Порядок возмещения затрат на оказание экстренной медицинской помощи незастрахованным лицам
От редакции:
Несмотря на спорность некоторых положений нового законодательства, оно содержит целый ряд положительных новшеств. К их числу относится, в частности, стремление оставить как можно меньше "белых пятен" - сфер, законодательно не урегулированных. Это относится, в частности, и к крайне актуальной не только для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, но и для частных медицинских организаций проблеме возмещения затрат при оказании экстренной медицинской помощи.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Очень часто возникает вопрос о том, кто должен оплачивать оказание экстренной медицинской помощи в случаях, если гражданин не застрахован или если вообще невозможно установить личность пациента (в случае его смерти и т.д.)?
Нынешнее законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос. Тем не менее, в соответствии с частью 11 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N З23-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Нужно отметить, что это очень ценное положение: законодательство зачастую просто не способно (да и не обязано) напрямую давать ответы на все возможные возникающие вопросы, урегулировать абсолютно все возможные ситуации. Да и не может законодательство оперативно реагировать на все происходящие в обществе изменения - в целом ряде случаев эта задача возлагается на подзаконные нормативные правовые акты.
В рассматриваемом нами случае урегулировать вопрос возмещения затрат на оказание экстренной помощи незастрахованным гражданам должна Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Более четко это оговорено в части 10 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Она определяет, что расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Программа госгарантий на 2012 год была утверждена еще до принятия Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", поэтому не могла в полной мере отвечать требованиям данного закона (заметим, что в соответствии с законом она стала называться немного по-другому: не "Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи").
Тем не менее, определенные положения, касающиеся вопроса возмещения затрат на оказание экстренной медицинской помощи незастрахованным гражданам, в ней содержатся. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" устанавливает, что объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования), включается в нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи).
Вышеуказанное положение устанавливает для субъекта Российской Федерации (в ряде случаев, указанных выше, - для органов местного самоуправления) так называемые расходные обязательства бюджетов, то есть основания для включения в соответствующий бюджет расходов на оплату экстренной медицинской помощи незастрахованным гражданам (статья 6 Бюджетного кодекса определяет, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета).
То есть уже сейчас есть правовая база для решения вопроса о возмещении затрат на оказание экстренной медицинской помощи незастрахованным гражданам: субъект Российской Федерации или муниципальное образование должны предусмотреть в своем бюджете средства на эти цели и установить порядок возмещения расходов на оказание экстренной помощи незастрахованным гражданам. Даже если соответствующие бюджеты уже были приняты к сроку выхода рассматриваемого постановления Правительства Российской Федерации, остается возможность решить этот вопрос путем внесения поправок в соответствующие бюджеты.
А со следующего года Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должна уже более четко определить не только источник средств, но и порядок и размеры возмещения медицинским организациям (в том числе медицинским организациям частной системы здравоохранения) расходов, связанных с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме.
Все это должно найти отражение и в принимаемых субъектами Российской Федерации территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Таким образом, источник возмещения медицинским организациям экстренной медицинской помощи незастрахованным гражданам определен уже и сейчас, поэтому нужно отстаивать свои права и требовать реализации положений нормативных правовых актов.
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.
"Менеджер здравоохранения", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru