Во исполнение норм закона...
Практически с такой формулировки начинаются правовые акты местных властей, вводящих собственное (дополнительное) регулирование туристской деятельности. Напомним, на федеральном уровне этот бизнес регламентируется Законом об основах туристской деятельности в РФ, положения которого являются базовыми и постоянно затрагиваются в публикациях экспертов. Региональному же нормотворчеству уделяется меньше внимания, и автор решил компенсировать этот пробел комментарием к нескольким вариантам местных законов о туризме.
Как развивается туризм в северной столице?
В настоящее время на территории региона действует закон *(1), принятый около 15 лет назад, то есть он почти ровесник Федерального закона об основах туристской деятельности в РФ. Однако автору хотелось бы прокомментировать более свежие документы, в частности проект закона Санкт-Петербурга "О туристской деятельности в Санкт-Петербурге". Хотя он еще не получил силу нормативного акта, тем не менее уже одобрен правительством северной столицы (Постановление от 31.05.2012 N 571). Принципиальным отличием проекта является его тесная взаимосвязь с теми направлениями туризма, которые присущи именно этому городу.
В частности, в связи с местоположением Санкт-Петербурга в нем развит водный туризм, подразумевающий использование транспортных средств, предназначенных для передвижения по водным объектам города. Не менее доходен так называемый конгрессно-выставочный туризм, целями которого являются посещения конгрессов, выставок, съездов, семинаров и иных деловых массовых мероприятий в Санкт-Петербурге. Выведено и понятие туристской выставки. Это выставочно-ярмарочное мероприятие, направленное на привлечение туристов в город, поддержание интереса к его туристским ресурсам, туристской деятельности в северной столице. Согласитесь, без названных понятий рассуждать о туризме в Санкт-Петербурге, прямо скажем, неуместно.
Развитие туристской деятельности в Санкт-Петербурге осуществляется посредством поддержки и развития всех видов туризма, создания единой системы информационного обеспечения участия Санкт-Петербурга в туристских выставках, ярмарках, конференциях, иных мероприятиях, в том числе за рубежом, в целях поддержания интереса к туристским ресурсам. Дополнительно правительство города организует научные исследования в сфере туризма, участвует в разработке, утверждении и реализации программ развития туристской деятельности, занимается аккредитацией организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи. Планируется сформировать и развивать туристские кластеры, используя данные исследований в сфере туризма и мониторинга использования туристских ресурсов Санкт-Петербурга.
В целях развития туристской деятельности в Санкт-Петербурге программами развития туристской деятельности предусматриваются меры государственной поддержки приоритетных направлений развития туристской деятельности в городе. В законопроекте акцентировано внимание только на информационной и консультационной поддержке. На бюджетное и внебюджетное финансирование прямого указания нет, но сказано, что нормативными актами Санкт-Петербурга могут быть установлены иные формы государственной поддержки приоритетных направлений развития туристской деятельности. Поэтому не исключено, что на развитие инфраструктуры в Северной Пальмире будут выделены целевые средства. Главная цель будущего закона - поддержка и развитие въездного, внутреннего, социального и самодеятельного, а также конгрессно-выставочного, культурно-познавательного и водного туризма в Санкт-Петербурге.
Скажем несколько слов о развитии турбизнеса в регионе. Есть долгосрочная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы"*(2). В ней констатируется, что среди регионов - лидеров по конкурентоспособности для развития туризма Ленинградская область занимает седьмое место в секторе развлекательного туризма. Область с населением чуть менее 1,7 млн. человек ежегодно посещает более 1,6 млн. туристов, что свидетельствует о значимости сферы туризма для социально-экономического развития территории. Для обеспечения такого притока туристов в Ленинградской области действует взаимосвязанная по мощности и структуре материальная база туризма, рассчитанная на удовлетворение потребностей и уровней обслуживания различных категорий российских и иностранных туристов. Несмотря на неплохие показатели в области есть проблемы с туризмом. Для их решения разработана программа, направленная на формирование единого комплекса развития сферы туризма в Ленинградской области до 2015 года, стимулирующая процессы строительства, реконструкции и рационального использования инфраструктуры туризма и создание на ее базе бюджетонаполняющей отрасли. Перечислять все мероприятия программы не имеет смысла. Выделим основные направления: нормативное и методическое обеспечение развития сферы туризма, обеспечение создания объектов туристской инфраструктуры и сервиса, информационная поддержка развития сферы туризма, обеспечение подготовки кадров, востребованных в сфере туризма.
Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию программы, представителем заказчика и координатором является Комитет по физической культуре, спорту и туризму. Именно он ежеквартально отчитывается о ходе реализации программы развития туризма в области. Реализация программы будет считаться эффективной, если количество туристов, посетивших Ленинградскую область, превысит численность ее населения, что по результатам предыдущих отчетных периодов вполне возможно. Разработчики программы, которая уже менялась несколько раз, также надеются, что решение задач эффективного развития туризма позволит значительно укрепить инфраструктуру въездного и внутреннего туризма и обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, стимулировать развитие смежных отраслей экономики и повысить занятость населения Ленинградской области.
Как обстоят дела в столичном регионе?
Ведомственная целевая программа Московской области "Развитие туризма в Московской области на 2012 год" разработана недавно и утверждена Распоряжением Минспорттуризма МО от 10.05.2012 N 12/РП. Основной целью программы является формирование в Московской области конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, увеличения количества рабочих мест. Выделено несколько приоритетных направлений: развитие рынка туристских услуг и создание благоприятных условий для удовлетворения на них спроса потребителей, создание условий для развития внутреннего и въездного туризма, а также формирование имиджа Московской области как региона, благоприятного для туризма. Следует признать, что именно туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство.
Несмотря на наличие благоприятных природных и иных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Московской области используется не полностью. По-прежнему выездной туризм преобладает над въездным, недостаточно развиты такие виды туризма, как агротуризм, деловой, экологический туризм. Значительный потенциал имеет событийный туризм, связанный с древней историей и богатой культурой Подмосковья, но требуется поддержка его продвижения. В условиях высокой конкурентоспособности зарубежного туристского продукта недостаточно внимания уделяется развитию рынка туристских услуг и повышению их качества, продвижению туристского потенциала на внутреннем и международном уровне. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, разработчики программы по развитию туризма предусмотрели проведение международных туристских выставок, семинаров, форумов. Также запланированы различные конкурсы в номинации выявления лучшего в турбизнесе, профессии. Весомый вклад в развитие туризма внесет проведение информационных туров в рамках разработки новых и перспективных туристских маршрутов области, также включено в программу издание информационного вестника "Туристские событийные мероприятия в Московской области".
Финансирование расходов на реализацию программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с Законом Московской области от 14.08.2008 N 671/30 "О бюджете Московской области на 2012 год". Выделен значительный объем средств на программу развития туризма. Контроль за ходом ее выполнения возложен на Финансово-экономическое управление Министерства физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области. На Управление по туризму и работе с молодежью этого министерства возложена ответственность за достижение планируемых значений показателей эффективности реализации программы. Планируемыми показателями эффективности реализации программы являются рост числа участников мероприятий, направленных на повышение качества туристских услуг, увеличение индекса объема платных туристских услуг населению (до 3%), рост удельных показателей малого бизнеса (в области доля малого бизнеса в туризме достаточна высока: 70-80%). Будут ли достигнуты планируемые показатели, можно будет сказать по итогам года, так как подведения промежуточных итогов программы ее разработчики не предусмотрели.
В целом программа развития туризма в столичном регионе не уступает аналогичному документу северных соседей, при этом сложно сказать, у кого возможностей больше. В Ленинградской области лучше "начальные" условия, так как этот регион более привлекателен для иностранных туристов. Однако программа развития северных соседей рассчитана на несколько лет, в то время как в столичном регионе план составлен на год и поэтому более конкретен - легче проконтролировать выполнение поставленных в нем задач. Таким образом, в каждом регионе есть свои преимущества и недостатки, главное, что имеется еще не использованный потенциал, и задача властей - его использовать, для чего и принимаются программы развития туриндустрии. При этом законы о развитии туризма существуют не только в двух столицах, но и в других регионах, где органы власти заинтересованы в развитии туристской отрасли. Потому турфирме следует принимать во внимание нормативные акты о туризме во всех регионах, где она предоставляет свои услуги.
* * *
В завершение отметим, что все перечисленные законы местных властей имеют отношение большей частью к въездному и внутреннему туризму. Данным направлениям уделено немного внимания в Законе об основах туристской деятельности в РФ. В этом нет ничего удивительного, так как федеральный закон посвящен общим вопросам, в то время как сфера въездного туризма большей частью входит в сферу регулирования местных властей. Потому турфирмам, работающим в данном направлении, законы и программы о развитии туризма в регионах будут небезынтересны. Знания помогут быть в курсе всех важных мероприятий и событий в отечественной туриндустрии. А, как понимает читатель, полное и достоверное информирование туриста очень важно, в том числе и в сфере въездного и внутреннего туризма. Финансовому работнику нужно быть готовым к возможным доходам и расходам, связанными с реализацией намеченных программ развития туризма, так как они могут оказать влияние на бизнес самой турфирмы или гостиницы (отеля). Будем надеяться, что все принятые (и будущие) в дополнение к основному федеральному закону региональные документы будут способствовать развитию разных видов туризма в РФ. Немаловажную роль в этом сыграет подписанное Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"*(3).
С.В. Булаев,
эксперт журнала
"Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Областной закон Ленинградской области от 31.12.1997 N 73-оз.
*(2) Постановление Правительства Ленинградской области от 25.06.2010 N 153.
*(3) Приказ Минспорттуризма РФ от 18.04.2012 N 364.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"