Приобретение основных средств за счет средств субсидий на иные цели
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий. Кроме того, таким учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. В этой статье перечислим цели, на которые они выделяются, условия, дающие право на осуществление санкционирования оплаты денежных обязательств учреждения, а также приведем порядок отражения в бухгалтерском учете поступления субсидий и на примере выделения целевой субсидии на приобретение основных средств рассмотрим особенности их учета.
Порядок доведения целевых субсидий до учреждения
Как было указано выше, помимо субсидий, выделяемых образовательному учреждению учредителем на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, могут выделяться субсидии на иные цели (далее - целевые субсидии) (ст. 78.1 БК РФ).
Целевые субсидии выделяются на возмещение затрат непосредственно не связанных с выполнением государственного (муниципального) задания и не предусмотренных нормативными затратами.
Целевые субсидии предоставляются в соответствии с Порядком предоставления в 2012-2014 годах из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Минобрнауки РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 4 (далее - Порядок N 4).
Согласно п. 2 этого документа целевые субсидии могут предоставляться на следующие цели:
а) стипендиальное обеспечение обучающихся;
б) выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукцией и периодических изданий;
в) предоставление ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы;
г) компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;
д) компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
е) развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений;
ж) предоставление грантов Правительства РФ, выделяемых в целях государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Кроме того, целевые субсидии могут предоставляться:
- на приобретение дорогостоящего оборудования для учебных и научных целей;
- на капитальный ремонт основных средств;
- на проведение определенных мероприятий и др.
Субсидии предоставляются на основании соглашения (договора), заключенного между Минобрнауки и учреждением.
В соглашении (договоре) предусматриваются:
- цели, условия, сроки и порядок предоставления целевой субсидии;
- сроки выполнения мероприятий;
- право Минобрнауки на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных заключенным соглашением (договором);
- порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных Минобрнауки, а также иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения целей и условий, определенных Порядком N 4 и заключенным соглашением (договором);
- порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов учреждения;
- перечень документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы автономными учреждениями в случае предоставления целевой субсидии на расчетные счета в кредитных организациях.
Приказом Минфина РФ от 16.07.2010 N 72н утвержден Порядок санкционирования федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Согласно п. 3 этого документа учредители ежегодно должны представлять в Федеральное казначейство Перечень целевых субсидий на ___ год (ф. 0501015), в котором указываются виды целевых субсидий, предоставляемых в соответствующем финансовом году находящимся в их ведении учреждениям (далее - Перечень целевых субсидий).
Представленный учредителем Перечень целевых субсидий проверяется ОФК:
- на соответствие установленной форме;
- на наличие в сводной бюджетной росписи ассигнований, выделенных учредителю в размерах, соответствующим указанным в перечне.
Если замечаний в ходе проверки не отмечено, Перечень целевых субсидий передается территориальным ОФК к исполнению.
Итак, для того чтобы образовательное учреждение могло воспользоваться средствами целевых субсидий, необходимо, чтобы:
- учредитель представил в ОФК Перечень целевых субсидий;
- было заключено соглашение между учредителем и учреждением.
Для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств учреждения им представляются в орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на ___ год (ф. 0501016), утвержденные учредителем.
В них указываются по кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов субсидий по каждой целевой субсидии и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов.
Целевые расходы осуществляются на основании представленных учреждением заявок на кассовый расход (код формы по КФД 0531801).
Особенности учета основных средств, приобретенных за счет средств целевых субсидий
В таблице представим корреспонденцию счетов по отражению операций по поступлению целевых субсидий на приобретение основных средств, принятию их к бухгалтерскому учету.
Содержание операции | Инструкция N 174н* | Инструкция N 183н** | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Начисление дохода в виде целевой субсидии, выделенной на приобретение основного средства | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 5 205 81 000 | 5 401 10 180 |
Поступление целевой субсидии на отдельный лицевой счет, открытый в ОФК | 5 201 11 510 | 5 205 81 660 | 5 205 81 000 | |
Отражение задолженности перед поставщиком по полученному основному средству | 5 106 21 310 5 106 31 310 | 5 302 31 730 | 5 106 21 000 5 106 31 000 | 5 302 31 000 |
Оплата поставщику приобретенного основного средства | 5 302 31 830 | 5 201 11 610 | 5 302 31 000 | |
Отнесение капитальных вложений по приобретенному основному средству на уменьшение дохода по целевым субсидиям | 5 401 10 180 | 5 106 21 310 5 106 31 310 | 5 401 10 180 | 5 106 21 000 5 106 31 000 |
Принятие к учету основного средства, отнесенного к особо ценному движимому имуществу | 4 101 хх 310 | 4 210 06 660 | 4 101 хх 000 | |
Принятие к учету основного средства, отнесенного к иному движимому имуществу | 4 101 хх 310 | 4 401 10 180 | 4 101 хх 000 | 4 401 10 180 |
* Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. ** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. |
Из приведенной в таблице корреспонденции счетов видно, что финансовое обеспечение в виде целевых субсидий, выделенных на приобретение оборудования, в бухгалтерском учете учитывается с кодом вида финансового обеспечения "5", а объект основного средства, приобретенный за счет этих средств, - с кодом "4".
Пример
Бюджетному образовательному учреждению учредителем выделена целевая субсидия на приобретение оборудования для выполнения научных исследований в рамках государственного задания в сумме 1 500 000 руб. Учреждением произведены торги, условиями которых установлено требование о внесении поставщиком на лицевой счет учреждения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в размере 5% стоимости контракта (74 000 руб.), которые будут возвращены ему по исполнении условий контракта. С поставщиком - победителем конкурса заключен контракт на сумму 1 480 000 руб. На счет учреждения, открытый ему в ОФК, перечислены средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. В установленный контрактом срок поставщик произвел поставку оборудования. Оборудование принято к учету. Произведена оплата поставщику оборудования и осуществлен возврат средств, перечисленных им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. Поступившее оборудование отнесено комиссией по поступлению и списанию имущества к особо ценному движимому имуществу. Остаток неиспользованных целевых средств перечислен на счет учредителя (20 000 руб.).
Указанные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начисление дохода в виде целевой субсидии, выделенной на приобретение основного средства | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 1 500 000 |
Поступление целевой субсидии на отдельный лицевой счет, открытый в ОФК | 5 201 11 510 | 5 205 81 660 | 1 500 000 |
Поступление от поставщика средств под обеспечение заявки на участие в конкурсе | 3 201 11 510 | 3 304 01 730 | 74 000 |
Отражение задолженности перед поставщиком по полученному оборудованию | 5 106 21 310 | 5 302 31 730 | 1 480 000 |
Отнесение капитальных вложений по приобретенному оборудованию на уменьшение дохода по целевым субсидиям | 5 401 10 180 | 5 106 21 310 | 1 480 000 |
Принятие к учету оборудования, отнесенного к особо ценному движимому имуществу | 4 101 24 310 | 4 210 06 660 | 1 480 000 |
Оплата поставщику приобретенного оборудования | 5 302 31 830 | 5 201 11 610 | 1 480 000 |
Возврат средств, полученных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе | 3 304 01 830 | 3 201 11 610 | 74 000 |
Возврат неиспользованного остатка целевой субсидии, выделенной на приобретение основных средств | 5 205 81 560 | 5 201 11 610 | 20 000 |
И. Шиндер,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"