Оценка экономической эффективности госзакупок лекарственных средств
Проведена оценка экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств (ЛС) по результатам анализа 100 аукционов. Установлено, что достигнутое снижение цены контракта составило 9,3% в 43 аукционах с количеством участников от 2 до 7. А 57 аукционов были проведены с одним участником, соответственно, без снижения цены контракта. Действующая система оценки экономической эффективности госзакупок не учитывает затраты на подготовку и проведение аукционов, поэтому снижение цены контракта не является объективной оценкой эффективности.
Качественное лекарственное обеспечение населения должно быть важнейшей государственной задачей, т.к. является одним из существенных факторов, обеспечивающих успешную работу системы медицинской помощи населению.
В последние годы Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым осуществляются государственные закупки лекарственных препаратов (ЛП) для нужд здравоохранения, вызывает принципиальную критику со стороны государственных заказчиков, т.к. процедура госзакупок чрезвычайно забюрократизирована и не позволяет оперативно приобретать необходимые ЛП для обеспечения лечебного процесса. С момента выхода закона в него внесено 32 изменения, что само по себе говорит о его несовершенстве [7].
Согласно 94-ФЗ эффективность госзакупок оценивается только суммой средств, сэкономленных при снижении цены контракта. Подобная оценка эффективности госзакупок не может быть достаточно полной и объективной, исходя из самого определения понятия "эффективность", которое подразумевает отношение полученного результата к затратам на его достижение (материальным, временным, трудовым издержкам) [1, 6].
С маркетинговой точки зрения закупка ЛС является весьма сложным процессом, т.к. ценность этой категории товара, с одной стороны, состоит в том, чтобы дать в руки врача действительно высокоэффективное и безопасное средство и помочь больному, а с другой - обеспечить доступность ЛС для бюджетов учреждений здравоохранения [5].
В медицинских организациях запасы ЛП относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и представляют собой один из факторов, определяющих политику учреждения здравоохранения и воздействующих на уровень логистического обслуживания лечебного процесса в целом. Закупочный процесс в медицинских организациях осуществляется с целью создания запаса ЛП, позволяющего бесперебойно и качественно проводить фармакотерапию при оптимальном соотношении цена/качество. Целью данной работы явился анализ экономической эффективности госзакупок исключительно с позиций соблюдения процедурных вопросов.
В качестве материалов исследования были выбраны протоколы открытых аукционов органов управления здравоохранением различных субъектов РФ, выставленные на "Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru/, который является единственным официальным источником для размещения информации о размещении заказов в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Нами были проанализированы результаты 100 протоколов электронных аукционов с 1 января по 31 декабря 2011 г. стоимостью от 500 000 до 4 млн. руб.
Общая начальная стоимость анализируемых контрактов составила 137,1 млн. руб., а конечная - 124,4 млн. руб., т.е. экономия на понижении цены контрактов составила 12,7 млн. руб., или 9,3% от начальной цены контракта.
Анализ протоколов электронных аукционов показал, что в 43 из 100 аукционов участвовало более 1 поставщика, а остальные торги (57%) состоялись только с одним участником, т.е. по 57 торгам из 100 снижения первоначальной цены контракта не было. Данные протоколов электронных аукционов с несколькими участниками приведены в таблице 1.
Таблица 1
Данные протоколов электронных аукционов с несколькими участниками
N п/п | Начальная цена контракта (тыс. руб.) | Конечная цена контракта (тыс. руб.) | Снижение цены (тыс. руб.) | Снижение цены, (%) | Количество участников |
1 | 2 230,0 | 2 018,0 | 12,0 | 0,5 | 2 |
2 | 3 612,0 | 3 594,0 | 18,0 | 0,5 | 3 |
3 | 2 979,0 | 2 949,0 | 30,0 | 1 | 2 |
4 | 2 670,0 | 2 550,0 | 120,0 | 4,5 | 2 |
5 | 929,0 | 875,0 | 54,0 | 6 | 3 |
6 | 2 645,0 | 2 487,0 | 158,0 | 6 | 3 |
7 | 3 450,0 | 3 243,0 | 207,0 | 6 | 2 |
8 | 883,0 | 820,0 | 64,0 | 7 | 4 |
9 | 751,0 | 699,0 | 52,0 | 7 | 2 |
10 | 3 756,0 | 3 719,0 | 37,0 | 10 | 2 |
11 | 1 796,0 | 1 602,0 | 197,0 | 11 | 3 |
12 | 919,0 | 808,0 | 111,0 | 12 | 2 |
13 | 730,0 | 642,0 | 88,0 | 12 | 5 |
14 | 728,0 | 630,0 | 97,0 | 13 | 2 |
15 | 820,0 | 709,0 | 111,0 | 14 | 3 |
16 | 1 063,0 | 900,0 | 163,0 | 15 | 4 |
17 | 847,0 | 724,0 | 141,0 | 16 | 3 |
18 | 2 800,0 | 2 340,0 | 460,0 | 16 | 2 |
19 | 656,0 | 542,0 | 114,0 | 17 | 3 |
20 | 938,0 | 763,0 | 175,0 | 18 | 6 |
21 | 1 600,0 | 1 312,0 | 288,0 | 18 | 7 |
22 | 700,0 | 556,0 | 144,0 | 21 | 4 |
23 | 2 900,0 | 2 276,0 | 624,0 | 21 | 3 |
24 | 2 142,0 | 1 682,0 | 460,0 | 22 | 3 |
25 | 804,0 | 619,0 | 185,0 | 23 | 3 |
26 | 650,0 | 497,0 | 157,0 | 24 | 2 |
27 | 2 422,0 | 1 840,0 | 582,0 | 24 | 3 |
28 | 773,0 | 566,0 | 207,0 | 27 | 2 |
29 | 605,0 | 434,0 | 171,0 | 28 | 4 |
30 | 840,0 | 596,0 | 244,0 | 29 | 2 |
31 | 1 925,0 | 1 357,0 | 568,0 | 30 | 2 |
32 | 2 019,0 | 1 393,0 | 629,0 | 31 | 3 |
33 | 1 009,0 | 690,0 | 319,0 | 32 | 3 |
34 | 1 275,0 | 854,0 | 421,0 | 33 | 7 |
35 | 1 709,0 | 1 085,0 | 624,0 | 37 | 3 |
36 | 747,0 | 463,0 | 284,0 | 38 | 6 |
37 | 1 839,0 | 1 149,0 | 690,0 | 38 | 6 |
38 | 1 049,0 | 593,0 | 456,0 | 43 | 3 |
39 | 697,0 | 372,0 | 325,0 | 46 | 3 |
40 | 2 639,0 | 1 409,0 | 1 230,0 | 46 | 3 |
41 | 643,0 | 321,0 | 322,0 | 50 | 3 |
42 | 1 654,0 | 713,0 | 941,0 | 57 | 3 |
43 | 650,0 | 198,0 | 452,0 | 70 | 4 |
Из таблицы 1 видно, что чем больше количество участников аукциона, тем больше снижение цены контракта, т.е. организаторы аукционов должны быть заинтересованы в привлечении наибольшего количества участников. В последние годы свои действия по ужесточению процедуры торгов ФАС обусловливает именно стремлением усилить конкуренцию. Однако ужесточение и чрезмерная регламентация процедуры госзакупок приводит на практике к росту числа несостоявшихся торгов или торгов с единственным участником, с которым и заключается контракт по цене, близкой к начальной, т.е. не достигается основная цель госзакупок - снижение цены контракта.
В 75% проанализированных аукционов, где наблюдалась конкуренция среди поставщиков, приняли участие 2-3 поставщика, и только в 25% - от 4 до 7, т.е. конкуренция была достаточно низкой.
Из 43 аукционов с несколькими участниками в 10 снижение цены оказалось меньше 10%, в 11 - до 20%, в 10 - достигнуто снижение до 30%, в 6 - до 40%, в 3 - до 50%, в 2 - до 60% и только в 1 - до 70% (рис. 1).
Существенно ограничивает конкуренцию и необоснованное объединение ЛП в крупные лоты, выставляемые на торги, что увеличивает возможность участия в торгах в основном крупных дистрибьюторов. Это противоречит принципу справедливости в части обеспечения равных возможностей для всех потенциальных участников конкурса [3]. Рекомендации по формированию лотов, предложенные в разъяснении Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и ФАС N /ИА/20555 от 31 октября 2007 г. "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ" даны в применении к программе ДЛО и для использования в учреждениях здравоохранения стационарного типа мало применимы, т.к. формирование большого количества лотов (по одному лоту на каждое наименование) приводит к необходимости заключать множество государственных контрактов (на каждый лот заключается отдельный контракт).
Проведенная нами оценка эффективности госзакупок по единственному критерию - снижению цены контракта позволила сделать следующие выводы:
1. В 57% аукционов с одним участником отсутствовало снижение начальной цены контракта.
2. 75% аукционов, состоявшихся с участием нескольких поставщиков, проведены в условиях низкой конкуренции (2-3 участника).
3. Оценку эффективности проведенных аукционов по снижению начальной цены контракта на 12,4 млн., или 9,3%, нельзя считать объективной, т.к. не учтены трудозатраты по созданию системы формирования, размещения и реализации государственных (муниципальных) заказов, материальные (финансовые) затраты на выполнение процедуры закупок, затраты на обеспечение работы инфраструктуры системы размещения заказов.
Литература
1. Кипароидзе А.С. Электронный аукцион: методика проведения // Госзакупки.ру. - 2011. - N 3. - С. 27-35.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб.: Питер, 1999.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2003.
4. Котлер Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций. СПб.: Питер, 2007.
5. Пархоменко Д.В. Совершенствование закупок лекарственных средств для государственных нужд // Новая Аптека - 2005. - Март - С. 26-28.
6. Талеров П.А. Эффективность госзакупок только ли в экономии средств? // Газета. - 2009. - N 203. - С. 1-12.
7. Федеральный закон от 21.07.05. N 94-ФЗ "О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
8. Храмкин А.А. Как определить эффективность госзакупок? // Госзакупки.ру. - 2010. - N 2. - С. 17-23.
9. Williams K.G. Impact of federal law on dispersing activities in hospital pharmacies // Journal of Pharmacy Technology. 2002. Dec. P. 265-270.
О.А. Рыжова,
к. фарм. н., доцент
Т.Л. Мороз,
д. фарм. н., проф., кафедра фармации
ГБОУ ДПО "Иркутская государственная медицинская
академия последипломного образования",
Иркутск
"Ремедиум", N 5, май 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru