"Алкогольное" законодательство: комментируем и разъясняем
С 01.07.2012 вступает в силу очередной пакет поправок, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) в Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя*(1). В преддверии указанной даты расскажем читателям о новых веяниях законодательства. Кроме того, как показывает практика, у организаций, в обороте которых имеется алкогольная продукция, возникает большое количество вопросов, связанных с порядком оформления и применения лицензий.
Новые правила - новые трудности
Некоторые нормы Закона N 218-ФЗ, внесшего многочисленные поправки в Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, уже освещались на страницах нашего журнала (см. статью И.Е. Ивановой "Что нового в "алкогольном" законодательстве", N 10, 2011). В данной статье остановимся только на тех из них, которые вступят в силу в ближайшее время.
Основные понятия
С 01.07.2012 кардинально меняется само понятие алкогольной продукции. Так, в соответствии с пп. "г" п. 3 ст. 1 Закона 218-ФЗ с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (п. 4 ст. 6 Закона N 218-ФЗ).
Для справки. Принимая во внимание, что на территории РФ существует ряд национальных напитков, содержащих незначительное количество этилового спирта (квас, сбитень, айран, кумыс, кефир и др.), а также наличие ГОСТов и ТУ технологией производства которых предусмотрено добавление алкогольной продукции при производстве ряда мучных и кондитерских изделий, а также сырокопченых колбас, проектом Постановления Правительства РФ (размещен на сайте Минэкономразвития www.economy.gov.ru) установлен перечень пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, на деятельность по производству и оборота которой не распространяются требования Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя. Среди напитков, поименованных в данном проекте: квасы и напитки безалкогольные, в том числе напитки брожения с содержанием спирта в конечном продукте от 0,5 до 1,2% включительно, полученные путем сбраживания сусла или иной основы культурами микроорганизмов; концентраты квасного сусла, концентраты квасов; продукты кисломолочные.
До указанной даты под алкоголем понималась пищевая продукция, которая производилась с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделялась на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино) (п. 7 ст. 2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Соответственно, в новой редакции комментируемого закона появились новые понятия, такие как фруктовое вино, ликерное вино, винные напитки, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и др., многие понятия претерпели изменения. Немаловажно: с 01.07.2012 в отношении оборота пива и напитков, изготовленных на его основе, будут действовать все ограничения, установленные Законом о госрегулировании производства и оборота алкоголя, если только в самом законе не установлено иное.
Площадь объекта торговли
Эта поправка может создать трудности некрупным организациям розничной и мелкооптовой торговли. С июля текущего года продавать алкоголь (не считая пива и пивных напитков) разрешается только через стационарные торговые объекты общей площадью (включая площадь складских помещений) (п. 4 ст. 6, абз. 21, 22 п. 15 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, п. 6 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя):
- в городских поселениях - не менее 50 кв. м;
- в сельских поселениях - не менее 25 кв. м.
Причем объекты торговли должны находиться у хозяйствующих субъектов в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В отношении оборота пива и напитков, изготовленных на его основе, ограничений по размеру объектов торговли не установлено.
Немного углубимся в вопрос и дадим определения городского и сельского поселения. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения - территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1 000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3 000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3 000 человек каждый) (п. 5, 6 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ).
Для чего нам нужно знание этих понятий? Прежде всего, чтобы ответить на вопрос, какие критерии при определении размера объекта торговли должны действовать, например, в поселке городского типа. Чтобы развеять возникшие сомнения, хозяйствующему субъекту (организации торговли) целесообразно поискать ответ на данный вопрос на уровне местного законодательства - как правило, на местах действуют законы субъектов РФ, устанавливающие статус того или иного поселения*(2).
Запрет на продажу алкоголя в ночное время
На федеральном уровне установлен запрет на продажу алкоголя с 23.00 до 08.00 (п. 5 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Однако на продавцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с содержанием этилового спирта 5% и менее объема готовой продукции данный запрет пока не распространяется (п. 5 ст. 5 Закона N 218-ФЗ). Данное послабление действует до конца текущего года. С 01.01.2013 запрет будет распространяться на всю алкогольную продукцию без исключения.
До этой же даты некрепкое пиво можно продавать через нестационарные торговые объекты. С наступлением нового года будет действовать запрет на продажу пива через все ларьки и киоски.
Напоминаем, что органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абз. 2 п. 5 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя).
О лицензии
Переоформление лицензий
Теперь поговорим о вопросах, связанных с лицензированием. Начнем с того, как поправки, введенные в действие с 01.07.2012, затронут интересы организаций, осуществляющих производство, хранение и поставки алкогольной продукции. В связи с изменениями действующего законодательства (а именно уточнением основных понятий, таких как "этиловый спирт", "вино", "спиртосодержащая пищевая продукция", а также определением новых видов выпускаемой продукции: "ликерное вино", "фруктовое вино", "винный напиток") организации-производители обязаны переоформить лицензии. Для этого в 30-дневный срок со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформление лицензий (в данном случае отсчет начинается с 01.07.2012), в лицензирующий орган подается заявление о переоформлении лицензии с приложением копии документа об уплате государственной пошлины на переоформление лицензии в размере 2 000 руб. (п. 13 ст. 19 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя) (образец заявления прилагается к Информационному сообщению Росалкогольрегулирования, которое можно найти на официальном сайте ведомства (www.fsrar.ru) в разделе "Лицензирование"/"Информационные материалы"). В заявлении необходимо указать причину переоформления лицензии: если это изменение вида производимой продукции (например, "плодовое вино" меняется на "фруктовой вино") - "изменение вида продукции", если лицензия меняется по причине исключения производимой продукции (например, коньячный спирт) из вида деятельности "производство спиртосодержащей пищевой продукции" - "изменение вида деятельности - на производство этилового спирта и вида продукции - на коньячный дистиллят". Таблица изменяемых видов деятельности и видов продукции после 01.07.2012 согласно новой редакции Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя приведена в Информационном сообщении Росалкогольрегулирования.
Приостановление действия лицензии
Помимо упомянутого Информационного сообщения Росалкогольрегулирование выпустило и другие, например сообщение "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы" (полный текст документа см. на его официальном сайте). Некоторые из содержащихся в нем вопросов осветим в статье.
Как быть, если в связи с несоответствием адреса у организации приостановлено действие лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, при этом она не успевает выполнить предписание Росалкогольрегулирования в срок (вопрос 1)?
В случае если для организации в установленный в предписании срок для устранения нарушений условий действия лицензии не представляется возможным устранить указанные нарушения, необходимо представить в Росалкогольрегулирование заявление (до истечения указанного в предписании срока его исполнения) о продлении срока выполнения данного предписания с указанием даты его выполнения, а также обосновать причины, по которым организация просит продлить срок выполнения предписаний до указанной даты, с приложением подтверждающих документов.
Отказ в продлении срока действия лицензии
Решением Росалкогольрегулирования было отказано в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Каков дальнейший порядок реализации оставшейся продукции (вопрос 3)?
Согласно п. 5 ст. 20 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию.
Окончание срока действия лицензии
У организации А закончилась лицензия на розничную продажу алкоголя. Вправе ли организация В, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, принять возврат продукции, ранее поставленной организации А (вопрос 4)?
Росалкогольрегулирование не дало прямого ответа на данный вопрос, при этом отметило, что порядок возврата алкогольной продукции организации, осуществляющей деятельность на основании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, от организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции в случае, если срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной данной организации, закончился, Законом о госрегулировании производства и оборота алкоголя не предусмотрен.
Ранее это же ведомство по вопросу правомерности хранения и реализации остатков алкогольной продукции в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции разъясняло: норма п. 5 ст. 20 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя не распространяется на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 14.17 КоАП РФ оборот (в том числе розничная продажа) алкогольной продукции без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа, а также конфискацию такой продукции в рамках производства по делу о соответствующем административном правонарушении.
Возврат алкогольной продукции поставщику
Организации розничной торговли необходимо произвести возврат поставленной продукции обратно поставщику. В бухгалтерском учете это будет оформлено как обратная реализация. Нужна ли для этих целей розничному продавцу соответствующая лицензия (вопрос 10)?
Росалкогольрегулирование разъяснило, что организация, осуществляющая розничную продажу алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику на основании закона или договора без получения иной лицензии: возврат товара, полученного по договору поставки, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как возврат по новому договору, в котором организация, закупившая товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар. Из этого следует, что возврат алкогольной продукции, полученной по договору поставки, не может квалифицироваться как поставка алкогольной продукции без соответствующей лицензии и не влечет применения соответствующего административного наказания.
Предприятие получило новую лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Можно ли принять возврат алкогольной продукции от покупателя, которая была отгружена по предыдущей (уже не действующей) лицензии (вопрос 12)?
Сделать это можно смело. Возврат алкогольной продукции при наличии новой лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции не противоречит действующему законодательству РФ.
* * *
В заключение добавим, что на сайте Росалкогольрегулирования своевременно размещаются информационные сообщения и по другим вопросам (например, разъяснения законодательства РФ в области декларирования, оборота пива). Также организации могут в электронном виде задать вопрос на интересующую их тему.
С.В. Тяпухин,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(2) См., например, Закон Нижегородской области от 15.06.2004 N 60-З "О наделении муниципальных образований - городов, рабочих поселков и сельсоветов Нижегородской области статусом городского, сельского поселения" (принят Постановлением ЗС НО от 27.05.2004 N 960-III).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"