Оплата труда руководителей и специалистов строительных организаций
Оплата труда руководителей, специалистов и служащих осуществляется по должностным окладам, устанавливаемым организациями и предприятиями исходя из имеющихся средств на эти цели, которые содержатся в накладных расходах.
Накладные расходы в строительстве устанавливаются в соответствии с утвержденными Госстроем России Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004).
Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах.
Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
- инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;
- подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и аукционы и расчетах за выполненные работы;
- проектными организациями при разработке сметной документации.
Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
- укрупненные нормативы по основным видам строительства;
- нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
- индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.
Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
Величина накладных расходов определяется в локальных сметах (сметных расчетах) в текущем уровне цен.
При использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.
Начисление нормативов накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001 и ГЭСНр-2001.
При определении величины оплаты труда с использованием сметных норм и расценок следует иметь в виду, что в 2009 г. вышла в свет новая редакция сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и федеральных единичных расценок (ФЕР-2001). В этих сборниках расширена номенклатура сметных норм и единичных расценок за счет сметных нормативов на новые конструктивные элементы и виды работ.
Кроме того, в новых сборниках откорректированы показатели затрат труда рабочих, занятых управлением строительных машин. В эти показатели не включены затраты труда водителей автотранспортных средств (автомобилей бортовых, автомобилей-самосвалов и др.).
Как известно, на основе сборников ГЭСН разрабатываются сборники федеральных единичных расценок (ФЕР) и территориальных единичных расценок (ТЕР).
Федеральная единичная расценка содержит следующие показатели:
- номер (шифр) единичной расценки и коды неучтенных в расценке материалов (графа 1);
- наименование и характеристика строительных работ и конструкций, а также наименование и характеристика неучтенных расценками материалов и конструкций и их единицы измерения (графа 2);
- показатель прямых затрат на единицу измерения, принятую в единичной расценке, включающий оплату труда рабочих, затраты по эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств, затраты на строительные материалы, изделия и конструкции, руб. (графа 3);
- показатель оплаты труда рабочих-строителей, руб. (графа 4);
- показатель затрат по эксплуатации машин и автотранспортных средств - всего, руб. (графа 5) и отдельно - нормативный показатель затрат на оплату труда машинистов, руб. (графа 6);
- нормативный показатель затрат на строительные материалы, изделия и конструкции, в руб., учтенных в расценке, а также расход неучтенных в расценке материалов и конструкций (графа 7);
- показатель затрат труда рабочих-строителей, чел.-ч (графа 8).
В новой редакции Сборников ФЕР-2001 в графу 6 "в том числе оплата труда рабочих, управляющих машинами" не включена оплата труда водителей автотранспортных средств (автомобилей бортовых, автомобилей-самосвалов, автомобилей-тягачей), используемых для доставки материальных ресурсов от приобъектного склада до места производства работ (зоны действия крана).
Указанные затраты учтены в стоимости эксплуатации машин по графе 5 "всего", что связано с построением Федерального сборника сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, в разделе 40 которого приведены сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств, включающие затраты на оплату труда водителей с начисленными на нее накладными расходами и сметной прибылью.
Рассматриваемое уточнение структуры показателей расценок, приведенных в новой редакции сборников ФЕР, не повлияло на величину прямых затрат, учтенных в расценках (графа 3).
В то же время при составлении сметной документации показатели накладных расходов и сметной прибыли несколько уменьшаются, а это связано с тем обстоятельством, что базой исчисления накладных расходов и сметной прибыли является фонд оплаты труда рабочих (ФОТ), который состоит из оплаты труда рабочих-строителей и оплаты труда машинистов. С уменьшением ФОТ соответственно снижаются в сметах, составленных в базисном уровне цен (в ценах 2001 г.), величины накладных расходов и сметной прибыли.
Несмотря на корректировку показателей оплаты труда машинистов в текущем уровне цен, наблюдается рост оплаты труда и соответственно величины накладных расходов и сметной прибыли. Так, например, в I квартале 2009 г. рост расчетной оплаты труда строителей составил в среднем по стране в пределах от 3 до 6% по сравнению с предыдущим кварталом. При этом за I квартал 2009 г. доля оплаты труда (а, соответственно, накладных расходов и сметной прибыли) опять увеличилась. В среднем по Российской Федерации расчетная доля материалов составляла в базисном уровне 2001 г. 72,73% (I квартал - 60,72%), оплата труда основных рабочих (без механизаторов) 7,10% (I квартал - 11,81%), эксплуатация машин и механизмов 6,00% (I квартал - 4,81%), накладные расходы 8,96% (I квартал - 14,01%), сметная прибыль 5,21% (I квартал - 8,65%).
Рост оплаты труда в значительной степени обусловливается установленными новым Трудовым кодексом РФ, Федеральным отраслевым соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 гг. и другими нормативными документами.
Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
в проектной документации:
, (1)
в рабочей документации:
, (2)
, (3)
где Н - величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
3 - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
- укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства (в процентах);
- индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
- норматив накладных расходов по i-тому виду строительных, монтажных и ремонтных работ (в процентах).
При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:
в проектной документации:
, (4)
на стадии рабочей документации:
, (5)
, (6)
где
и
- суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;
- индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 01.01.2001;
и
- суммарные по i-тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;
n - общее количество видов работ по данному объекту.
При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
Действующие нормативы накладных расходов в строительстве были установлены Госстроем России в 2001-2004 гг. в составе Методических указаний МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004.
За истекший период 2001-2010 гг. принят ряд законодательных и нормативных документов, регламентирующих отдельные положения, связанные с определением накладных расходов и сметной прибыли, в т.ч. Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 гг., Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Результаты наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствует о значительном изменении структуры сметной стоимости строительно-монтажных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенном в сметно-нормативной базе 2001 г.
В целях приведения нормативов накладных расходов в соответствии со сложившейся структурой прямых затрат строительно-монтажных работ и соблюдения единого методологического подхода по применению указанных нормативов при определении сметной стоимости строительства (капитального ремонта) в текущем уровне цен с 1 января 2011 г. письмом Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08 были введены для практического использования новые нормативы накладных расходов (табл. 1, 2, 3). При пользовании табл. 2 необходимо учитывать следующие примечания:
1. При определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием ГЭСН-2001 (ФЕР-2001) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении стоимости работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов.
2. При реконструкции объектов метрополитена, а также мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных, к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2.
3. При выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНмр 81-06-01-2001, отдел 03) в жилых и общественных зданиях норматив накладных расходов применяется с коэффициентом 0,9.
4. При реконструкции и капитальном ремонте действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 1,2.
Таблица 1
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства
Виды строительства | Размер накладных расходов (в процентах) от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов | Область применения | |
в базисном уровне цен | в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85 | ||
Промышленное | 106 | 90 | Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства |
Жилищно-гражданское | 112 | 95 | Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей |
Сельскохозяйственное | 115 | 98 | Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства |
Транспортное | ПО | 94 | Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта |
Водохозяйственное | 106 | 90 | Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение |
Энергетическое | 108 | 92 | ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты |
Атомные электростанции | 125 | 106 | Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции |
Прочие отрасли | 100 | 85 | |
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий | 95 | 81 | |
Работы по реставрации памятников истории и культуры | ПО | 94 |
Таблица 2
Нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и пусконаладочных работ
N пп | Виды строительных и монтажных работ | Нормативы накладных расходов в % к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) | |
в базисном уровне цен | в текущем уровне цен | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Земляные работы, выполняемые: | ||
1.1 | - механизированным способом | 95 | 81 |
1.2 | - ручным способом | 80 | 68 |
1.3 | - с применением средств гидромеханизации | 85 | 72 |
1.4 | - по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным) | 80 | 68 |
2 | Горно-вскрышные работы | 101 | 86 |
3 | Буровзрывные работы | 110 | 94 |
4 | Скважины | 112 | 95 |
5 | |||
5.1 | Свайные работы | 130 | 111 |
5.2 | Опускные колодцы | 87 | 74 |
5.3 | Закрепление грунтов | 87 | 74 |
6 | Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в строительстве: | ||
6.1 | - промышленном | 105 | 89 |
6.2 | - жилищно-гражданском | 120 | 102 |
7 | Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве: | ||
7.1 | - промышленном | 130 | 111 |
7.2 | - жилищно-гражданском | 155 | 132 |
8 | Конструкции из кирпича и блоков | 122 | 104 |
9 | Строительные металлические конструкции | 90 | 77 |
10 | Деревянные конструкции | 118 | 100 |
11 | Полы | 123 | 105 |
12 | Кровли | 120 | 102 |
13 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 90 | 77 |
14 | Конструкции в сельском строительстве: | ||
14.1 | - металлические | 90 | 77 |
14.2 | Бетонные и железобетонные | 130 | 111 |
14.3 | Каркаснообшивные, деревянные, из асбоцементных плит, устройство овощехранилищ | 118 | 100 |
14.4 | - строительство теплиц | 103 | 88 |
15 | Отделочные работы | 105 | 89 |
16 | Сантехнические работы - внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха) | 128 | 109 |
17 | Временные сборно-разборные здания и сооружения | 96 | 82 |
18 | Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы | 130 | 111 |
19 | Магистральные и промысловые трубопроводы | 120 | 102 |
20 | Теплоизоляционные работы | 100 | 85 |
21 | Автомобильные дороги | 142 | 121 |
22 | Железные дороги | 114 | 97 |
23 | Тоннели и метрополитены | ||
23.1 | - закрытый способ работ | 145 | 123 |
23.2 | - открытый способ работ | 125 | 106 |
24 | Мосты и трубы | 1 10 | 94 |
25 | Аэродромы | 115 | 98 |
26 | Трамвайные пути | 112 | 95 |
27 | Линии электропередачи | 105 | 89 |
28 | Сооружения связи, радиовещания и телевидения: | ||
28.1 | - прокладка и монтаж сетей связи | 100 | 85 |
28.2 | - монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования | 92 | 78 |
28.3 | - прокладка и монтаж междугородных линий связи | 120 | 102 |
29 | Горнопроходческие работы: | ||
29.1 | - в угольной промышленности | 108 | 92 |
29.2 | - в других отраслях | 95 | 81 |
30 | Земляные конструкции гидротехнических сооружений | 95 | 81 |
31 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | 120 | 102 |
32 | Каменные конструкции гидротехнических сооружений | 122 | 104 |
33 | Металлические конструкции гидротехнических сооружений | 90 | 77 |
34 | Деревянные конструкции гидротехнических сооружений | 118 | 100 |
35 | Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях | 104 | 88 |
36 | Берегоукрепительные работы | 89 | 76 |
37 | Судовозные пути стапелей и слипов | 97 | 82 |
38 | Подводностроительные (водолазные) работы | 115 | 98 |
39 | Промышленные печи и трубы | 105 | 89 |
40 | Озеленение. Защитные лесонасаждения | 115 | 98 |
41 | Скважины на нефть и газ | 108 | 92 |
42 | Скважины на нефть и газ в морских условиях | 108 | 92 |
43 | Монтаж оборудования | 80 | 68 |
44 | Монтаж оборудования на атомных электростанциях | 101 | 86 |
45 | Электромонтажные работы: | ||
45.1 | - на атомных электростанциях | 110 | 94 |
45.2 | - на других объектах | 95 | 81 |
46 | Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах | 92 | 78 |
47 | Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах | 95 | 81 |
48 | Пусконаладочные работы | 65 | 55 |
49 | Работы по реконструкции зданий и сооружений (усиление и замена существующих конструкций, разборка и возведение отдельных конструктивных элементов) | 110 | 94 |
Таблица 3
Нормативы накладных расходов по видам ремонтно-строительных работ
N пп | Виды ремонтно-строительных работ | Нормативы накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов | |
в базисном уровне цен | в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Земляные работы, выполняемые: | ||
1.1 | - механизированным способом | 78 | 66 |
1.2 | - ручным способом | 75 | 64 |
2 | Фундаменты | 93 | 79 |
3 | Стены | 86 | 73 |
4 | Перекрытия | 85 | 72 |
5 | Перегородки | 89 | 76 |
6 | Проемы | 82 | 70 |
7 | Полы | 80 | 68 |
8 | Крыши, кровли | 83 | 71 |
9 | Лестницы, крыльца | 76 | 65 |
10 | Печные работы | 78 | 66 |
11 | Штукатурные работы | 79 | 67 |
12 | Малярные работы | 80 | 68 |
13 | Стекольные, обойные и облицовочные работы | 77 | 65 |
14 | Лепные работы | 74 | 63 |
15 | Внутренние санитарно-технические работы: | ||
15.1 | - демонтаж и разборка | 74 | 63 |
15.2 | - смена труб, санитарно-технических приборов | 103 | 88 |
16 | Наружные инженерные сети: | ||
16.1 | - разборка, очистка | 74 | 63 |
16.2 | - другие работы | 108 | 92 |
17 | Электромонтажные работы | 85 | 72 |
18 | Благоустройство | 104 | 88 |
19 | Прочие ремонтно-строительные работы | 78 | 66 |
Исследование новых нормативов накладных расходов по видам работ показывает, что величина нормативов, используемых для составления смет в текущем уровне цен, изменяется в широких пределах. Так, например, рассматриваемый норматив для пуско-наладочных работ составляет 55% от оплаты труда, по монтажу оборудования - 68%, по монтажу металлических конструкций - 77%, по отделочным работам - 89% и т.д. Наибольшая величина накладных расходов установлена для монтажа сборных железобетонных конструкций в жилищно-гражданском строительстве - 132% от ФОТ, свайных работ - 111%, при строительстве автодорог - 121%, устройству тоннелей закрытым способом - 123% и т.п.
Таким образом, при составлении сметной документации и определении величины накладных расходов необходимо правильно учитывать нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, поскольку от этого зависит достоверность формирования фонда оплаты труда руководителей и специалистов строительных организаций.
В состав статей затрат, учтенных нормативов, накладных расходов включены:
1. Административно-хозяйственные расходы.
2. Расходы на обслуживание работников строительства.
3. Расходы на организацию работ на строительных площадках.
4. Прочие накладные расходы.
В состав административно-хозяйственных расходов входят:
1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала:
- работников аппарата управления (руководителей, специалистов и других работников, относящихся к служащим);
- линейного персонала: старших производителей работ (начальников участков), производителей работ, мастеров строительных участков, участковых механиков;
- рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления (телефонистов, телеграфистов, радиооператоров, операторов связи, операторов электронно-вычислительных машин, дворников, уборщиц, гардеробщиков, курьеров и др.).
2. Сумма уплаты налогов и социальных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации, исчисляемая от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.
Кроме того, в состав административно-хозяйственных расходов входят также другие виды затрат.
Таким образом, за счет рассматриваемой статьи накладных расходов формируются затраты на оплату труда работников аппарата управления и линейного персонала.
При разработке условий оплаты труда в организации возможны два подхода. В основу первого могут быть положены раздельные системы оплаты труда по категориям работников, система тарифных ставок для рабочих и должностных окладов для служащих, включая руководителей, специалистов, технических исполнителей. Второй подход основан на применении условий оплаты труда в форме Единой тарифной сетки для всех категорий. Конкретный подход определяется коллективным договором.
Размеры окладов (должностных окладов) работников рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки.
Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой по совместительству, производится раздельно по каждой из должностей. Заработная плата работника предельными размерами не ограничивается.
При установлении условий оплаты труда работникам рекомендуется применять повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам):
- повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;
- персональный повышающий коэффициент к окладу.
Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада (должностного оклада) по должности на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.
Повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам) устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) по занимаемой должности рекомендуется устанавливать всем работникам, занимающим должности служащих, предусматривающие внутридолжностное категорирование.
Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) рекомендуется устанавливать работнику, занимающему должность служащего, с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
Работодателям с учетом мнения профсоюзного органа рекомендуется выплачивать работникам вознаграждение за выслугу лет ежеквартально или ежемесячно в пределах общих годовых средств, направляемых на эти цели. Конкретные условия устанавливаются коллективным договором.
Рекомендуемый размер годового вознаграждения работника составляет:
- при стаже работы от 1 до 3 лет - 0,6;
- от 3 до 5 лет - 0,8;
- от 5 до 10 лет - 1,0;
- от 10 до 15 лет - 1,2;
- свыше 15 лет - 1,5 месячной тарифной ставки (должностного оклада).
Положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет является приложением к коллективному договору.
К должностным окладам руководителей, специалистов и служащих могут устанавливаться доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера.
В целях поощрения работников за выполненную работу рекомендуется устанавливать следующие выплаты стимулирующего характера:
- премия по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год);
- премия за образцовое качество выполняемых работ;
- премия за выполнение особо важных и срочных работ;
- премия за интенсивность и высокие результаты работы.
Размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплат стимулирующего характера не ограничен.
Премирование работников осуществляется на основе Положения о премировании, предусмотренным в коллективном договоре.
При определении размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:
- успешное и добросовестное исполнение работником своих обязанностей в соответствующем периоде;
- инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
- выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса;
- участие в выполнении особо важных работ и мероприятий.
Премии по итогам работы рекомендуется выплачивать в пределах имеющихся средств.
Премии за выполнение особо важных и срочных работ рекомендуется выплачивать работникам единовременно по итогам выполнения особо важных и срочных работ с целью поощрения работников за оперативность и качественный результат труда.
Премию за интенсивность и высокие результаты работы рекомендуется выплачивать работникам единовременно за интенсивность и высокие результаты работы. При премировании может учитываться интенсивность и напряженность работы.
Работникам строительных организаций могут выплачиваться следующие выплаты компенсационного характера:
- повышенная оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия);
- доплата за совмещение профессий (должностей);
- доплата за расширение зон обслуживания;
- доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- повышенная оплата за работу в ночное время;
- повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- оплата сверхурочной работы.
Из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Размеры и условия оказания материальной помощи определяются в коллективном договоре.
В целях устранения крайней дифференциации заработной платы работников рекомендуется устанавливать разрыв между категориями 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников предприятия, не превышающий 4-5 раз.
Работодатель с учетом мнения профсоюзного органа через коллективный договор устанавливает гарантированную величину среднемесячной заработной платы по всем категориям персонала.
Оплата труда специалистов и служащих негосударственных и коммерческих организаций осуществляется по должностным окладам, устанавливаемым организациями, исходя из имеющихся средств на эти цели.
При оплате труда руководителей, специалистов и служащих строительных организаций должны быть учтены основные положения, предусмотренные в Федеральном отраслевом соглашении по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 гг.
Литература
1. Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 годы.
Соглашение зарегистрировано Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) 2 февраля 2011 г. (Регистрационный N 168/11-13, М., 2011 г.).
2. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, (МДС 81-33.2004). - М.: Госстрой России, 2004. 33 с.
3. Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплату труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99) - М.: Госстрой России, 2001. 35 с.
4. Методические рекомендации по разработке федеральными государственными органами условий оплаты труда для работающих в них и в их территориальных органах работников (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 августа 2008 г. N 450н).
5. Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583) (с изменениями по состоянию на 01.01.2012 г.).
6. Письмо Минрегиона России от 21.02.2011 N 3757-КК/08.
В. Фокин,
канд. экон. наук,
профессор ГАСИС
"Нормирование и оплата труда в строительстве", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15424 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru