Наводим порядок с помощью Профиля должности
Если вы немного запутались и не понимаете:
- какие именно люди нужны вашей компании, чтобы она работала эффективно;
- как понять, что сотрудник прошел испытательный срок;
- как оценивать, насколько результативны ваши работники;
- как оптимально распределять рабочие задачи между сотрудниками;
- чему учить сотрудников, чтобы выйти на нужные показатели работы.
Значит, самое время сформировать четкие и структурированные требования к должностям, или Профили должности.
В качестве введения приведем пример из практики:
В кадровое агентство обратился руководитель небольшой оптово-розничной компании, специализирующейся на поставках инновационного оборудования, с заявкой о подборе в его организацию торгового персонала: "Мне нужны хорошие менеджеры по продажам в офис и на склад". "Конечно, - ответил сотрудник агентства, - у нас есть такие в базе данных", - и предоставил руководителю несколько резюме соискателей со стандартным набором знаний и навыков. Руководитель внимательно перечитал резюме, озадаченно посмотрел на рекрутера и спросил: "Это что... хорошие?"
Замечательный вопрос! Чтобы устанавливать цели и успешно их достигать, необходима точка отсчета, с которой можно сравнить все остальное - будь то знания и умения сотрудника или показатели его работы. Если мы не представляем себе, как выглядит то, что мы хотим получить, то вряд ли этого достигнем.
Профиль должности, или структурированные и четкие требования к компетенциям и показателям работы сотрудника, могут стать нашей точкой отсчета при выстраивании работы с персоналом. С помощью Профиля должности можно:
- правильно подбирать персонал, то есть делать это соответственно рабочим задачам и специфике организации - такова одна из распространенных областей применения Профиля должности. Профиль должности позволяет сформулировать критерии отбора и, ориентируясь на них, отбирать кандидатов, максимально соответствующих должностям.
- оценивать эффективность новых сотрудников на испытательном сроке. Во время испытательного срока мы наблюдаем за работой нового сотрудника. Ориентируясь на показатели эффективности, установленные Профилем должности, и сравнивая их с результатами деятельности работника, принимаем решение о соответствии человека заявленным в Профиле требованиям и дальнейших действиях (перевод на нормальный режим работы, продление испытательного срока, расставание с сотрудником).
- оценивать эффективность существующих сотрудников. На основе Профиля должности можно провести оценку или аттестацию персонала, при этом собрать информацию о деятельности работника и сравнить ее с установленными в Профиле должности показателями, на основании чего принять решение по распределению рабочих задач, обучению персонала, оптимизации системы мотивации.
- распределять рабочие задачи оптимальным образом. Исходя из оценки сотрудника относительно Профиля должности, мы понимаем, какие задачи сотрудник решает лучше всего, решению каких задач его можно научить и какие задачи ему нельзя доверять, поскольку он с ними не справится.
- выявлять проблемное поведение работников и корректировать его. Сравнивая поведение сотрудника с заданными нормами требований к должности, выделяем поведение, не соответствующее или противоречащее стандартам. Если это поведение изменяемо, работаем над сотрудником (обучаем, мотивируем на другое, проводим критические беседы и т.д.). Если противоречащее стандартам поведение практически не изменить, расстаемся с сотрудником.
- составлять программы обучения, соответствующие потребностям в знаниях и умениях. Профиль должности помогает нам максимально точно определить потребности в обучении и развитии и сфокусировать обучающие мероприятия на приведение работников к определенным стандартам, закрепленным в Профиле должности.
В конечном итоге мы получаем четкое понимание того, как работать с персоналом, чтобы повысить его эффективность, что приводит к повышению качества работы компании и укреплению конкурентоспособности бизнеса в целом.
Модель работы с персоналом на основании Профиля должности может выглядеть следующим образом:
Соискатель, пришедший на собеседование |
Первичный отбор - оценка способностей, ценностей, /-----------\
знаний, умений относительно требуемых (по Профилю --|Не подходит|
должности) \-----------/
|
Новый сотрудник на испытательном сроке |
Адаптационная программа, обучение недостающим
знаниям, навыкам
|
/-----------\
Оценка усвоенных знаний, умений, оценка результатов --|Не подходит|
работы относительно требуемых (по Профилю должности) \-----------/
|
Новый сотрудник, успешно прошедший испытательный срок, показывающий определенный результат в работе |
Аттестация - периодическая оценка знаний, умений /-----------\
показателей работы сотрудника, относительно установлен- --|Не подходит|
ных в Профиле \-----------/
| | | | |
| | | | \---------------\
Обучение недос-| Перераспределе-|Коррекция проб-|Составление ка-|Выделение кате-
тающим знаниям,|ние обязанностей|лемного поведе-|дрового резерва|горий сотрудни-
навыкам, уме-|согласно зна-|ния, отклоняю-| |ков
ниям для дости-|ниям, навыкам,|щегося от уста-| |
жения показте-|умениям сотруд-|новленного Про-| |
лей, установ-|ника, прогнозу|филем должности| |
ленных Профилем|по их эффектив-| | |
должности |ности | | |
| | | | |
| | | | |
Мотивация на поддержание и повышение результатов,
закрепление и развитие компетенций
Модель работы с персоналом на основании Профиля должности (четких требований к должности):
Что может включать Профиль должности? В зависимости от целей и задач, которые вы хотите решить в области управления персоналом с помощью Профиля должности, он может включать все указанные ниже составляющие либо некоторые из них:
1) Способности. Под способностями мы понимаем качества людей, заложенные в них от природы, которым нельзя или очень трудно научиться. Например, способность убеждать (как настойчивость в отстаивании своей точки зрения) или способность творчески подходить к решению задач (как гибкость мышления и видение нестандартных способов использования тех или иных предметов).
2) Знания - это определенный объем информации, которым обладает сотрудник. Знания дают сотрудникам понимание того, как решать те или иные задачи, обращаться с теми или иными предметами, знания помогают работникам более эффективно организовывать свою деятельность. Знания приобретаемы, им можно научить человека (если человек обладает способностью к обучению и запоминанию информации).
3) Навыки, умения. Под навыками мы подразумеваем то, что сотрудник умеет делать. Навыки и умения приобретаемы, они формируются в процессе деятельности путем многочисленного повторения одних и тех же операций. Навыки и умения могут быть доведены до автоматизма таким образом, что в одной и той же ситуации сотрудник будет применять тот или иной навык, даже не задумываясь.
4) Ценности - это некоторые убеждения и принципы, разделяемые сотрудниками относительно целей работы и средств их достижения. На основании ценностей человек принимает решения, ценности влияют на то, какие цели перед собой ставит работник и какие способы он выбирает, чтобы решать свои задачи. Например, порядочность и честность в отношении руководства, коллег и клиентов как ценность, на основании которой для сотрудника будет недопустимым использование обмана, незаконных технологий, лицемерия в работе.
5) Показатели эффективной деятельности - это объективно измеримые критерии работы в данной должности, по которым мы можем судить, насколько результативна деятельность сотрудника. Показатели деятельности отражают результат работы человека.
Если планируется строить работу с персоналом по выше обозначенной модели, тогда стоит включить в Профиль должности все элементы: способности, знания, навыки и умения, ценности, показатели работы.
Кроме этого, нужно описать, как должны качественно измениться знания, навыки, показатели работы (если мы предполагаем, что в процессе деятельности человек наращивает свои компетенции), а также способности и ценности (если мы собираемся проводить работу над изменением, формированием их) со временем. Мы должны описать их для разных периодов деятельности человека в должности.
Приведем пример Профиля должности для менеджера по подбору и развитию персонала, в котором описано:
- какими способностями, ценностями, знаниями, навыками и умениями должен обладать кандидат, чтобы его приняли на испытательный срок в компанию;
- какие знания, навыки и умения сотрудник должен приобрести в период испытательного срока, на какие показатели работы он должен выйти, чтобы руководство приняло решение о переводе новичка на нормальный режим работы;
- какие знания, навыки и умения, показатели работы отличают менеджера по подбору и развитию персонала, показывающего стабильный результат в работе, какие компетенции должны быть у сотрудника, чтобы он подтвердил свое соответствие должности во время плановой оценки.
Для должности, описанной в данном примере, предполагается, что со временем качественно должны меняться знания, навыки и показатели работы. Требования к личностно-индивидуальным особенностям сотрудников (здесь идет речь о способностях и ценностях человека) остаются неизменными как для кандидата на должность, так и для опытного менеджера отдела, поскольку в компании не ведется работа над их формированием.
Данный формат Профиля должности позволит нам грамотно планировать и выстраивать такие HR-мероприятия в компании, как оценка при отборе кандидатов, оценка по результатам испытательного срока, плановая оценка на соответствие требований к должности, мероприятия по обучению и развитию сотрудников, построению мотивации на достижение показателей. В результате мы сможем систематизировать работу с персоналом и за счет этого повысить эффективность работы компании в целом.
В завершение хочется отметить, что Профиль должности - это не тот документ, который разрабатывается единожды и навечно. Поэтому необходимо своевременно реагировать на все происходящие изменения (как внутри компании, так и во внешней среде, в которой она существует) и периодически вносить в Профиль должности соответствующие коррективы. Тогда результаты не заставят себя ждать, ведь вы получите реальный и эффективно работающий инструмент управления персоналом.
Соискатель на должность "менеджер по подбору и развитию персонала" | Менеджер по подбору и развитию персонала, успешно прошедший испытательный срок | Менеджер по подбору и развитию персонала | |
Краткое описание | Кандидат, обладающий определенными способностями, знаниями и умениями, необходимыми для достижения успешных результатов в работе, потенциально способный выйти на нужные показатели по подбору и развитию персонала. | Новый менеджер, успешно прошедший испытательный срок, работающий в организации от 1 до 3 месяцев, освоивший и применяющий в работе определенные знания о специфике компании, рынке труда, технологиях рекрутмента, адаптации и обучении сотрудников, овладевший определенными навыками работы с персоналом и вышедший на необходимые показатели работы. | Менеджер по подбору и развитию персонала, отработавший в компании 6 месяцев (не считая периода испытательного срока), уверенно использующий знания о специфике компании, рынке труда, технологиях подбора, отбора и развития сотрудников в работе, имеющий закрепленные на практике навыки и умения работы с персоналом и показывающий стабильный определенный результат в работе. |
Ценности | - Уважение и сотрудничество в отношениях с соискателями, коллегами и руководством - человек ценит в отношениях уважение, сотрудничество, поддержку и взаимопомощь, желает и умеет находить взаимопонимание с другими людьми, умеет жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений; готов помочь обратившемуся к нему за помощью, уважительно относится к коллегам по работе независимо от должности. - Инициативность и самоорганизованность в решении поставленных задач - человек предпочитает самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, исходя из должностных обязанностей, умеет планировать свою деятельность, свое рабочее время, эффективно использует окружающую его информацию, инициируя процесс своего обучения и развития. - и т.д. | ||
Способности | - Презентабельность в общении - человек способен располагать к себе во время общения, производить приятное впечатление на собеседника, умеет быстро сходиться с людьми, притягивает к себе. - Обучаемость - человек хорошо воспринимает, запоминает и использует новую информацию, способен быстро овладевать и манипулировать новыми информационными массивами, делает это с желанием, присутствует интерес к познанию нового, есть желание развиваться. - и т.д. | ||
Знания | - Знания о профессии менеджера по подбору и развитию персонала - кандидат имеет ясное и четкое понимание выбранной профессии и своей реализации в данной профессии в настоящее время и в будущем (через год, три или пять лет), четко и ясно формулирует методы достижения своих целей в работе. - Знание технологий управления персоналом - кандидат уверенно владеет теоретическими знаниями в области кадрового планирования, привлечения персонала, развития и обучения сотрудников. (Образование по специальности "Управление персоналом", "Организационная психология"), - и т.д. | - Знание о специфике компании, ее конкурентной позиции на рынке - сотрудник знает: - профиль деятельности компании (специализация организации, выпускаемые продукты, особенности технологии работы на производстве, рынок сбыта, основные клиенты, основные поставщики, деловые партнеры, основные конкуренты) - структуру компании (юридическая структура компании, внутренние подразделения и их руководители, особенности внутренних бизнес-процессов) - особенности HR-процессов (внутренние регламенты по работе с персоналом, требования, установленные в Профилях должности сотрудников, стандарты проведения оценочных интервью, стандарты построения программы адаптации, стандарты построения внутренних тренингов). - Знание особенностей отраслевого рынка труда - сотрудник знает существующий на рынке спрос и предложения на нужных организации специалистов, имеющиеся тенденции в оплате труда, наполнении социальных пакетов, знает основные отраслевые ассоциации, в каких вузах идет подготовка специалистов, интересных компании, знает компании, характеристики которых близки нашей организации (где могут работать нужные нашей компании специалисты). - и т.д. | - Знание о специфике компании, ее конкурентной позиции на рынке - сотрудник уверенно владеет информацией о профиле деятельности компании, об особенностях внутренней структуры компании, принятых в организации нормах и правилах в отношении HR-процессов. Уверенно ориентируется в имеющемся массиве информации с целью проведения оценочного интервью, при построении PR-кампании во время собеседования, при написании программы адаптации, программы обучения для сотрудников на испытательном сроке. - Знание особенностей отраслевого рынка труда - сотрудник уверенно владеет информацией о специфике отраслевого рынка труда, умело использует свои знания рынка с целью поиска нужных компании специалистов и во время проведения переговоров с потенциальными кандидатами. - и т.д. |
Навыки, умения | - Умение четко излагать свои мысли - человек умеет четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать, передавать информацию, имеет хорошую дикцию. - Умение подводить оппонента к желаемой мысли - человек умеет донести до оппонента свою мысль, используя образы и жизненные примеры. - и т.д. | - Умение находить нужного кандидата и устанавливать контакт с ним - сотрудник может самостоятельно найти кандидата, отвечающего требованиям компании, установить контакт с ним, провести первичную мини-презентацию компании по телефону, заинтересовать кандидата и назначить встречу с ним. - Умение проводить первичное оценочное интервью по компетенциям - сотрудник умеет самостоятельно проводить интервью по компетенциям и первичную оценку соискателей на соответствие требованиям компании. - и т.д. | - Умение самостоятельно закрывать имеющиеся вакансии - сотрудник самостоятельно находит кандидата, отвечающего требованиям организации, назначает и проводит встречу с ним, проводит первичное интервью по компетенциям, организует и участвует в отборочных процедурах совместно с линейным руководителем подразделения, подобранный и принятый кандидат успешно проходит испытательный срок. - Умение самостоятельно разрабатывать программу обучения для сотрудника на испытательном сроке - сотрудник самостоятельно оценивает потребность в обучении новичка, принятого в компанию, и согласно установленному стандарту прописывает индивидуальную программу обучения для него в период испытательного срока. - и т.д. |
Показатели эффективной деятельности в должности | - Наличие потенциальных кандидатов на вакансию - для каждой открытой вакансии найдено не менее одного потенциального кандидата, отвечающего требованиям компании к должности в установленные регламентами сроки. - Качество проводимых первичных оценочных интервью с кандидатами - на отбор клинейным руководителям отправляются кандидаты, имеющие требуемые должностью знания, навыки, умения, способности. Наличие требуемых компетенций у кандидата подтверждается на втором интервью с линейным руководителем и т.д. | - Количество самостоятельно закрытых вакансий - ежемесячно закрывает не менее XXX вакантных мест в установленные регламентами сроки. - Качество разработанных программ обучения для сотрудников на испытательном сроке - не менее ХХХ% сотрудников, прошедших обучение по разработанной программе, успешно проходят экзамен по результатам испытательного срока. - и т.д. |
А. Листикова
"Управление персоналом", N 15, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.