Просроченная IT-льгота. Возвращаем переплату по страховым взносам
IT-компания, получившая право на льготу по взносам с опозданием, вправе пересчитать взносы по льготным ставкам. Для этого надо воспользоваться досудебным порядком обжалования и восстановить сроки принятия решения о госаккредитации.
С 2011 года для IT-компаний предусмотрены пониженные тарифы по страховым взносам в ПФР, ФСС России и фонды ОМС*(1). Одним из условий применения льготы*(2) является наличие документа, подтверждающего государственную аккредитацию в области информационных технологий. Порядок подачи документов для получения аккредитации установлен в Положении *(3). Аккредитацию проводит Минкомсвязи России. Именно в его адрес направляют запрос и документы. До тех пор, пока IT-компанией от этого ведомства не получено подтверждение, пользоваться льготой нельзя.
Решение об аккредитации или отказе в ней Минкомсвязи России принимает не позднее 30 рабочих дней с даты представления фирмой:
- заявления о предоставлении государственной аккредитации;
- справки за подписью руководителя компании, подтверждающей, что фирма ведет деятельность в области информационных технологий;
- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
- копии учредительных документов.
Ведомство направляет компании выписку из реестра или решение об отказе в аккредитации не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения.
Если фирма получает аккредитацию в течение расчетного периода, она может воспользоваться правом на применение пониженных тарифов только начиная с месяца получения подтверждения*(4). При этом уплату страховых взносов не по льготным тарифам (до момента получения документа об аккредитации) не считают переплатой. Ведь воспользоваться льготой фирма может только при выполнении всех условий, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.
Однако возможна ситуация, когда сотрудники Минкомсвязи России приняли решение об аккредитации или отказе в ней не в отведенные законодательством сроки. Получается, что IT-компания не смогла использовать положенную законодательством льготу вовремя и уплатила излишние страховые взносы. Вправе ли фирма вернуть или зачесть в счет будущих платежей такую переплату?
Предъявляем претензию
IT-компания, права которой были нарушены действиями (бездействием) должностных лиц, может восстановить их в досудебном порядке. Для того чтобы инициировать процедуру досудебного обжалования, необходимо подать заявление министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (образец см. ниже). В заявлении отражают обстоятельства, на основании которых, по мнению фирмы, нарушены ее права, свободы и законные интересы, а также созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность. К заявлению могут быть приложены копии поданных ранее документов с отметками о принятии их ведомством. Они подтвердят изложенную в претензии информацию.
Образец заявления в Минкомсвязи России
Подготовлено с использованием системы "Гарант"
Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
от общества с ограниченной ответственностью "Актив"
Заявление
В соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N 758 "О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" (далее - Постановление N 758), ООО "Актив" представило в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации документы для получения государственной аккредитации в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
Согласно п. 6 Постановления N 758 федеральный орган исполнительной власти принимает решение о государственной аккредитации (об отказе в государственной аккредитации) организации не позднее 30 рабочих дней с даты получения от нее документов.
ООО "Актив" представило документы 18 мая 2011 года. Таким образом, 30 рабочих дней, которые были предоставлены на принятие решения о государственной аккредитации (об отказе в государственной аккредитации), истекли 29 июня 2012 года, но решение принято не было.
На основании вышеизложенного прошу принять решение о государственной аккредитации организации или об отказе в государственной аккредитации.
Приложения:
- заявление о предоставлении государственной аккредитации с отметкой о получении сотрудниками Минкомсвязи России (копия);
- справка, подтверждающая, что ООО "Актив" ведет деятельность в области информационных технологий (копия);
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (копия);
- учредительные документы (копия).
Общество с ограниченной ответственностью "Актив"
ИНН: 7700642916
Адрес: 105211, Москва, 3-я Ямская улица, д. 54, стр. 3
Тел.: 468-12-96
Генеральный директор:
/ Ширяев / Ширяев А.Т.
---------
М.П.
2 июля 2012 года
-- ----- ---
Заявление рассматривают в течение 10 рабочих дней с момента получения. При необходимости проведения проверки срок может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Об увеличении срока фирму уведомляют электронным документом с указанием причин.
По результатам рассмотрения министр связи и массовых коммуникаций принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении требований. Если фирма не согласна с решением должностного лица и считает, что ее права и законные интересы все же нарушены, она может обратиться за защитой в суд.
Учитываем переплату
Если компанией соблюдены все требования*(5), но по не зависящим от нее причинам она не смогла применить пониженные страховые тарифы, то суммы излишне начисленных страховых взносов считают переплатой. Необходимо представить уточненный расчет и зачесть переплату в счет предстоящих платежей или вернуть.
Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов определен в статье 26 Закона N 212-ФЗ. Для зачета или возврата переплаты фирме нужно представить в ФСС России заявление *(6) и провести сверку расчетов. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты суммы.
ФСС России принимает решение о возврате переплаты в течение 10 дней. Возврат производят в течение одного месяца со дня получения заявления. Если этот срок нарушен, то на сумму возврата начисляют проценты за каждый календарный день просрочки. При этом процентная ставка равна 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В бухгалтерском учете корректировки вносят при выявлении факта переплаты как исправление ошибки согласно нормам ПБУ 22/2010 *(7). Порядок внесения исправлений зависит от момента обнаружения такой "ошибки". А также от того, существенна сумма переплаты по страховым взносам или нет (см. схему ниже).
Отражение в учете переплаты по страховым взносам
/-------------------------------------\ /------------------------------------\
| Ошибка существенная | | Ошибка несущественная |
\-------------------------------------/ \------------------------------------/
| | | |
/-----------------\ /-----------------\ /-----------------\ /----------------\
|Выявлена до даты | |Ошибка | |Выявлена до даты | |Выявлена после |
|утверждения | |предшествующего | |утверждения | |даты утверждения|
|бухгалтерской | |отчетного года | |бухгалтерской | |бухгалтерской |
|отчетности | |выявлена после | |отчетности | |отчетности |
|исправляют в | |утверждения | |исправляют в | |исправляют |
|декабре отчетного| |бухгалтерской | |декабре отчетного| |записью: |
|года | |отчетности | |года | |Дебет 69 |
|сторнировочной | |исправляют | |сторнировочной | |"Расчеты по |
|записью: | |записью: | |записью: | |социальному |
|Дебет 20 | |Дебет 69 "Расчеты| |Дебет 20 | |страхованию и |
|"Основное | |по социальному | |"Основное | |обеспечению" |
|производство" (26| |страхованию и | |производство" (26| |Кредит 91 |
|"Общехозяйствен- | |обеспечению" | |"Общехозяйствен- | |"Прочие доходы и|
|ные расходы", 44 | |Кредит 84 | |ные расходы", 44 | |расходы" |
|"Расходы на | |"Нераспределенная| |"Расходы на | | |
|продажу" и т.д.) | |прибыль | |продажу" и т.д.) | | |
|Кредит 69 | |(непокрытый | |Кредит 69 | | |
|"Расчеты по | |убыток)" | |"Расчеты по | | |
|социальному | |В бухгалтерской | |социальному | | |
|страхованию и | |отчетности | |страхованию и | | |
|обеспечению" | |проводят | |обеспечению" | | |
|Если | |ретроспективный | | | | |
|бухгалтерская | |пересчет | | | | |
|отчетность была | |сравнительных | | | | |
|представлена | |показателей | | | | |
|каким-либо | | | | | | |
|пользователям, то| | | | | | |
|ее необходимо | | | | | | |
|заменить на | | | | | | |
|новую, в которой | | | | | | |
|существенная | | | | | | |
|ошибка исправлена| | | | | | |
\-----------------/ \-----------------/ \-----------------/ \----------------/
Кроме того, компании необходимо пересчитать базу по налогу на прибыль в том налоговом (отчетном) периоде, в котором была совершена ошибка, и представить уточненную декларацию.
Д. Сергеев,
ведущий аудитор компании "КСК Аудит"
В. Овчинникова,
ведущий методолог компании "КСК Аудит"
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 6 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(2) пп. 2.1, 2.2 ст. 57, п. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
*(3) утв. пост. Правительства РФ от 06.11.2007 N 758
*(4) письма ПФР России от 12.01.2011 N 30-22/52, Минздравсоцразвития России от 05.09.2011 N 3180-19
*(5) пп. 2.1, 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ
*(6) утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н
*(7) утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.