Эффективность учетной политики для целей налогообложения организации
Наиболее актуальными в настоящее время, в период становления и усовершенствования системы налогообложения в РФ, представляются вопросы, связанные с легализацией и одновременной оптимизацией налогообложения предприятий и организаций. Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов, следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.
Действие главы 25 НК РФ обуславливает необходимость ведения в целях исчисления налога на прибыль налогового учета и соответственно составления учетной политики в целях налогообложения, где раскрываются применяемые в организации способы и методы ведения налогового учета согласно НК РФ.
Рационально составленная учетная политика может оказать влияние на налогообложение хозяйствующих субъектов. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли оказывают влияние следующие элементы учетной политики для целей налогообложения по налогу на прибыль: методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов; методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации, порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции и т.п. Необходимо учитывать, что при формировании налоговой политики организации предоставляется возможность закреплять и аргументировано обосновывать (в случае наличия противоречий и неясностей в налоговом законодательстве) выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы, таким образом свести к минимуму свои риски.
Что касается налога на имущество организаций, то объектом налогообложения по этому налогу признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление), а также материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода.
От положений учетной политики будет зависеть выбор способа у объектов (учитывать в составе основных средств на счетах 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности" или же в составе материально-производственных запасов на счете 10 "Материалы" и размер его лимита.
При использовании варианта отнесения объектов в состав материально-производственных запасов есть возможность уменьшить налог на имущество организаций.
Налог на имущество рассчитывается по данным бухгалтерского учета, налогооблагаемой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемое по остаточной стоимости. Следовательно, порядок оценки и метод начисления амортизации по основным средствам, принимаемый в бухгалтерском учете, также влияет на величину налога на имущество.
Для эффективной реализации учетной политики для целей налогообложения, оценки альтернативных ее вариантов организация должна учитывать особенности налогообложения конкретной организации. При этом можно спрогнозировать сумму налогов. Оценку эффективности разработанной налоговой политики можно осуществить с помощью системы соответствующих показателей. Основными элементами оценки эффективности налоговой политики организаций являются:
- сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений; выявление и анализ их причин; установление максимально допустимых размеров отклонений;
- разработка системы показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов налоговой политики, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налоговой политики);
- корректировка действующей налоговой политики, принятие решений об отказе от нерезультативных методов и разработке новых.
В практике абсолютные и относительные показатели оценки эффективности налоговой политики используются в зависимости от выбранной модели и методов ее формирования. В качестве основного показателя чаще всего выбираются показатели налоговой нагрузки. К ним относят общее налоговое бремя, налогоемкость продаж, коэффициент денежного изъятия при уплате налогов, коэффициент тяжести налогового бремени; коэффициент эффективности налогообложения; частные показатели налоговой нагрузки (коэффициент налогообложения цены, коэффициент налогообложения затрат, коэффициент налогообложения прибыли); показатели, характеризующие эффективность использования налоговых льгот (коэффициент льготного налогообложения, коэффициент эффективности льготирования, коэффициент льготного инвестирования, коэффициент налоговой эффективности региона, коэффициент реальной доходности). Основными из этих оценочных показателей, на наш взгляд, являются:
а) коэффициент эффективности налогообложения. Он позволяет получить наиболее общую характеристику избранной налоговой политики организации, показывая соотношение между показателями чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей.
Коэффициент эффективности налогообложения исчисляется как отношение суммы чистой прибыли к общей сумме налоговых платежей:
Эн = ЧП : Но,
где Эн - коэффициент эффективности налогообложения;
ЧП - планируемая сумма чистой прибыли;
Но - общая сумма планируемых налоговых платежей.
Чем выше коэффициент, тем лучше (показатель будет увеличиваться, если в случае оптимизации налоговых платежей организация заплатит меньше налогов, чем, предположим, в прошлом году);
б) налогоемкость продаж (Кне) - показатель, характеризующий сумму налоговых платежей, приходящуюся на единицу объема реализованной продукции (работ, услуг):
Кне = Но : Тп,
где Кне - налогоемкость продаж;
Но - общая сумма планируемых налоговых платежей;
Тп - планируемый объем реализации продукции. В отношении показателя налогоемкость продаж в консалтинговой практике применяются следующие оценочные критерии:
- если налогоемкость продаж составляет 10-20%, значит, система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Организации можно ограничиться анализом изменений в законодательстве, чтобы вовремя корректировать свои действия и избежать налоговых рисков;
- 20-40% показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами бухгалтерии) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их;
- 40-70% - сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему;
- если же показатель больше 70%, возникает вопрос в целесообразности такого бизнеса.
Следовательно, на базе согласования учетной политики с работающей системой налогового планирования организациям предоставляется возможность прогнозировать свои финансовые результаты в соответствии с поставленными целями финансово-хозяйственной деятельности на один или несколько налоговых (отчетных) периодов вперед. При этом необходимо учитывать, что учетная политика устанавливает зависимость между тем, какой способ налогового учета факта хозяйственной жизни выбирается, и тем, какая перспектива финансового положения организации будет показываться в налоговой отчетности.
Список литературы
1. Адамов H.A., Козенкова Т.А. Оценка эффективности налогового планирования в интегрированных структурах // Современный бухучет. - 2008. - N 2.
2. Анохина Г.И. Роль и значение налогового планирования на микроуровне // Проблемы современной экономики. - 2011. - N 1.
3. Балакирев H.H., Литвиненко А.Н. Налоговое планирование на предприятии: учеб. пособие / H.H. Балакирев, А.Н. Литвиненко. - СПб.: ИВСЭП, Знание, 2010. - 59 с.
4. Барулин C.B. Налоговый менеджмент: учеб. пособие / C.B. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. - М.: Омега-Л, 2011. - 269 с.
К.З. Мухамедзянов,
канд. экон. наук, доцент,
Казанский институт (филиал) РГТЭУ
"Налоги и налоговое планирование", N 7, июль 2012 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоги и налоговое планирование"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru