Туроператор дарит своим постоянным клиентам, которые приобретут в мае-июне тур в любую страну, подарки (сувениры) с логотипом компании. Признаются ли такие расходы рекламными и можно ли уменьшить на них налоговую базу по налогу на прибыль туроператора?
Являются ли произведенные расходы рекламными? В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В Письме ФАС РФ от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направленном для сведения и использования в работе Письмом ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) разъяснено понятие "неопределенный круг лиц", применяемое в законодательстве РФ о рекламе: под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Как следует из вопроса, подарки раздаются не всем клиентам, а только постоянным, купившим тур в определенный период времени. То есть круг лиц, получающих рекламную информацию, является ограниченным. Такого мнения в схожей ситуации придерживались контролирующие органы (Письмо УФНС по г. Москве от 18.10.2010 N 16-15/108647@). Но следует учесть Письмо ФАС РФ от 23.01.2006 N АК/582, в котором идет речь о том, что нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.
Поэтому передача подарков с логотипом налогоплательщика в данном случае признается расходами на рекламу независимо от того, какому кругу лиц, ограниченному или неограниченному, предназначена.
По второй части вопроса отметим следующее.
В зависимости от признания расходов рекламными для целей исчисления налога на прибыль затраты могут быть учтены в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Указанная норма свидетельствует, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на рекламу деятельности налогоплательщика, но с учетом положений п. 4 ст. 264. Согласно абз. 5 данного пункта расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Поскольку затраты на передачу подарков (сувениров) с логотипом компании в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ не названы, они считаются нормируемыми. И если за отчетный период они не превысили 1% выручки от реализации, то всю стоимость подарков (сувениров) можно отнести на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
Е.В. Саяпина,
эксперт журнала
"Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2012 г.
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"