Возвращаясь к разговору о тарифах
Из Информационного сообщения ФСТ РФ от 31.05.2012:
"В связи с рядом дискуссий, а также сообщений, появившихся в средствах массовой информации по поводу того, что у операторов фиксированной телефонной связи отсутствуют механизмы снижения стоимости регулируемых государством тарифов на услуги связи, препятствующие развитию рынка услуг связи, Федеральная служба по тарифам сообщает, что данная информация не соответствует действительности".
На страницах журнала неоднократно поднималась тема повышения тарифов как на регулируемые, так и на не регулируемые государством услуги связи. Инфляция, а вместе с ней повышение стоимости на энергоресурсы вынуждают операторов вслед за поставщиками пересматривать свои тарифы для абонентов. Не последнюю роль играет Федеральная служба по тарифам, которая занимается ценообразованием в отдельных отраслях экономики. Без ее разрешения операторы не вправе повышать расценки на регулируемые услуги связи. Поэтому в какой-то степени часть ответственности за изменение тарифов лежит на чиновниках ФСТ.
К сведению. ФСТ осуществляет государственное регулирование тарифов на услуги связи в соответствии с Перечнем услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637. Не все услуги связи включены в данный перечень, например, в нем нет услуг сотовой связи и услуг по предоставлению доступа к сети Интернет, услуг проводного радиовещания.
В государственном регулировании тарифов есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент заключается в защите интересов потребителей (абонентов), отрицательный имеет отношение к операторам, для которых повышение тарифов, хотя и способствует получению большей прибыли, но ограничивает конкуренцию и в определенной степени препятствует развитию рынка связи. Чиновники с этим не согласны.
Что разъясняет ФСТ?
Начиная с 2007 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" Федеральная служба по тарифам устанавливает для операторов фиксированной телефонной связи предельные уровни тарифов и тарифных планов. При этом тарифы на услуги телефонной связи могут утверждаться операторами связи дифференцированно по часам суток, дням недели, объему оказанных услуг связи, способам обслуживания, а также по иным основаниям без превышения предельных уровней тарифов, установленных регулирующим органом.
Помимо обязательных тарифных планов оператор связи вправе предлагать тарифные планы, устанавливаемые им самостоятельно, в том числе включающие в себя плату за различные виды услуг связи, при этом возможность выбора у абонентов обязательных тарифных планов должна быть всегда. Навязывание абоненту дополнительных тарифов взамен тех, которые регулирует ФСТ, может обернуться для оператора штрафными санкциями за нарушение норм законодательства, защищающего интересы потребителей.
С ноября 2011 года государственному регулированию подлежат только обязательные тарифные планы на услуги:
- местной телефонной связи - с абонентской системой оплаты за неограниченный объем местных телефонных соединений, повременной и комбинированной системой оплаты;
- внутризоновой и междугородной телефонной связи - с повременной системой оплаты. Для данных тарифных планов устанавливаются предельные максимальные уровни тарифов.
Предельное ценообразование позволяет операторам связи снижать тарифы по обязательным тарифным планам, установленным регулирующим органом, а также самостоятельно утверждать любые иные тарифные планы, включающие в себя как регулируемые, так и нерегулируемые услуги связи, без ограничений. К ним могут быть отнесены услуги по широкополосному доступу в Интернет, IP-телефония, цифровое телевидение и т.д. Набор данных услуг ничем не ограничен и зависит исключительно от технических возможностей оператора связи и его маркетинговой политики.
При этом потребитель услуг фиксированной телефонной связи всегда защищен от монопольно высоких тарифов и имеет гарантию получения услуг фиксированной телефонной связи по обязательным тарифным планам. Таким образом, у операторов фиксированной телефонной связи есть все возможности проводить гибкую тарифную политику, в том числе за счет снижения тарифов по обязательным тарифным планам.
* * *
Как видим, ФСТ не видит препятствий для снижения операторами тарифов на услуги связи, ведь нижний предел цен на услуги связи служба не устанавливает. За этим может проследить антимонопольная служба, если оператор, необоснованно снижая цены, создает предпосылки к недобросовестной конкуренции. Таким образом, ответственность за изменение тарифов в основном лежит на операторе связи. Именно он принимает решение как о повышении цен на услуги связи (не выше установленного ФСТ предела), так и о снижении величины тарифов (в разумных пределах, чтобы не оказаться в убытке и не допустить недобросовестной конкуренции необоснованным демпингом цен). ФСТ регулирует ценообразование тарифов, играет роль надзорного органа, который не мешает операторам проводить свою тарифную политику в целях сохранении стабильности рынка услуг телефонной связи.
А.В. Панкратова,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"