Чем отличается садовый земельный участок от дачного земельного участка? Существуют ли особые правила их застройки?
Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) не предусматривает такие виды земельных участков, как садовые и дачные, и не определяет какие-либо различия в их правовом режиме. Данным нормативным актом установлено, что гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 81 ЗК РФ). Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) допускает нахождение территорий, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства, в составе жилых зон земель населенных пунктов (ч. 3 ст. 35 ГрК РФ).
Определения садовых и дачных земельных участков приведены в ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организациях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ). Так, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Дачный же участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, из легальных определений следует, что различие в разрешенном использовании данных видов земельных участков заключается только в том, что владельцы дачных земельных участков вправе возводить на них жилые дома; владельцам садовых земельных участков закон такой возможности не предоставил (они вправе возводить лишь так называемые жилые строения). Цели предоставления и приобретения таких земельных участков - выращивание сельскохозяйственных культур и отдых граждан - одинаковы.
Следует отметить, что термин "жилое строение" не упомянут в Жилищном кодексе РФ (далее - ЖК РФ), в котором содержится только общее понятие "жилое помещение". В соответствии со ст. 16 ЖК РФ в состав такого понятия входят следующие объекты: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Эти виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Жилые дома, возводимые на дачных участках (ст. 1 Закона N 66-ФЗ), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав. Что касается жилых строений на садовых участках, официальная позиция отдельных органов государственной власти заключается в том, что подобные строения имеют самостоятельную правовую природу, основанный на специальном законе (Законе N 66-ФЗ) правовой режим и не являются объектами жилищных прав: само употребление в словосочетании "жилое строение" термина "строение" характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство использования этих строений, а следовательно, их нежилое назначение (смотрите, например, разъяснения Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 30.07.2010 "Жилое строение, правовое содержание понятия").
Однако действовавшим до вступления в силу ЖК РФ (1 марта 2005 года) Федеральным законом N 4218-1 от 24.12.1992 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (ч. 3 ст. 9 данного закона). Тем самым законодатель признавал тождественность жилых строений, пригодных для постоянного проживания граждан, жилым помещениям (жилым домам). В настоящее время на законодательном уровне различие между жилыми строениями и жилыми домами проводится только в Законе N 66-ФЗ и только исходя из того, что в жилом доме можно зарегистрировать факт постоянного проживания, а в жилом строении - нет.
В то же время Конституционный Суд РФ признал запрет на регистрацию граждан по месту жительства в жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, не соответствующим Конституции РФ. Так, в своем постановлении от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" Конституционный Суд РФ, по сути, разрешил регистрацию граждан по месту жительства в садовом доме при условии того, что такое строение признано пригодным для постоянного проживания и расположено на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов*(1). Аналогичную позицию занял Конституционный Суд РФ и в постановлении от 30.06.2011 N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева, признав неконституционным запрет регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, Конституционный Суд РФ, допустив регистрацию граждан по месту жительства в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках из состава и земель сельскохозяйственного назначения, и земель населенных пунктов, по нашему мнению, фактически устранил правовые различия между жилыми строениями, пригодными для постоянного проживания, и жилыми помещениями (жилыми домами). Иными словами, правовой режим садовых и дачных земельных участков в настоящее время одинаков. Действующее законодательство не устанавливает никаких различий в порядке предоставления гражданам таких земельных участков, в том числе предоставления их в собственность (ст.ст. 81, 28 ЗК РФ, ст. 28 Закона N 66-ФЗ); не предусмотрено каких-либо отличий и в правовом статусе их владельцев, в том числе собственников (главы IV, V, XIV, XV ЗК РФ, ст.ст. 8, 19 Закона N 66-ФЗ).
Что же касается правил застройки садовых и дачных участков, отметим следующее. Застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения регламентируется главой VII Закона N 66-ФЗ, где установлен порядок разработки, согласования и утверждения проектов организации и застройки, предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ вводить нормативы в этой сфере. Так, в соответствии со ст. 33 Закона N 66-ФЗ нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.
Согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ*(2) в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется. Единственным ограничением застройки для владельцев садовых и дачных участков являются правила землепользования и застройки - на территориях, входящих в черту населенных пунктов, и проекты планировки территории некоммерческого товарищества - на землях сельскохозяйственного назначения. Более детально порядок застройки садоводческих (дачных) товариществ регламентирован в Своде Правил СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 N 849. Кроме того, рекомендуем ознакомиться со Сводом правил по проектированию и строительству СП 11-106-97 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан", одобренным Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике (протокол секции градостроительства, инфраструктуры территориального развития и застройки села НТС от 19.08.1997 N 23-11/3).
Обращаем Ваше внимание на то, что правила застройки садового и дачного земельных участков не различаются между собой в рамках одной категории земель - могут различаться между собой правила застройки в землях сельскохозяйственного назначения и землях населенных пунктов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
19 июля 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конституционный Суд РФ указал при этом следующее. Исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения РФ и субъектов РФ (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), субъекты РФ вправе определить порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в ст. 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (гл. 28 ГПК РФ).
*(2) Отметим, что нормы ГрК РФ распространяются только на застройку земель населенных пунктов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.