Настоящее и будущее программ MBA (на примере программ в области страхования и управлении рисками)
Главной задачей данной статьи является составление обзора программ MBA в области страхования и управлении рисками, существующими в России и в мире, а также определение основных достоинств и недостатков данных программ. Выводы могут быть интересны как потенциальным обучающимся на программах МВА, так и представителям бизнес-образования.
На сегодняшний день MBA (Master of Business Administration) является одним из самых престижных видов бизнес-образования, который пользуется международным признанием и, как правило, оказывает значительный эффект на карьерный рост его обладателя. Степень MBA открывает новые перспективы и способствует назначению обладателя этого диплома на высшие управленческие должности.
Однако для успеха дела сам выпускник программы должен учиться и, что не менее важно, обладать управленческим опытом еще до поступления на программу обучения. В наиболее престижных бизнес-школах опыту работы абитуриента уделяется не меньшее внимание, чем его формальным тестам и эссе.
Обзор программ MBA в области страхования и управлении рисками
Географически программы MBA в области страхования и управлении рисками концентрируются (рис. 1) в Северной Америке и Азии (Индия). Общее число программ MBA в области страхования и управлении рисками (RMI) в мире составляет около 40, что указывает на меньшие темпы развития и отчасти на более низкую востребованность по сравнению с темпами развития иных программ MBA.
В США насчитывается 14 программ (табл. 1) и одна в Канаде (University of Toronto - Joseph L. Rotman School of Management Toronto, Canada). Распространение программ RMI в США объяснимо как более длительной историей бизнес-образования на этом континенте, так и развитостью страхового бизнеса. Не стоит сбрасывать со счетов значительное количество страховых организаций на территории США и транснациональных страховых компаний, чья штаб-квартира находится в Северной Америке, которые востребуют еще большее количество профессиональных менеджеров, специализирующихся на страховании (число страховых компании и брокеров в США превышает 5300) [1].
Таблица 1
Программы MBA в области страхования и управлении рисками*(1)
N | Название вуза | Страна | Язык обучения | Длительность обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | St. John's University - Peter J. Tobin College of Business | США | английский | 2/3 года* |
2 | Georgia State University - J. Mack Robinson College of Business | США | английский | 2/3 года |
3 | The Wharton School of the University of Pennsylvania Philadelphia | США | английский | 2/3 года |
4 | Florida State University Tallahassee, Florida | США | английский | 2/3 года |
5 | Temple University - Fox School of Business and Management Philadelphia | США | английский | 2/3 года |
6 | University of Minnesota - Carlson School of Management | США | английский | 2/3 года |
7 | California State University - Fullerton Fullerton | США | английский | 2/3 года |
8 | University of Wisconsin - Madison | США | английский | 2/3 года |
9 | University of Hartford - The Barney School of Business West Hartford | США | английский | 2/3 года |
10 | Ohio State University - Fisher College of Business Columbus, Ohio | США | английский | 2/3 года |
11 | Tennessee Tech University Cookeville, Tennessee | США | английский | 2/3 года |
12 | Tater, Oklahoma | США | английский | 2/3 года |
13 | Colorado Technical University - Denver | США | английский | 2/3 года |
14 | Colorado Technical University - Colorado Springs | США | английский | 2/3 года |
15 | University of Toronto - Joseph L. Rotman School | Канада | английский | 2/3 года |
16 | Indian Institute of Commerce and Trade (IICT) | Индия | английский | 2 года |
17 | Narsee Monjee Institute of Management Studies (NMIMS) | Индия | английский | 2 года |
18 | Amity University, Noida | Индия | английский | 2 года |
19 | The University of Burdwan Bardhaman | Индия | английский | 2 года |
20 | National Law University Jodhpur | Индия | английский | 2 года |
21 | Skyline Business School New Delhi | Индия | английский | 2 года |
22 | Institute of Management & Information Science Bhubaneswar | Индия | английский | 2 года |
23 | R. L. Institute of Management StudiesMadurai | Индия | английский | 2 года |
24 | PSG College of Technology Coimbatore | Индия | английский | 2 года |
25 | Mount Carmel Institute of Management Bangalore | Индия | английский | 2 года |
26 | Guru Gobind Singh Indraprastha University | Индия | английский | 2 года |
27 | Birla Institute of Technology Ranchi | Индия | английский | |
28 | IMMT | Индия | английский | 2 года |
29 | Hailey College of Banking and Finance Lahore | Пакистан | английский | 2/3 года |
30 | Sogang University Business School Seoul | Ю. Корея | английский | 2/3 года |
31 | Asia e University | Малайзия | английский | 2 года |
32 | Международная Бизнес Школа КазЭУ им Т. Рыскулова | Казахстан | русский | 1,5 года |
33 | Arab Academy for Banking and Financial Sciences | Египет | английский | 2/3 года |
34 | WU Executive Academy - The Vienna University of Economics and Business | Австрия | англ./нем. | 2 года |
35 | Robert Kennedy College Zurich | Швейцария | англ./франц. | 2 года |
36 | Ecole nationale des assurance (ENASS) | Франция | франц./англ. | 18 месяцев |
37 | Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ | Россия | русский | 2 года |
38 | Унiверситет економiки та права "КРОК" | Украина | украинский | 2 года |
* 2/3 года - 2 года Two-Year Full-Time, 3 года - Part-Time. |
В Азии данную программу предлагают 18 университетов, в том числе 14 в Индии, по одной в Пакистане, в Южной Корее, Малайзии и Казахстане. В Европе всего 5 программ, в том числе во Франции (Conservatoire National des Arts et Metiers - International Institute of Management (CNAM IIM), в Австрии (WU Executive Academy - The Vienna University of Economics and BusinessVienna Austria) и в Швейцарии (Robert Kennedy College Zurich), а также в России и Украине. По одной программе в Новой Зеландии (Massey University Palmerston North, New Zealand) и в Африке (Arab Academy for Banking and Financial Sciences Cairo, Egypt).
Наиболее распространены программы (табл. 2), связанные с менеджментом (GENERAL MBA - 25% от общего количества программ), среди специализированных программ наиболее популярны: финансы (9%), маркетинг (7%), управление человеческими ресурсами (4%), бухгалтерский учет (4%). В то же время существуют программы ограниченного спроса, среди которых присутствуют специализации, посвященные управлению рисками и страхованию (0,5%) или банковскому делу (0,8%), инвестициям (0,3%).
Таблица 2
Количество различных специализаций MBA-программ, IX, 2011*(2)
Данное распределение спроса на образовательные услуги в области программ MBA с явным превалированием программ GENERAL MBA в мире объяснимо желанием слушателей повысить свой статус как менеджера, способного решать разные задачи и адекватно отвечать на всевозможные вызовы.
Понятно, что наиболее востребованы будут программы, связанные с развитием управленческих знаний, навыков и умений, позволяющие нарастить связи и контакты в различных отраслях экономики.
Выпускник классической программы MBA рассчитывает на возможность трудоустройства практически в любой отрасли на ведущие позиции, так как он учится искусству управления, и в том числе собой, что позволяет получить нужные знания, касающиеся специфики нового бизнеса, в кратчайшие сроки.
Тем не менее, специализированные программы, ориентированные на учет специфики различных отраслей экономики, занимают не менее 70% от общего числа предлагаемых программ.
При этом следует отметить весьма значительное количество уникальных программ (в таблице - другие специальности), ориентированных на очень узкие сегменты рынка, - 6% от общего количества программ. Такие программы представлены лишь в одной бизнес-школе. На данные программы ориентируются слушатели, которые хотят решить помимо вышеобозначенной еще одну задачу, а именно: получить специализированные знания, касающиеся отрасли, в которой они работают. У организаторов программы MBA возникает трудная задача по совмещению в ограниченное время знаний по менеджменту и отраслевой специфики. Популярность данной программы имеет корреляцию с успехом отрасли. В случае российского страхования пока не наблюдается значительного интереса со стороны общества, однако распространение обязательных видов страхования может привлечь к данным программам определенный слой менеджеров и специалистов из других отраслей, считающих, что занятость в сфере обязательного страхования является привлекательной и гарантирующей трудоустройство.
В исследовании 2003 года, предпринятом Всемирным банком [2] (приняли участие 238 компаний из 78 стран) касательно оценки способностей выпускников финансовых MBA-программ, присутствует оценка недостатков образовательных программ (рис. 2).
Около 30% респондентов указали на недостатки с освоением практических навыков, а более 40% указали на недостатки, связанные с изучением основного предмета любой MBA-программы - менеджмента (19% - считают, что проблема в недостаточных навыках коммуникабельности, 12% связывают проблемы с освоением организаторских способностей, а 10% - с аналитическими способностями). Понятно, что данные обстоятельства должны учитываться разработчиками специализированных программ MBA.
В области страхования определенной альтернативой специализированным программам MBA является получение сертификата Chartered Insurance Institute (Великобритания) или в ассоциированных институтах. Данный сертификат свидетельствует о достаточности знаний в области страхования у его обладателя и значительно облегчает коммуникацию с коллегами из различных стран мира при заключении перестраховочных договоров. Существуют различные системы сертификации страховых знаний, поддерживаемые национальными союзами и ассоциациями страховщиков [3].
Российские страховые компании положительно воспринимают услуги по повышению квалификации и переподготовке страховых кадров, что может облегчить внедрение процедур профессиональной сертификации. До кризиса страховые компании регулярно отправляли своих сотрудников на программы повышения квалификации. Например, в 2004 году более 60% страховых компаний активно пользовались услугами по повышению квалификации и переподготовке по страховому делу и лишь 7-10% считали, что у них отсутствует необходимость повышения квалификации своих сотрудников (рис. 3).
Ожидать, что страховые компании будут массово оплачивать программы MBA для сотрудников, явно неправильно, так как данные программы, в России формально являющиеся профессиональной переподготовкой, воспринимаются как программы личностного развития, и нужда в них проявляется в первую очередь со стороны работников, а не работодателей.
Представляется, что сочетание сертификата Чартерного института или свидетельства об окончании программы национального объединения страховых компаний и программы GENERAL MBA может принести наиболее оптимальный вариант карьерного роста для обладателя.
Сравнительный анализ программ MBA в области страхования и управлении рисками
Для осуществления сравнительного анализа программ MBA в области страхования и управлении рисками (MBA RMI) мы выбрали программы из разных континентов (табл. 3). Одним из критериев сравнения является цель программы и ее содержание. Наш выбор остановился на программе бизнес-школы Вартон (The Wharton School of the University of Pennsylvania) в качестве представителя Американского континента (согласно ежегодному рейтингу FT 2010 года эта школа получила 2-е место).
Таблица 3
Примеры учебных программ МВД в области страхования и управлении рисками
Бизнес-школа | The Wharton School (США) | Amity Business School (Индия) | ENASS (Франция) | Arab Academy for Banking and Financial Sciences (Египет) | Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия) |
Язык обучения | Английский | Английский | Английский | Английский | Русский |
Срок обучение | 2 года | 2 года | 2 года | 1 год | 2 года |
Общие управленческие дисциплины | Международные рынки Управление инвестициям Финансовое планирование | Принципы менеджмента Управление персоналом Бухгалтерский учтет и финансовая теория для управленцев Деловая среда Операционный менеджмент Управление маркетингом Управление и предпринимательство Стратегическое управление Прикладные мат. методы управления PR-менеджмент Управление проектами Корпоративное управление и деловая этика Методология исследования | Маркетинг Теория корпорации и деловое поведение Деловое право и этика Бухгалтерский учет Экономика Управление информационными системами Стратегия Операционный менеджмент | BTL - коммуникации и другие методы стимулирования продаж SEO - продвижение (продвижение в поисковых системах Интернет) Анализ отчетности банка Антикризисное управление Аутсорсинг маркетинговых услуг Банковский финансовый менеджмент Бренд-менеджмент Инвестиционный анализ и управление портфелем Инновационный менеджмент Интернет-маркетинг Клиентские стратегии коммерческого банка (зарубежный опыт) Коммуникационная политика. Реклама и PR Кросс-культурный менеджмент Маркетинг банковских услуг Маркетинг интернет-сообществ Маркетингуслуг Маркетинговые коммуникации и реклама Маркетинговые основы стратегического планирования Международный банковский маркетинг Методы маркетинговых исследований рынка Методы организационной диагностики Налоговый менеджмент Организационные конструкции в поддержку трансформации бизнеса Организация связей с общественностью Организация эффективного взаимодействия (тренинг) Оценка бизнеса и управление стоимостью компании Оценка стоимости бизнеса Планирование доходности капитала с учетом рисков Принятие управленческих решений (практикум) Проектное финансирование Профессиональные навыки менеджера Психология влияния (практикум) Развитие международной филиальной сети: финансовый и управленческие аспекты Разработка и презентация стратегии развития компании Рынок слияний и поглощений Сбалансированная система показателей (практикум) Сбытовая политика. Работа с посредниками Современные технологии управления товаром Спонтанная речь (тренинг) Стратегический маркетинг Стратегическое планирование (практикум) Стратегическое управление инвестированием капитала в корпоративные активы Стратегия развития персонала компании (практикум) Стратегия управления предприятием в конкурентной среде (деловая игра) Технологии успешных продаж (практикум) Технология разработки бизнес-плана Товарная политика. Управление ассортиментом Управление активами и пассивами коммерческого банка по программе деловой игры "Bank FIM" Управление маркетингом Управление проектами Финансовый инжиниринг, деривативы, структурированные финансовые продукты Финансовый менеджмент -2 (продвинутый курс по бюджетированию и финансовому планированию) Ценовая политика. Рыночное ценообразование* | |
Специализированные дисциплины | Риск и кризисное управление Анализ риска Рынок чистых (нефинансовых) рисков Управление и мониторинг рисков | Страхование и управление рисками Страховая деловая среда Страхование жизни и non life страхование Управление страховыми компаниями Маркетинговые исследование | Правовая основа страхования Страховые продукты Страхование жизни и пенсионы страхования Страховые продукты non life | Перестрахование Страховые продукты Страхования жизни и пенсионы страхования Страховые продукты non life | Управление рисками (организационно-экономический аспект) Управление рисками: страновые, валютные, кредитные, операционные риски и риск ликвидности Андеррайтинг в страховой компании Менеджмент человеческих ресурсов в страховой компании Операционное управление в страховой компании Стратегическое управление страховой компанией Управление филиальной сетью в страховой компании Финансовый менеджмент в страховой компании Организация корпоративных продаж в страховой компании Организация розничных продаж в страховой компании Организация урегулирования убытков в страховании Управление агентской сетью страховой компании |
Технические дисциплины | Основы актуарных расчетов* Актуарная статистика* Финансовые деривативы* | Статистика | Основы актуарных расчетов | ||
* Слушатели выбирают необходимые дисциплины из данного перечня. |
В качестве представителя Азиатского континента нами было выбрано Amity University - Amity Business School, Lucknow Campus из Индии с программой MBA INSURANCE, целью которой является подготовка будущих управленцев страховых кампании. А в качестве представителя Европейского континента нами было выбрано MBA-программа высшей государственной школы страхование (Ecole nationale superieur des assurances) во Франции, поскольку эта школа является единственной специализированной по подготовке управленцев в страховой области.
Выбор российской и египетской программ был предрешен их уникальностью. В России существует лишь одна относительно активно действующая программа, посвященная страховому бизнесу (Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации), в Египте также осуществляется подготовка топ-менеджеров страховых компаний в одной академии - Arab Academy for Banking and Financial Sciences. Период обучения по египетской программе указывает на превалирование специализированных дисциплин и превращение этой программы по сути в курс профессиональной переподготовки.
Как можно заметить, в специализированных программах MBA RMI в мире не так много предметов, а имеющиеся носят довольно общие названия, что указывает на направленность программы все-таки на менеджмент и подчиненность специализированных знаний о страховании. В то же время российская программа оказалась насыщенной значительным количеством узкопрофильных предметов, и видна ориентация на обучение именно профессии и менеджменту применительно к выбранной отрасли экономики, то есть страховому делу. Очевидно, что некоторые предметы являются элективными.
Таким образом, программы MBA в области страхования и управления рисками занимают свою нишу на мировом рынке бизнес-образования. Определенный спрос на данные программы со стороны менеджеров, желающих продвинуться на ведущие позиции именно на страховом рынке, будет присутствовать постоянно, так как в страховую отрасль традиционно приходят специалисты из различных отраслей. Данное обстоятельство вызвано необходимостью развивать методологию страхования с учетом развития той или иной отрасли экономики.
Библиографический список
1. http://www.american-insurance-companies.com.
2. Chaudhry A. The International Finance Corporation's MBA Survey: How Developing Country Firms Rate Local Business School Training 2003.
3. Юргенс И.Ю., Юсинов Р.В., Цыганов А.А., Васильев Е.И. О системе сертификации страховщиков // Страховое дело. - 2001. - N 11.
4. Mintzberg H. Des managers des vrais! Pas des MBA. Editions d'Organisation, 2005.
5. MBA, l'essentiel du management par les meilleurs professeurs aux editions d'Organisation 2005.
6. Sass. S, The pragmatic imagination: a history of the Wharton School, 1881-1981, University of Pennsylvania Press 1982.
7. Schlossman. S.R., Gleeson, M. Sedlak, D. Grayson, The beginning of graduate management Education in the United States, GMAC Occasional Papers 1994.
8. Free. C., Salterio S.E., Shearer T. The construction of auditability: mba rankings and assurance in practice 2007.
9. Zimmerman. J.L. can american business schools survive? William E. Simon Graduate School of Business Administration University of Rochester 2001.
10. Mohammed R. Ahmed ten steps for preparing mba learners for business and management Journal of Global Business and Management 2010.
Я. Бумбаджи,
Ms (ENSSEA)
А. Цыганов,
д-р экон. наук, профессор зав. кафедрой управления страховым
делом и социальным страхованием Государственного
университета управления
Словарь управления персоналом
Элективные предметы (от лат. electus - избранный), то есть предметы по выбору, составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана. Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные курсы для профильного обучения отличаются друг от друга.
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По материалам http://www.find-mba.com, http://www.isbfa.ru, http://www.hotcourses.ru/study/course/malaysia/mba-master-of-business-adm inistration-insurance, http://www.ibschool.kz, http://fpo.krok.edu.ua.
*(2) По материалам www.find-mba.com.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107