Еще один шаг к электронному документообороту счетов-фактур
От введения в налоговом законодательстве возможности обмена электронными счетами-фактурами до фактического документооборота прошел не один год и принят уже не один подзаконный нормативный акт. Осталось решить вопрос с функционированием сети доверенных операторов электронного документооборота. Приказом ФНС РФ от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@ утверждены два необходимых для этого временных положения, которые, несмотря на такой необычный статус, уже вступили в силу. Что же интересного в документах ФНС для операторов связи?
Положение о сети доверенных операторов
Начнем с того, что сеть доверенных операторов - это добровольное объединение операторов электронного документооборота. Целью создания такой сети является повышение доверия к деятельности операторов электронного документооборота при обмене счетами-фактурами в электронном виде, обеспечение гарантий для налогоплательщиков, иных участников электронного документооборота и контролирующих органов, обеспечение выполнения установленных требований при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде. Защита от фальсификации и обеспечение возможности круглосуточного и бесперебойного обмена электронными счетами-фактурами являются основными задачами рассматриваемой сети. Ее организатором является ФНС, поэтому операторов сети можно именовать доверенными операторами ФНС, входящими в сеть на добровольной основе.
Организатор сети доверенных операторов наделен большими полномочиями. В первую очередь, это отбор и контроль за деятельностью операторов электронного документооборота, ведение по ним реестра и публикация его на сайте ФНС. Сюда же можно отнести разработку комплекса мероприятий, направленных на совершенствование функционирования сети доверенных операторов ФНС. Однако главную роль в сети играет не налоговая служба, а сами операторы электронного документооборота. Это организации, обладающие достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде с использованием электронной подписи. Очевидно, что на эту роль подходят операторы связи, обладающие ресурсами для организации электронного документооборота счетов-фактур.
В функции оператора электронного документооборота входят:
- обеспечение гарантий выполнения требований нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие между участниками документооборота счетов-фактур;
- регистрация фактов обмена счетами-фактурами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи между участниками документооборота;
- обеспечение фиксации даты выставления/получения счета-фактуры в электронном виде по ТКС и формирование подтверждения даты его выставления/получения;
- распространение и техническое сопровождение программных средств, включая средства криптографической защиты информации, реализующие электронный документооборот в соответствии с требованиями нормативных актов;
- доведение идентификационных реквизитов участников информационного взаимодействия при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде;
- доведение в электронном виде до налоговых органов сведений об учетных данных участников документооборота счетов-фактур в срок не позднее трех рабочих дней с момента подключения их к электронному документообороту и по факту внесения изменений.
Все перечисленные функции выполняются доверенным оператором ФНС в соответствии с порядком выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС*(1), а также с учетом разработанных ФНС форматов представления документов, используемых при выставлении и получении электронных счетов-фактур*(2). Операторы электронного документооборота, не выполняющие своих функций и не соблюдающие требования нормативных документов, исключаются из сети доверенных операторов ФНС.
Положение о порядке присоединения к сети
Данное положение устанавливает требования к организациям, выразившим желание присоединиться к сети операторов электронного документооборота, и порядок такого присоединения. Организация, изъявившая желание присоединиться к такой сети, должна быть зарегистрирована в качестве организации (юридического лица) и применять общую систему налогообложения. Таким образом, субъектам малого предпринимательства доступ в эту систему закрыт. Доверенными операторами ФНС могут быть представители среднего и крупного бизнеса в сфере связи и массовых коммуникаций, имеющие действующие лицензии:
- Роскомнадзора - на предоставление телематических услуг связи*(3);
- ФСТЭК - на техническую защиту информации;
- ФСБ - на право:
а) предоставления услуг в области шифрования информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
б) осуществления деятельности по распространению шифровальных средств;
в) технического обслуживания шифровальных средств.
Кроме наличия лицензии соискатель должен обеспечивать бесперебойную круглосуточную работу используемого для электронного документооборота счетов-фактур программно-аппаратного комплекса. То есть отправка счетов-фактур в электронном виде не должна быть ограничена рамками рабочего дня. Следующее требование обязывает оператора обеспечить хранение информации о юридически значимом документообороте (срок хранения не менее четырех лет) счетов-фактур в электронном виде. Для этого потребуются система резервного копирования, обеспечивающая сохранность информации, и, конечно, самое главное - оператор связи должен осуществлять информационное взаимодействие контрагентов (покупателя, продавца, заказчика, исполнителя) в соответствии с требованиями порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде. При этом программно-аппаратные средства должны быть расположены на территории РФ - очевидно, для того, чтобы у организатора сети электронного документооборота была возможность их проверки и контроля.
Далее рассмотрим процедуру присоединения к сети доверенных операторов ФНС. Она включает три этапа: подача заявления соискателем, рассмотрение документов соискателя, принятие решения о включении в сеть доверенных операторов ФНС. Первый этап подразумевает подачу заявления и целого ряда документов. Не будем их перечислять. Скажем, что рассмотрение документов соискателя и принятие решения о присоединении его к сети доверенных операторов ФНС не может превышать 30 рабочих дней. Рассмотрение документов соискателя осуществляется комиссией ФНС или экспертным центром ФНС, которому поручено выполнение работ по проверке соответствия соискателей.
Соискателю может быть отказано в присоединении к сети доверенных операторов ФНС в случаях непредставления или неполного представления необходимых документов и сведений, представления лицензий, действие которых приостановлено или прекращено, или же представления недостоверных сведений. Соискатель считается присоединенным к сети доверенных операторов ФНС с даты выдачи паспорта о присоединении к сети операторов электронного документооборота. Запись об операторе электронного документооборота вносится в реестр доверенных операторов ФНС, публикация на сайте ФНС производится не позднее трех рабочих дней после выдачи паспорта. После этого оператор электронного документооборота может работать в сети ФНС на законных основаниях.
Еще об одном распоряжении
Распоряжением ФНС РФ от 11.05.2012 N 75@ создана комиссия по регулированию деятельности операторов электронного документооборота. В нее вошли представители структурных подразделений центрального аппарата ФНС, подведомственных структур ФНС, а также специалистов других организаций, при необходимости привлекаемых для участия в работе. У комиссии по регулированию деятельности операторов электронного документооборота много полномочий. Она принимает заявления на присоединение к сети операторов электронного документооборота, рассматривает заключение экспертного центра ФНС о соответствии соискателя установленным требованиям, при необходимости проводит проверки, принимает решение о присоединении соискателя к сети доверенных операторов ФНС, а также приостанавливает либо прекращает действие паспорта о присоединении к сети операторов электронного документооборота. Кстати, одним из оснований для принятия непопулярных решений является приостановление или прекращение действия лицензий, которые должен иметь доверенный оператор ФНС.
Помогает упомянутой комиссии ФНС в ее работе экспертный центр ФНС. Его основные функции: рассмотрение документов соискателя на предмет соответствия установленным требованиям и выдача заключения по результатам такого рассмотрения. Пока экспертным центром ФНС до особого распоряжения считается ФГУП ГНИВЦ ФНС, с работой которого налогоплательщики знакомы не первый год. Будем надеяться, что экспертный центр и комиссии ФНС одобрят наиболее ответственных операторов, которые в состоянии выполнить все установленные требования для осуществления бесперебойного функционирования электронного документооборота счетов-фактур.
* * *
В заключение скажем несколько слов о контроле за доверенными операторами ФНС. Проведение инспекционного контроля их деятельности не чаще одного раза в год организует комиссия ФНС по регулированию деятельности операторов электронного документооборота.
Такой контроль включает анализ поступающей информации о деятельности доверенного оператора, создание комиссии для проведения инспекционного контроля, проверку деятельности доверенного оператора ФНС и анализ ее результатов, проверку программных средств оператора на выполнение требований нормативных документов, регулирующих выставление счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, оформление результатов контроля и принятие решений.
К сведению. Ответственность доверенных операторов ФНС перед участниками информационного взаимодействия при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде регулируется законодательством и условиями заключенных договоров.
По поручению комиссии ФНС инспекционный контроль деятельности доверенного оператора может проводить экспертный центр ФНС. Ведь именно на его базе проводится тестирование программного обеспечения оператора электронного документооборота. При обнаружении по результатам инспекционного контроля несоответствия деятельности оператора установленным требованиям экспертный центр ФНС выдает заключение о выявленных нарушениях. В свою очередь, комиссия ФНС на основании заключения принимает соответствующее решение о приостановлении или прекращении действия паспорта о присоединении к сети операторов электронного документооборота. Операторам связи не стоит доводить ситуацию до крайних мер инспекционного контроля, даже несмотря на то что прокомментированные в статье документы имеют временный характер. Срок их действия не определен, а вернее, пока не ограничен. Неизвестно, когда ФНС разработает постоянное положение о сети доверенных операторов и положение о порядке присоединения к ней. Поэтому пока временными документами следует руководствоваться как постоянными и соблюдать все их требования. Надеемся, что это будет посильной задачей для выбранных ФНС операторов электронного документооборота.
М.В. Семенов,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приложение к Приказу Минфина РФ от 25.04.2011 N 50н.
*(2) Утверждены Приказом ФНС РФ от 30.01.2012 N ММВ-7-6/36@.
*(3) При размещении программно-аппаратного комплекса системы электронного документооборота счетов-фактур на узле связи сторонней организации, имеющей соответствующую лицензию, достаточно договора с ней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"