Порядок проведения плановых проверок при размещении госзаказов
В целях осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов проводятся плановые проверки. Правительство РФ Постановлением от 28.01.2011 N 30 утвердило Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (далее - Порядок N 30). Рассмотрим, кто и когда имеет право осуществлять такие проверки, что именно подвергается проверке и как правильно должны быть оформлены ее результаты контролирующими органами.
Общие положения
Порядком N 30 введены следующие понятия и определения, связанные с проведением плановых проверок.
Субъект проверки - заказчик, уполномоченный орган, конкурсная, аукционная, котировочная либо единая комиссия, уполномоченный на ведение официального сайта федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, лица, осуществляющие действия (функции) по размещению заказов.
Цель проверки - предупреждение и выявление нарушений законодательства РФ о размещении заказов и иных нормативных правовых актов субъектом проверки. Предмет проверки - соблюдение субъектом проверки при размещении заказов для нужд заказчиков требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов. При этом в случае, если субъектом проверки является заказчик и (или) уполномоченный орган, проверке подлежит также соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов теми субъектами проверки, которые осуществляли функции по размещению проверяемых заказов для указанного заказчика и (или) уполномоченного органа.
Контролирующий орган - орган, уполномоченный в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ*(1) на осуществление контроля в сфере размещения заказов (далее - контролирующий орган).
Инспекция - подразделение, созданное для проведения плановых проверок контролирующим органом. В ее состав входят его должностные лица, а также в случаях, предусмотренных Порядком N 30, иные лица. В состав инспекции должно входить не менее трех человек. Возглавляет ее руководитель инспекции.
Обратите внимание! В случае необходимости контролирующий орган вправе обратиться в органы прокуратуры, правоохранительные и иные органы власти с предложением о включении в состав инспекции должностных лиц таких органов (п. 15 Порядка N 30).
Организация проведения плановых проверок
План проверок. Плановые проверки будут осуществляться на основании плана проверок, утверждаемого сроком на шесть месяцев руководителем контролирующего органа (п. 6, 8 Порядка N 30).
В плане проверок должны содержаться следующие сведения (п. 7 Порядка N 30):
- наименование контролирующего органа, осуществляющего проверку;
- наименование, ИНН, адрес местонахождения субъекта проверки, в отношении которого принято решение о проведении проверки;
- цель и основания проведения проверки;
- месяц начала проведения проверки.
К сведению. Внесение изменений в план проверок допускается не позднее чем за два месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения (п. 9 Порядка N 30).
Размещение информации о плане проверок. После того как план проверок, а также изменения в него утверждены, его размещают на официальном сайте контролирующего органа, а также на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения (п. 10 Порядка N 30).
Документальное оформление подготовки к проверке. Прежде чем приступить к проверке, контролирующие органы должны подготовить приказ и уведомление о проведении проверки (п. 11-13 Порядка N 30).
Приказ о проведении проверки утверждается руководителем контролирующего органа и должен содержать следующую информацию:
- наименование контролирующего органа;
- состав инспекции с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности каждого члена инспекции;
- предмет проверки;
- цель и основания проведения проверки;
- дату начала и дату окончания проведения проверки;
- проверяемый период;
- сроки, в течение которых составляется акт по результатам проведения проверки;
- наименование субъекта проверки.
Уведомление о проведении проверки должно включать в себя следующую информацию:
- предмет проверки;
- цель и основания проведения проверки;
- дату начала и дату окончания проведения проверки;
- проверяемый период;
- документы и сведения, необходимые для осуществления проверки, с указанием срока их представления субъектами проверки;
- информацию о необходимости уведомления субъектом проверки лиц, осуществляющих функции по размещению заказов для данного субъекта в проверяемый период;
- информацию о необходимости обеспечения условий для работы инспекции, в том числе предоставления помещения для работы, оргтехники, средств связи (за исключением мобильной связи) и иных необходимых средств и оборудования для проведения проверки.
Данный документ может быть направлен субъекту проверки почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочно с отметкой о получении, либо любым иным способом, позволяющим доставить уведомление в срок не позднее чем за семь рабочих дней до даты проведения проверки (п. 14 Порядка N 30).
Проведение проверки
Права инспекции при проведении проверки. Члены инспекции при проведении проверки имеют право в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 17 Порядка N 30):
- на беспрепятственный доступ на относящиеся к предмету проверки территорию, в помещение, здание субъекта проверки при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя контролирующего органа о проведении проверки;
- на беспрепятственный осмотр относящихся к предмету проверки территорий, зданий и помещений, занимаемых субъектом проверки, предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осмотре производится фото- и киносъемка, видеозапись, копирование документов);
- истребовать необходимые для проведения проверки документы и сведения (в том числе составляющие коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у членов инспекции соответствующей формы допуска к государственной тайне), включая служебную переписку в электронном виде, необходимые контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями;
- получать необходимые для проведения проверки объяснения в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по предмету проверки (в том числе от лиц, осуществляющих действия (функции) по размещению заказов), осуществлять аудиозапись объяснений, а также фото- и видеосъемку с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица;
- в случае если для осуществления проверки членам инспекции требуются специальные знания, запрашивать мнение специалистов и (или) экспертов.
Обязанности инспекции. До начала проведения проверки инспекция должна представить для ознакомления субъекту проверки оригинал приказа о проведении проверки (п. 18 Порядка N 30).
Обязанности лиц, в отношении которых осуществляется проверка. Во время проведения проверки лица, действия (бездействие) которых проверяются, обязаны (п. 19 Порядка N 30):
- не препятствовать проведению проверки, в том числе обеспечивать право беспрепятственного доступа членов инспекции на территорию, в помещения с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны;
- по письменному запросу инспекции либо члена инспекции представлять в установленные в запросе сроки необходимые для проведения проверки оригиналы и (или) копии документов и сведений (в том числе составляющих коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну, при наличии у членов инспекции соответствующей формы допуска к государственной тайне), включая служебную переписку в электронном виде, необходимых контролирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Передача запрашиваемых документов и сведений должна осуществляться на основании акта приема-передачи документов и сведений;
- обеспечивать необходимые условия для работы инспекции, в том числе предоставлять помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи) и иные необходимые для проведения проверки средства и оборудование, указанные в уведомлении о проведении проверки.
Если субъект проверки не имеет возможности представить инспекции истребуемые документы (их копии) и (или) сведения в установленный срок, по письменному заявлению срок представления указанных документов и сведений может продлеваться на основании письменного решения инспекции, но не более чем на пять рабочих дней. Кроме того, субъект проверки обязан представить инспекции письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления (п. 20 Порядка N 30).
Согласно п. 21 Порядка N 30 проверка осуществляется инспекцией в два этапа, которые могут проводиться одновременно. Рассмотрим эти этапы.
Порядок проведения первого этапа проверки
Цель проведения первого этапа. На первом этапе проверки будут рассматриваться заказы, находящиеся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов (п. 22 Порядка N 30).
В случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов инспекция:
1) назначает дату заседания инспекции;
2) направляет уведомления о заседании инспекции лицам, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, с указанием даты, времени и места заседания инспекции.
Уведомление должно быть направлено телеграммой либо нарочно с отметкой о получении, либо любым иным способом, позволяющим доставить уведомление не позднее чем за три рабочих дня до даты заседания инспекции (п. 23 Порядка N 30).
Лица, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, вправе присутствовать на заседании инспекции лично либо направить своих представителей, представлять в инспекцию пояснения по фактам установленных признаков нарушения законодательства о размещении заказов, а также осуществлять с предварительного уведомления инспекции аудиозапись заседания инспекции (п. 24 Порядка N 30);
3) проводит заседание инспекции.
На заседание инспекции приглашаются все ее члены. При этом заседание инспекции считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов инспекции (п. 25 Порядка N 30).
На заседании инспекции ведется аудиозапись, которая передается инспекцией в контролирующий орган и хранится у него не менее трех лет (п. 27 Порядка N 30);
4) рассматривает представленные документы и сведения, относящиеся к предмету проверки. Объяснения лиц по предмету проверки, в отношении которых проводится проверка, могут быть представлены в письменной форме, форме электронного документа и (или) устной форме. Инспекция вправе испрашивать необходимые документы для ознакомления, совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение предмета проверки (п. 30 Порядка N 30);
5) заслушивает объяснения лиц, чьи действия содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов.
Согласно п. 31 Порядка N 30 лица, в отношении которых проводится проверка, вправе давать свои пояснения по предмету проверки, а также заявлять ходатайства и делать иные заявления;
6) принимает решения по результатам заседания инспекции и выдает предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Документальное оформление результатов проведения первого этапа проверки. Результаты первого этапа проведения проверки оформляются решением инспекции (п. 32 Порядка N 30).
Решение принимается инспекцией простым большинством голосов ее членов, присутствовавших на заседании. В случае если член инспекции не согласен с решением инспекции, он излагает письменно особое мнение.
При принятии решения учитываются все обстоятельства, установленные инспекцией на заседании.
По результатам заседания инспекция принимает решение о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) проверяемых лиц нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение инспекции должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей (п. 33 Порядка N 30).
Наименование части решения | Содержание части решения |
Вводная | - наименование контролирующего органа; - номер, дата и место принятия решения; - дата и номер приказа о проведении проверки; - фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов инспекции, принимавших решение; - наименование, адрес местонахождения субъектов проверки, в отношении которых принято решение о проведении проверки, а также фамилии, имена, отчества (при наличии) представителей субъектов проверки и лиц, присутствовавших на заседании |
Мотивировочная | - обстоятельства, установленные на заседании инспекции, на которых основываются выводы инспекции; - нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения; - сведения о нарушении требований законодательства о размещении заказов, оценка инспекцией этих нарушений |
Резолютивная | - выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, обосновывающие выводы инспекции; - сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов; - выводы инспекции о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении; - другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, о передаче материалов в правоохранительные органы и т.д. |
Обратите внимание! Результативная часть решения инспекции подлежит немедленному оглашению по окончании заседания инспекции (п. 34 Порядка N 30).
В соответствии с п. 35 Порядка N 30 решение инспекции должно быть оформлено в полном объеме, подписано всеми присутствующими на заседании членами инспекции и размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его оглашения.
Копия решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его оглашения должна быть направлена лицам, в отношении которых проведена проверка, почтовым отправлением либо нарочно с отметкой о получении, либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью уполномоченного лица контролирующего органа. При этом направление копии решения в форме электронного документа допускается только лицам, аккредитованным на электронной площадке, по адресу электронной почты, представленному таким лицом для направления оператором электронной площадки уведомлений и иных сведений.
Оформление предписания об устранении нарушений. Если инспекция выявила нарушения законодательства о размещении заказов, то ею выдается предписание об устранении таких нарушений. Исключение составляют случаи, когда инспекция пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа, тогда предписание не выдается.
В предписании должны быть указаны (п. 37 Порядка N 30):
- дата и место выдачи предписания;
- состав инспекции;
- сведения о решении, на основании которого выдается предписание;
- наименования, адреса лиц, которым выдается предписание;
- требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов;
- сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание;
- сроки, в течение которых в контролирующий орган должно поступить подтверждение исполнения предписания.
Предписание подлежит исполнению в срок, установленный в нем (п. 40 Порядка N 30).
Предписание оформляется одновременно с решением и подписывается всеми присутствующими на заседании членами инспекции (п. 41 Порядка N 30).
Предписание и его копия должны быть размещены на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов, направлены лицам, в отношении которых проведена проверка, в том же порядке, что и решение.
Устранение нарушений законодательства о размещении заказов. Под действиями, направленными на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, понимаются (п. 39 Порядка N 30):
- отмена решений комиссий по размещению заказов, принятых в ходе проведения процедур размещения заказов. Предписание об отмене решений комиссий по размещению заказов выдается также в том случае, если выдается предписание о внесении изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок и (или) в документацию о торгах;
- внесение изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения таких изменений он соответствовал срокам, установленным законодательством о размещении заказов в случае внесения изменений в указанные документы;
- аннулирование процедур размещения заказов;
- проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов. При этом должны быть указаны конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого выдано предписание.
Порядок проведения второго этапа проверки
Цель проведения второго этапа. На втором этапе проводится проверка по завершенным (размещенным) заказам для нужд заказчиков, контракты по которым заключены (п. 44 Порядка N 30).
Документальное оформление результатов второго этапа проверки. Результаты проверки оформляются актом проверки в сроки, установленные приказом о проведении проверки. При этом решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проведения проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью акта проверки (п. 45 Порядка N 30).
Как и решение, акт проверки состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
Наименование части акта | Содержание части акта | ||
Вводная | - наименование контролирующего органа; - номер, дата и место составления акта; - дата и номер приказа о проведении проверки; - основания, цели и сроки осуществления плановой проверки; - период проведения проверки; - предмет проверки; - фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов инспекции, проводивших проверку; - наименование, адрес местонахождения субъекта проверки, в отношении заказов которого принято решение о проведении проверки, или наименование, адрес местонахождения лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов функцию по размещению заказов для нужд заказчика и (или) уполномоченного органа | ||
Мотивировочная | - обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы инспекции; - нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения; - сведения о нарушении требований законодательства о размещении заказов, оценка этих нарушений | ||
Резолютивная | - выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, нарушение которых было установлено в результате проведения проверки; - выводы инспекции о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении; - сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов; - другие меры по устранению нарушений, в том числе об обращении с иском в суд, передаче материалов в правоохранительные органы и т.д. |
Акт проверки подписывается всеми членами инспекции (п. 47 Порядка N 30).
Копия акта проверки должна быть направлена лицам, в отношении которых проведена проверка, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его подписания сопроводительным письмом за подписью руководителя контролирующего органа либо его заместителя (п. 48 Порядка N 30).
При этом решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проведения проверки (при их наличии), являющиеся неотъемлемой частью акта проверки, не подлежат повторному направлению и приобщаются к материалам проверки.
Предписание об устранении нарушений. В случаях если по результатам второго этапа проведения проверки выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, то, как и на первом этапе проверки, инспекция выдает предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. Если инспекция пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа, то такое предписание не выдается (п. 50 Порядка N 30).
Предписание инспекции по результатам второго этапа проведения проверки является неотъемлемой частью акта проверки и приобщается к материалам проверки.
Обратите внимание! Не допускается выдача предписаний о недопущении нарушений законодательства о размещении заказов в будущем (абз. 3 п. 50 Порядка N 30).
Предписание об устранении нарушений по результатам второго этапа проведения проверки содержит сведения, аналогичные предписанию, выдаваемому на первом этапе проверки.
Хранение материалов проверки. Материалы проверки хранятся контролирующим органом не менее чем три года. Несоблюдение инспекцией, членами инспекции положений Порядка N 30 влечет недействительность принятых инспекцией решений, выданных предписаний (п. 52 данного порядка).
Продление срока исполнения предписаний
И на первом, и на втором этапе проверки лицо, в отношении которого на выдано предписание об устранении нарушений, вправе направить инспекции, выдавшей предписание, мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания, установленного таким предписанием (п. 43, 51 Порядка N 30).
Поступившее ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается инспекцией в течение пяти рабочих дней со дня его поступления в контролирующий орган. По результатам рассмотрения указанного ходатайства инспекция изготавливает в письменной форме мотивированное решение о продлении (об отказе в продлении) срока исполнения предписания с одновременным установлением нового срока исполнения предписания в случаях, когда неисполнение предписания вызвано причинами, не зависящими от лица, которому выдано предписание.
Обжалование результатов проведения проверок
Пунктом 53 Порядка N 30 предусмотрена возможность обжалования решений, акта и (или) предписания инспекции в судебном порядке в течение срока, предусмотренного законодательством РФ.
Обжалование решений, акта и (или) предписания инспекции может также направляться непосредственно в контролирующий орган, которые создал эту инспекцию.
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"