О базе сохраненных номеров и ее финансировании
Законопроект о сохранении номера при смене оператора сотовой связи*(1) направлен в Правительство РФ. Если он будет одобрен на всех уровнях, то, по оценкам экспертов, затраты операторов на модернизацию сетей для реализации такой возможности, на создание и функционирование базы данных об абонентах, меняющих оператора, составят десятки миллионов долларов. Однако это не смущает отраслевое министерство. Предполагается, что создание и ведение такой базы будет возложено на отдельную структуру, определяемую на конкурсной основе. Именно ей, а точнее, расходам, которые операторы, возможно, вынуждены будут нести на ее содержание, посвящен материал.
Вводим в курс дела
Не секрет, что сегодня ресурсы нумерации выделяются и закрепляются за соответствующими операторами связи, которые выделяют их абонентам. Передача ресурса нумерации от одного оператора к другому допускается только по основаниям, предусмотренным Законом о связи, с согласия Федерального агентства связи. В соответствии с переданным в Правительство РФ законопроектом решение абонента о сохранении своего номера входит в число оснований для передачи ресурса нумерации и снята необходимость получения согласия Россвязи. Законопроект не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета, однако повлечет существенные расходы самих операторов, оказывающих услуги подвижной радиосвязи. Представляется целесообразным создавать базу данных за счет собственных средств оператора с последующим возмещением операторами связи, которые оказывают услуги подвижной радиосвязи. На бумаге все просто, а на деле такое веяние времени оборачивается для операторов не только техническими трудностями, но и финансовыми издержками.
В частности, для технической реализации права абонента на сохранение абонентского номера при заключении договора на оказание услуг подвижной радиосвязи с другим оператором потребуется создать специальную базу данных. Порядок ее создания авторы законопроекта предлагают закрепить за Правительством РФ. При этом не исключено, что создание и функционирование такой базы данных будет обеспечиваться отдельной структурой, определяемой на конкурсной основе. Назовем ее условно оператором базы данных абонентов. Затраты на создание и функционирование базы данных этому оператору будут возмещаться всеми операторами подвижной радиосвязи. Согласитесь, это напоминает отчисления в резерв универсального обслуживания. Однако ставить знак равенства не стоит, и не только потому, что речь пока идет всего лишь о законопроекте. Отчисления в резерв универсального обслуживания хорошо регламентированы как правовыми нормами (на уровне закона и подзаконных актов), так и положениями отраслевого учета (речь идет о раздельном учете доходов и расходов*(2)) и налогообложения. Перечисления оператору базы данных абонентов в первую очередь будут урегулированы в правовом поле. Что касается бухгалтерского учета и налогообложения, в лучшем случае они будут затронуты по остаточному принципу. А это означает, что, возможно, бухгалтеру придется самостоятельно разбираться с тем, как учесть отчисления оператору базы данных, исходя из общих норм и профессионального суждения. Давайте вместе над этим поразмышляем, пока есть время.
О бухгалтерском учете
Порядок отражения в учете предполагаемых взносов оператору базы данных будет определяться сущностью этих платежей. Из законопроекта пока не ясно, как будут распределяться затраты компаний на финансирование деятельности оператора базы данных. Возможно, это будут взносы, определяемые количеством абонентов или же зависящие от иных, например, финансовых показателей деятельности сотовых компаний (выручки, прибыли). Это повлияет на размер перечисляемых оператору базы данных взносов, но вряд ли существенно изменит их сущность. Пока, не вдаваясь в подробности, можно провести аналогию со взносами в некий компенсационный фонд, находящийся под контролем саморегулируемой организации. Как правило, ее финансирование осуществляется в течение каждого отчетного периода, при этом взносы вносятся в начале года.
Прежде было распространено мнение, что такие платежи можно учитывать как расходы будущих периодов и списывать в течение периода, к которому они относятся. Сейчас такой необходимости нет, так как Положение по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности предписывает затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Для взносов специальной нормы нет, поэтому, полагаем, бухгалтер не допустит ошибки, если учтет их одновременно как текущие расходы. На годовую отчетность это не повлияет, так как обычно взносы перечисляются ежегодно.
Очевидно, что взносы операторов связи связаны с ведением ими основного вида деятельности, поэтому их следует учитывать в себестоимости оказываемых услуг. Если предприятие работает в нескольких направлениях (оказывает услуги подвижной и фиксированной связи), то взносы на содержание оператора базы данных должны быть отнесены к тому виду деятельности, с которой они непосредственно связаны. Если речь идет о переносимости номеров подвижной связи, то и в расходах по данному виду деятельности следует учесть рассматриваемые затраты. Хотя в законопроекте говорится о том, что перенос номера для абонента может быть сделан бесплатно, в общую себестоимость оказываемых операторами связи услуг эти расходы будут все равно закладываться. Поэтому не исключено повышение тарифов на основные услуги связи, оказываемые абонентам, которые могут переходить от одного оператора к другому в поисках наиболее оптимальных тарифных планов. Во избежание этого эксперты предлагают ввести ограничения на перенос номера.
О налогообложении
Пока в законопроекте нет специальных норм, посвященных платежам на создание и содержание оператора базы данных абонентов. Однако есть общие положения пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым организация может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, взносы и иные обязательные платежи некоммерческим организациям, если уплата таких средств является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками (Письмо Минфина РФ от 31.01.2012 N 03-03-06/1/46). Если обязательность платежей пропишут в законе, то этого будет достаточно, чтобы они уменьшали налогооблагаемую прибыль. При этом учтенные по такому основанию расходы являются косвенными, что дает право учесть их единовременно при расчете налога на прибыль. Заметим, такой же порядок рассмотрен выше в отношении бухгалтерского учета данных расходов, поэтому не возникает разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, следовательно, бухгалтеру не потребуется применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Не совсем ясно, что будет с налогообложением у самого оператора базы данных, получающего целевые поступления от участников рынка. Если провести аналогию с отчислениями в резерв универсального обслуживания, то можно предположить, что получатель средств - оператор базы данных не будет учитывать в составе облагаемых доходов поступления от операторов. Соответственно, произведенные за счет указанных средств расходы также не будут включаться в облагаемую прибыль оператора базы данных. Такой порядок налогообложения был бы логичен, но пока он четко не прописан в рассматриваемом законопроекте, поэтому стоит дождаться его окончательной редакции в качестве нормативного документа и уже после этого делать объективные выводы.
* * *
Остается добавить, что представители Минкомсвязи с оптимизмом смотрят в будущее, предсказывая введение услуги переносимости номера уже со следующего года. Если этому прогнозу суждено сбыться, то бухгалтеру оператора связи, который примет в этом участие, нужно позаботиться о внесении дополнений в учетную политику, предусмотрев в ней порядок отражения перечислений оператору базы данных номеров абонентов.
Ю.А. Васильев,
д.э.н., генеральный директор КГ "Аюдар",
автор многочисленных публикаций
по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Mobile number portability.
*(2) См. приказы Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 N 54 и от 21.03.2006 N 33.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"