваемой ситуации предложить отказнику иную вакантную должность гражданской службы или нет. С одной стороны, закон требует предложить иную вакантную должность (должна быть предложена). С другой - в следующем предложении рассматривается вариант непредоставления служащему иной должности гражданской службы.
Допустимым толкованием может быть следующее: служащему должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы, однако возможен вариант ее непредставления, если вакантные должности (с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего) отсутствуют. Однако прямо это в законе не сказано.
Что же касается службы в органах внутренних дел, то возможность отказаться от перевода в порядке ротации сохраняется и у сотрудников этой системы. Последствия такого отказа на первый взгляд такие же, как и на гражданской службе.
В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в той же местности, а в случае отказа - уволен со службы в органах внутренних дел. Однако закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отличие от закона о гражданской службе, не предусматривает никакого перечня уважительных причин отказа от перевода в порядке ротации, что является не просто пробелом, а очевидным коррупциогенным фактором.
Что еще хуже, вышеприведенная формулировка оставляет простор для толкования: каковы последствия признания причины отказа сотрудника ОВД от перевода в порядке ротации уважительной. Если она будет истолкована правоприменителем в том смысле, что в случае отказа сотрудника ОВД от перевода в порядке ротации по уважительной причине он может быть оставлен на прежней должности, коррупциогенность нормы становится крайне высокой.
И наконец, ч. 12 ст. 30 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в принципе содержит лишь возможность (формулировка закона "может быть") перевода отказавшегося от перевода в порядке ротации без уважительных причин сотрудника ОВД на нижестоящую должность, а также его увольнения. То есть руководитель такого служащего, исходя из буквальной формулировки закона, может по своему субъективному решению оставить его на прежней должности.
В целом можно констатировать, что подход к осуществлению ротации, использованный в законодательстве о службе в органах внутренних дел, по сравнению с законодательством о гражданской службе, демонстрирует гораздо большую субъективность, оставляет больше вопросов на усмотрение руководителя и тем самым ставит подчиненных сотрудников в прямую зависимость от него. Несложно представить, какой уровень коррупции потенциально могут породить эти положения закона в органах внутренних дел.
Несомненным преимуществом - с точки зрения служащего - Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является тот факт, что в случае отказа его от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам и в связи с этим увольнением с гражданской службы, ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Уволенным в схожей ситуации сотрудникам ОВД никакой компенсации не полагается. В то же время в некоторых аспектах реализация положений Федерального закона от 06.12.2011 N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" о ротации видится пока неясной.
Дело в том, что в настоящее время подавляющее большинство должностей государственной гражданской службы замещены на бессрочной основе. При осуществлении перехода к замещению их на основе ротации неизбежно возникнет вопрос о перезаключении контрактов с замещающими их лицами на срочные. Каким образом это будет осуществляться, из закона сделать вывод нельзя. Здесь видятся два пути, но оба имеют свои недостатки.
Первый: предложить гражданским служащим, чьи должности войдут в перечень, перезаключить служебные контракты на срочные. Однако, поскольку никаких законодательных требований на этот счет не установлено, многие из них вполне могут отказаться от перезаключения контрактов, и принудить их к этому (правовыми средствами) будет невозможно.
Второй: осуществлять замещение ротируемых должностей на срочной основе, так сказать, "естественным" путем, не перезаключая контракты со служащими, замещающими их в настоящее время, но при освобождении их принимать новых лиц уже по срочному служебному контакту. Однако такой "естественный" процесс может затянуться на десятилетия, что вряд ли соответствует поставленным перед институтом ротации целям.
Поскольку рассматриваемые положения закона о гражданской службе предусматривают в том числе возможность назначений гражданских служащих в порядке ротации на должности гражданской службы в другой местности, ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "Основные государственные гарантии гражданских служащих" была дополнена новыми гарантиями.
Так, п. 9.1 ч. 1 ст. 52 предусматривается, что при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, ему гарантируется возмещение расходов, связанных с переездом его самого и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы.
В соответствии с п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гарантируется обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения.
Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации были внесены изменения в ст. 83 Жилищного кодекса РФ, регулирующую расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения. Теперь в случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации.
Реализация вышеуказанных гарантий, естественно, потребует существенных расходов, которые должны быть заложены в федеральный и региональные бюджеты. В связи с этим вступление в силу положений, регулирующих ротацию на гражданской службе, предполагается с 1.01.2013 г.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" для введения механизма ротации на гражданской службе необходимо предусмотреть дополнительные ассигнования федерального бюджета на эти цели в размере 322,5 млн. руб. (в расчете на год).
Фактически расходы на ротацию, по всей видимости, будут больше. Связано это, во-первых, с тем, что расчет данной суммы был произведен исходя из уровня цен и других выплат по состоянию на 2009 г. (в 2013 г. они с учетом среднегодового уровня инфляции будут, очевидно, на 20-30% больше).
Во-вторых, финансово-экономическое обоснование делалось исходя из численности только руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательной ротации ежегодно, между тем, как уже отмечалось выше, количество ротируемых должностей может быть увеличено и в ряде случаев осуществление ротации по ним также может оказаться связано с переездом в другую местность (пусть даже в пределах одного субъекта Российской Федерации).
В-третьих, в финансово-экономическом обосновании были учтены не все расходы, которые могут возникнуть у государственных органов в связи с введением института ротации, в частности, не учтена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, полагающаяся гражданским служащим, увольняемым с гражданской службы в случае отказа от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам и от иной вакантной должности. Таким образом, реальные расходы только федерального бюджета на осуществление ротации федеральных государственных гражданских служащих (в случаях, если этим служащим действительно будут компенсироваться все необходимые расходы по их фактической стоимости) могут превысить только в 2013 г. полмиллиарда рублей. Впрочем, по мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова*(4), при ежегодном коррупционном обороте в России в 300 млрд. долл. такой уровень расходов на ротацию принципиального значения не имеет.
С. Чаннов,
д-р юрид. наук, доцент,
заведующий кафедрой служебного и трудового права
Поволжского института им. П.А. Столыпина РАНХиГС
"Вопросы трудового права", N 6, 7, июнь, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кобец П.Н. Международный опыт предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате и возможности его использования в отечественной законодательной практике // Международное публичное и частное право. - 2008. - N 5.
*(2) Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 (ред. от 12.01.2010) "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)".
*(3) Кошелев И.Н. Административный контроль в механизме противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. - 2008. - N 1.
*(4) Много ли изменится от перестановки чиновников? // chinovnichestvo-v-rossii/mnogo-li-izmenitsya-ot-perestanovki-chin.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru