Особенности составления договоров с преподавателями
Автор рассматривает особенности составления текста трудового договора, а также договора возмездного оказания услуг применительно к преподавательскому составу образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Труд профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений имеет специфику, отличающую их деятельность от работы сотрудников других организаций. В настоящей статье мы поговорим о тех особенностях, которые необходимо иметь в виду при заключении трудового договора с преподавателем вуза.
Но прежде, чем заниматься оформлением документов, рассмотрим несколько важных вопросов, которые предваряют заключение трудового договора с педагогами.
Ст. 331 ТК РФ заявляет, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.
Ограничения к допуску к педагогической деятельности
К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Как видим, ст. 331 ТК РФ называет 3 критерия, позволяющая гражданину реализовать себя как педагога:
1. Наличие образовательного ценза.
2. Положительный моральный облик.
3. Отсутствие определенных заболеваний.
Остановимся более подробно на тех новациях, которые были внесены в ТК РФ в последнее время.
В результате принятия федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ подверглась переработке ч. 1 ст. 65 ТК РФ, дающая перечень документов, которые гражданин предъявляет при заключении трудового договора. Мало того, что педагог должен предъявить работодателю для заключения трудового договора паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства); страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний, так теперь еще такое лицо обязано предъявить и справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную по установленной форме.
Основанием для зачисления педагогического работника на работу является заключение трудового договора. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Однако заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в 5 лет.
В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета - на срок не более 1 года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.
Не проводится конкурс на замещение:
- должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
- должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
- должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет.
Обязательные условия договора
Согласно ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре указываются следующие обязательные условия:
1. Место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
Пример
Допустим, преподаватель поступает на работу в филиал вуза, расположенный в г. Дмитрове Московской области. Значит, в его трудовом договоре так и следует указать: "филиал... института в г. Дмитрове Московской области".
2. Трудовая функция. Под трудовой функцией ТК РФ понимает работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
Принципиально важно на сегодняшний день, чтобы педагогическая должность соотносилась с Квалификационным справочником. Обратите внимание, приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н утвержден раздел Единого квалификационного справочника, касающийся должностей руководителей, специалистов и служащих, работающих в сфере образования. Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.
В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.
По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.
Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.
Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 336 ТК РФ.
При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более 5 лет или на неопределенный срок.
С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.
По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
4. Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
5. Режим рабочего времени и времени отдыха (указывается в трудовом договоре, если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством РФ.
6. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
7. Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
8. Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с законодательством РФ.
Нельзя говорить, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа обязательных, то это является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. В таком случае трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Дополнительные условия договора
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
- об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
- об испытании;
- о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной и иной);
- об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
- о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
- об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
- об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В трудовой договор с преподавателем целесообразно включить следующие положения:
- наименование учебного курса (программы);
- вид обучения (в группе, индивидуально и т.д.);
- продолжительность обучения;
- характер учебной программы;
- предоставляемые учебные материалы;
- место проведения занятий;
- расписание занятий.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право:
1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;
2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;
3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором;
4) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или федеральных государственных требований, а также образовательных стандартов и требований;
5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;
7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны:
1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;
2) соблюдать устав высшего учебного заведения;
3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
5) систематически заниматься повышением своей квалификации.
Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса.
Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения.
Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.
Испытательный срок
Отдельно хочется сказать про испытание.
Согласно ч. 1 ст. 70 ТК РФ, целью испытания является проверка соответствия работника поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
Важно: испытание при приеме на работу, в частности, не устанавливается для:
- лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности,
- лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
- лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
- лиц, заключающих трудовой договор на срок до 2 месяцев.
Срок испытания не может превышать 3 месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций - 6 месяцев, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо условий труда трудовой договор должен также содержать следующую информацию:
- фамилию, имя, отчество работника и наименование работодателя;
- сведения о документе, удостоверяющим личность работника;
- идентификационный номер налогоплательщика (только для работодателей);
- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
- место и дата заключения трудового договора.
Гражданско-правовой договор
В отдельных случаях работа преподавателя (особенно если она носит разовый или непродолжительный характер) легко укладывается в рамки договора возмездного оказания услуг, заключаемого по правилам главы 39 Гражданского кодекса РФ.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заключение гражданско-правового договора выгоднее заказчику, так как заказчик обычно позиционирует себя в данных отношениях работодателем, включается в руководство и т.д. А сами гражданско-правовые отношения подразумевают равноправие сторон. И если работник подпишет трудовой договор, в котором есть условия, ухудшающие его положение, то при правовой грамотности работника ему это ничем не грозит, так как их можно признать недействительными без отмены самого трудового договора. Преподаватель как исполнитель по договору возмездного оказания услуг считается равноправной стороной и обязан исполнять все пункты добровольно подписанного им договора, кроме тех, которые прямо противоречат российскому законодательству. С другой стороны, внесение в договор с преподавателем пункта о подчинении его Правилам внутреннего трудового распорядка с высокой вероятностью говорит о его фиктивности как гражданско-правового и отнесении отношений заказчика и исполнителя к гражданско-правовым. Поэтому приведенный в качестве образца договор возмездного оказания услуг так подробен, описывает учебный процесс в мелочах и включает пункты о недопустимости отдельных высказываний, об обязанности обеспечить студентов учебными материалами и т.д. Преподаватели, заключающие гражданско-правовой договор, должны понимать, что они несут ответственность за подписанный ими договор и вправе обсуждать каждый пункт при согласовании условий.
Примерный образец
Договор возмездного оказания услуг
г. Москва "__" ___________ 201_ г.
Образовательное учреждение "______________________________________",
именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице Ректора ______________________,
действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин(ка):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
именуемый(ая) в дальнейшем "Исполнитель" с другой стороны, при совместном
упоминании именуемые "Стороны", заключили настоящий договор (далее по
тексту - Договор) возмездного оказания услуг о нижеследующем:
Статья 1. Предмет договора
1.1. По настоящему договору Исполнитель обязуется по заданию
Заказчика оказывать услуги и осуществлять определенную деятельность,
указанные в пункте 1.2. Договора, а Заказчик обязуется производить
Исполнителю оплату на условиях, определенных Договором.
1.2. Исполнитель обязуется оказывать услуги образовательного
характера и осуществлять педагогическую деятельность в качестве
преподавателя, связанные с подготовкой слушателей в соответствии с
установленными учебными программами Заказчика по следующим учебным
дисциплинам (программам, направлениям):
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
1.3. К преподавательской деятельности Исполнителя относится чтение
лекций, проведение практических занятий (семинаров, тренингов) и
консультаций, а также контроль качества учебного процесса (прием
зачетов, экзаменов, проверка работ, выполняемых слушателями
самостоятельно). Взаимосвязь и чередование теоретических и практических
занятий, содержание и тематика обучения определяется учебными
программами, графиком обучения, расписанием занятий, принятыми и
утвержденными Заказчиком.
Продолжительность обучения слушателей и количество учебных часов
определяется учебными программами, графиками занятий, договорами на
индивидуальное обучение, заключаемыми (утверждаемыми) Заказчиком.
Статья 2. Права и обязанности сторон
2.1. Исполнитель имеет право:
- получать вознаграждение в сроки и в размерах, предусмотренных
условиями Договора;
- требовать создания условий для организации учебного процесса,
предусмотренных настоящим Договором;
- на полную и достоверную информацию о содержании учебных программ,
уровне подготовки слушателей, иных особенностях учебного процесса;
- на обращение к Заказчику с предложениями по оптимизации
образовательного процесса, о повышении качества оказываемых услуг;
- самостоятельно выбирать методы и средства обучения слушателей,
наиболее полно отвечающие требованиям и содержанию учебной программы,
направлению обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса
и подготовки слушателей;
- сообщить Заказчику о своих правах на авторские учебные программы,
методические рекомендации, научно-технические разработки и иные объекты,
в отношении которых он имеет исключительные права;
- осуществлять иные права, предусмотренные Договором.
2.2. Исполнитель обязуется:
- на высоком профессиональном уровне оказывать услуги
образовательного характера, соблюдать педагогическую этику;
- соблюдать установленные требования к организации и содержанию
учебного процесса;
- соблюдать требования дисциплины учебного процесса, в том числе
вовремя приходить на занятия, соблюдать установленную продолжительность
учебных занятий, графика проведения учебных занятий;
- в ходе осуществления педагогической деятельности стремиться к
достижению максимального усвоения слушателями тематики учебных занятий,
систематически контролировать достижение результатов усвоения учебного
курса;
- ставить в известность Заказчика о возникновении причин и условий,
препятствующих или затрудняющих учебный процесс;
- соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и
обеспечению безопасности труда, правила противопожарной безопасности;
- незамедлительно извещать Заказчика о любой ситуации,
представляющей угрозу жизни и здоровью окружающих или сохранности
имущества Заказчика, об ухудшении состояния своего здоровья и здоровья
слушателей;
- бережно относиться к имуществу Заказчика, обеспечивать его
сохранность; эффективно и исключительно в учебных целях использовать
персональные компьютеры, оргтехнику, другое оборудование и инструменты,
экономно и рационально расходовать материалы и энергию, другие
материальные ресурсы;
- поддерживать чистоту и порядок в учебных и служебных помещениях;
своевременно доводить до сведения Заказчика информацию обо всех случаях
выхода из строя оргтехники, инструментов и др.;
- не использовать для выступлений и публикаций в средствах массовой
информации (в том числе в сети Интернет) как в России, так и за рубежом,
сведения, которые могут нанести ущерб деловой репутации Заказчика;
- при использовании объектов интеллектуальной собственности
обеспечивать сопровождение, обслуживание и сохранение их в порядке,
предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;
соблюдать требования пропускного режима, установленные для прохода в
здание, где размещаются учебные аудитории и служебные помещения;
- нести иные обязанности, предусмотренные Договором.
2.3. При оказании услуг образовательного характера и осуществлении
преподавательской деятельности Исполнитель обязан:
- осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями
образовательных стандартов;
- организовывать и контролировать самостоятельную работу слушателей;
- использовать наиболее эффективные формы, методы и средства
обучения, новые педагогические технологии;
- формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки,
подготавливать их к применению полученных знаний в практической
деятельности в соответствии с учебными программами;
- участвовать в разработке образовательных программ, нести
ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с
учебным планом и графиком учебного процесса, за качество подготовки
слушателей;
- соблюдать права и свободы слушателей; контролировать режим
посещения занятий; обеспечивать выполнение учебных планов и программ;
повышать свою профессиональную квалификацию; соблюдать требования
педагогической этики.
2.4. Заказчик имеет право:
- требовать от Исполнителя своевременного, добросовестного и
качественного оказания услуг;
- требовать от Исполнителя бережного отношения к имуществу;
- требовать соблюдения Исполнителем установленных требований к
организации и содержанию учебного процесса;
- требовать от Исполнителя соблюдения требований дисциплины
учебного процесса, в том числе контролировать приход на занятия и
продолжительность учебных занятий, вести учет проведенных занятий;
- требовать от Исполнителя соблюдения норм, правил и инструкций по
охране труда и обеспечению безопасности труда, правил противопожарной
безопасности;
- осуществлять иные права, предусмотренные Договором.
2.5. Заказчик обязуется:
- организовать учебный процесс в соответствии с требованиями
образовательных стандартов;
- предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию о
содержании учебных программ, уровне подготовки слушателей, иных
особенностях учебного процесса;
- обеспечить Исполнителя необходимым для реализации учебных целей
оборудованием, оргтехникой, программным обеспечением, материалами,
документацией и др.;
- не привлекать Исполнителя к оказанию услуг и участию в
мероприятиях, не связанных с педагогической деятельностью и учебным
процессом;
- ознакомить Исполнителя с особенностями организации и содержания
учебного процесса, учебными программами, графиком проведения занятий,
расписанием занятий;
- обеспечить безопасные условия учебного процесса, поддерживать
исправное состояние оргтехники и прочего технического оборудования,
необходимого для реализации учебных целей; держать в своем распоряжении
необходимое количество учебных материалов, документов и пр.;
- создавать условия для улучшения качества педагогической работы
путем внедрения новейших достижений техники, программного обеспечения и
др.;
- рассматривать предложения по улучшению качества обучения,
содействовать оптимизации учебного процесса;
- соблюдать установленные в Договоре условия выплаты вознаграждения;
- принимать меры к немедленному устранению причин и условий,
препятствующих или затрудняющих учебный процесс;
- нести иные обязанности, предусмотренные Договором.
Статья 3. Порядок взаимодействия сторон по организации педагогической
деятельности и оказанию услуг
3.1. Объем преподавательской деятельности Исполнителя и объем
оказываемых им услуг по Договору определяется Заказчиком в зависимости
от оперативности набора учебных групп, сроков обучения, направления
обучения (программы, дисциплины) и других факторов.
3.2. Преподавательская деятельность Исполнителя регулируется
учебными программами, расписанием учебных занятий, графиками работы
Заказчика, договорами на индивидуальное обучение, заключаемых со
слушателями.
3.3. Режим учебных занятий определяется режимом деятельности
Заказчика и устанавливается правилами проведения учебных занятий,
учебными планами, графиками работы, распределением учебной нагрузки,
договорами на прохождение индивидуального обучения.
3.4. Преподавательская деятельность Исполнителя и продолжительность
оказания услуг определяется в учебных часах. За единицу учебного времени
принимается один учебный час, равный 40 минутам. Короткие перерывы между
учебными занятиями (перемены) в счет времени, затраченного на
педагогическую деятельность и оказание услуг, не учитываются. Конкретная
продолжительность учебных занятий, а также продолжительность перерывов
(перемен) между ними предусматривается учебными программами, расписанием
занятий, графиками обучения.
3.5. Выбор методик обучения, подбор учебных пособий и материалов,
учебников, поиск оптимальных методов оценки знаний обучающихся
осуществляется Исполнителем во внеучебное время.
3.6. О своем намерении привлечь Исполнителя к оказанию услуг по
Договору Заказчик информирует (устно и/или письменно) Исполнителя не
менее, чем за 2 календарных дня до начала реализации учебного процесса
по дисциплине, указанной в пункте 1.2. При поступлении запроса
Исполнитель обязан в течение 2 календарных дней дать свое устное и/или
письменное подтверждение о готовности оказывать услуги и осуществлять
педагогическую деятельность по Договору.
3.7. После получения от Исполнителя подтверждения о готовности
оказывать услуги по Договору и осуществлять педагогическую деятельность
Заказчик информирует о дате и времени, расписании проведения учебных
занятий слушателей.
3.8. При наличии уважительных причин, препятствующих проведению
учебных занятий в установленное время, возникновении у Исполнителя
потребности в отмене (переносе, изменении времени начала и окончания)
занятий, возникновении других непредвиденных ситуаций, препятствующих
(не позволяющих) присутствию Исполнителя на учебных занятиях,
Исполнитель незамедлительно информирует об этом Заказчика и
согласовывает с ним новые сроки (время) проведения учебных занятий. При
этом Заказчик принимает на себя обязанность оперативно информировать о
переносе (отмене, изменении времени начала и окончания) учебных занятий
слушателей. Равным образом Заказчик обязуется оперативно информировать
Исполнителя о внезапно возникшей потребности в переносе (отмене,
изменении времени начала и окончания) учебных занятий, по причинам, не
зависящим от Заказчика. В иных случаях перенос (отмена, изменение
времени начала и окончания) учебных занятий по инициативе Заказчика
осуществляется с согласия Исполнителя.
3.9. Исполнитель осуществляет педагогическую деятельность и
оказывает услуги образовательного характера в специально созданных
учебных аудиториях Заказчика. Заказчик обязан выделить учебную аудиторию
и закрепить ее за слушателями по соответствующей дисциплине до начала
проведения учебного процесса. Состояние учебных аудиторий должно
отвечать целям учебного процесса, требованиям безопасности, гигиены и
санитарии. Заказчик заблаговременно планирует учебные аудитории в
соответствии с графиком проведения учебных занятий и расписанием занятий
слушателей соответствующей дисциплины (направления, программы). Заказчик
обязуется регулярно следить за наличием в учебных аудиториях необходимых
для учебного процесса предметов (мел, наглядные и демонстрационные
средства, специальные приспособления, необходимое количество мебели,
оргтехники и др.). Заказчик обязан осуществлять необходимую техническую
поддержку программного обеспечения и средств оргтехники, поддерживать их
в состоянии, отвечающем учебным целям. Заказчик обязан оперативно
реагировать на замечания Исполнителя относительно неготовности учебных
аудиторий к проведению учебного процесса, их несоответствии учебным
целям, требованиям санитарии и безопасности, устранять препятствия к
осуществлению нормального учебного процесса.
3.10. При оказании услуг по Договору и ведению преподавательской
деятельности Исполнитель ведет журнал учета учебных занятий (график
занятий) по установленной Заказчиком форме, в котором фиксировать явку
слушателей, перечень учебных тем и количество проведенных учебных часов.
Указанный журнал предъявляется Заказчику при составлении Акта об
оказанных услугах в соответствии с пунктом 4.5. Договора и подписывается
уполномоченным лицом Заказчика.
3.11. Исполнитель оказывает услуги по Договору и осуществляет
педагогическую деятельность лично. Привлечение со стороны Исполнителя
соисполнителей не допускается.
Статья 4. Оплата услуг исполнителя
4.1. Педагогическая деятельность Исполнителя и оказание услуг по
Договору осуществляется на условиях почасовой оплаты. Ежемесячная
выплата вознаграждения Исполнителю производится в зависимости от
количества отработанных учебных часов за учетный период. Учетный период
составляет один календарный месяц. Порядок учета рабочего времени
устанавливается локальными нормативными актами Работодателя.
4.2. Размер оплаты одного учебного часа определяется квалификацией
Исполнителя, опытом профессиональной и преподавательской деятельности,
реализуемыми методиками обучения, формами проведения учебных занятий,
наполняемостью групп, направлением (дисциплиной, программой) обучения и
другими факторами, непосредственно связанными с учебным процессом.
4.3. Размер почасовой оплаты (вознаграждения) Исполнителя
составляет по дисциплинам:
___________________________________________________ - ___________ рублей,
___________________________________________________ - ___________ рублей.
4.4. В случае высокой оценки педагогической деятельности
Исполнителя и многочисленных положительных отзывов от выпускников по
указанным выше дисциплинам дополнительно к указанному выше
вознаграждению Исполнителю может быть выплачено дополнительное
вознаграждение, размер которого определяется соглашением Сторон.
4.5. По результатам оказания услуг по Договору Стороны составляют
двусторонний Акт об оказанных услугах за учетный период. В указанном
Акте Стороны фиксируют перечень, объем оказанных услуг в учебном
периоде, размер оплаты, причитающейся Исполнителю, а также претензии и
замечания к качеству, объему и содержанию оказанных услуг, а также
допущенные со стороны Исполнителя нарушения требований дисциплины
учебного процесса, если они имели место.
4.6. На основании подписанного Акта и по предъявлении журнала
(графика) учета занятий, подписанного уполномоченным лицом Заказчика,
Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение исходя из условий
оплаты, предусмотренных настоящей статьей Договора.
4.7. Выплата вознаграждения Исполнителю осуществляется Заказчиком в
дни и в часы, запланированные для выплаты зарплаты штатным сотрудникам
Заказчика.
Статья 5. Срок договора. Изменение и прекращение договора
5.1. Настоящий Договор может быть прекращен, в том числе досрочно,
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Каждая из Сторон Договора вправе вынести на обсуждение другой
стороны вопрос об изменении условий Договора. Изменения условий Договора
оформляются путем составления дополнительных соглашений к настоящему
Договору.
5.3. Настоящий Договор вступает в силу с "__" ________ 201_ года.
Действие Договора продлевается (пролонгируется) на каждый последующий
календарный год на установленных ранее условиях. В случае изменения
условий Договора Стороны заключают новый договор либо письменно вносят
изменения в действующий.
5.4. О своем отказе от исполнения Договора каждая из Сторон имеет
право заявить письменно не менее, чем за 30 календарных дней до
предполагаемой даты его прекращения.
5.5. Договор может быть прекращен ранее срока, установленного
пунктом 5.4, по требованию одной из Сторон в случае существенного
нарушения другой Стороной обязанностей по Договору.
5.5.1. К таким существенным нарушениям со Стороны Заказчика
относятся:
- неоднократное (более одного раза) непринятие мер по организации
учебного процесса, по устранению причин и условий, препятствующих или
затрудняющих учебный процесс (в том числе неподдержание в исправном
состоянии оргтехники и прочего технического оборудования, необходимого
для реализации учебных целей; отсутствие учебных аудиторий, нарушение
графика (плана) проведения учебных занятий и пр.);
- необеспечение Исполнителя необходимым для реализации учебных
целей оборудованием, оргтехникой, программным обеспечением, материалами,
документацией и др.;
- необеспечение безопасных условий учебного процесса, неустранение
обстоятельств и причин, представляющей угрозу жизни и здоровью
Исполнителя, слушателей и других лиц;
- неоднократное (более одного раза) нарушение условий и порядка
выплаты вознаграждения.
5.5.2. К существенным нарушениям со Стороны Исполнителя относятся:
- неоднократное (более трех раз за учетный период) нарушение
требований дисциплины учебного процесса, в том числе опоздания на
занятия, несоблюдение установленной продолжительности учебных занятий,
графика проведения учебных занятий);
- многочисленные жалобы и замечания к организации и содержанию
учебных занятий со стороны слушателей;
- осуществление действий, приводящих к нарушению или созданию
препятствий в реализации учебного процесса;
- неоднократное (более одного раза) нарушение норм, правил и
инструкций по охране труда и обеспечению безопасности, правил
противопожарной безопасности;
- причинение вреда имуществу Заказчика;
- использование для выступлений и публикаций в средствах массовой
информации (в том числе в сети Интернет) как в России, так и за рубежом,
сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации Заказчика;
- нарушение прав слушателей, несоблюдение правил педагогической
этики.
Статья 6. Заключительные положения
6.1. В случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения
обязанностей по настоящему Договору, Стороны несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. В случае возникновения спора между сторонами он подлежит
урегулированию путем непосредственных переговоров между Сторонами. В
случае недостижения соглашения путем переговоров, споры и разногласия
подлежат разрешению в судебном порядке в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Если в здании, где размещается учебная часть, учебные
аудитории и служебные помещения, организован контрольно-пропускной
режим, Исполнитель обязан также подчиняться правилам внутреннего
распорядка, установленным для нахождения в данных помещениях. С такими
правилами Исполнитель обязан ознакомиться до начала оказания услуг по
Договору и в дальнейшем неукоснительно их соблюдать. В случае, если для
нахождения в указанных помещениях требуется наличие пропуска,
Исполнитель обязан незамедлительно оформить его в учебной части и
предъявлять сотрудникам службы охраны при входе в здание. В случае утери
пропуска Исполнитель обязан немедленно сообщить об этом в учебную часть
Заказчика.
6.4. Во всех вопросах, не предусмотренных настоящим Договором,
Стороны руководствуются действующим законодательством Российской
Федерации, Уставом образовательного учреждения Заказчика. По вопросам
специфики построения учебного процесса Заказчика, порядку взаимодействия
со слушателями, требованиям к дисциплине учебных занятий Стороны
обращаются к Уставу образовательного учреждения, локальным нормативным
актам Заказчика.
6.5. По вопросам организации учебного процесса, построению
педагогической деятельности и оказанию услуг Исполнитель осуществляет
непосредственное взаимодействие с уполномоченным представителем учебной
части Заказчика.
6.6. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную
юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Статья 7. Сведения о заказчике и исполнителе
...
Е. Вавилова,
преподаватель АНО
"Центральные курсы подготовки специалистов"
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107