Распилим электронный паспорт
Тема электронного паспорта работника будоражит российских управленцев не один день. Инициатива обозначена в Итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. "Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика". Но по ходу чтения документа невольно задаешься вопросом: почему из всех мер модернизационного сценария развития рынка труда такого широкого обсуждения удостоилась лишь инициатива по введению электронного паспорта?
Нужное дополнение или удачное прикрытие?
Первое банальное объяснение, которое приходит сразу в голову: данное предложение резюмирует главу, а последняя мысль, как известно, закрепляется сознанием. Неужели остальные идеи настолько неинтересны или ожидаемы, что не удостоились обсуждения?
А может, причина - в другом?..
Практика последних "крупных" реформ показала, что все наполнение, которое определяет суть преобразований и их ценность, как правило, лишь декларируется, становится пиаром для продвижения в массы. Итоговые же изменения представляют собой смену "вывесок" - реформы касаются только тех составляющих, которые легко увидеть общественности. За этим прикрытием вся суть преобразований в ходе их пересмотров и одобрений исчезает.
Так, может, правы те, кто опускает вопросы "совершенствования трудового законодательства и его правоприменения", "повышения трудовой мобильности", "совершенствования механизмов социальной защиты", "отказа от избыточной поддержки предприятий"?
Может, и нет смысла уделять им время, если суть всех реформ все равно сведется к очередной показухе? Нас снова пересчитают и дадут новую игрушку - электронный паспорт работника...
Слон, которого забыли приметить
Безусловно, инициативу по введению электронного паспорта работника необходимо рассматривать как системное изменение российского рынка труда. "Стратегия-2020" снова нас возвращает к необходимости создания национальной системы квалификаций, - замечает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ". - Уже несколько лет мы говорим об отсутствии баланса рабочей силы: на фоне переизбытка одних специалистов ощущается недостаток других. И в решении этой проблемы огромную роль играет согласование рынка труда и профессионального образования. Но "невидимая рука рынка" на данный момент не может урегулировать спрос и, надо признать, никто не верит, что ситуация сможет поменяться без вмешательства государства".
По словам Алексея Заикина, генерального директора "Фонда Содействие Бизнесу", внедрение национальной системы прежде всего потребует изменения законодательства. При этом преобразования коснутся многих сторон жизни общества, начиная с приема в вуз (а может, даже и обучения в школе) и заканчивая пенсионной системой.
Стоит напомнить, что диалог власти и бизнеса о необходимости создания системы профессиональных квалификаций длится уже несколько лет. Итоги работы в февральской статье "Комсомольской правды" Владимир Путин оценил как скромные и обещал решать вопрос "как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства". И чтобы подтолкнуть процесс, он предложил правительству до конца 2012 года принять Национальный план развития профессиональных стандартов.
В продолжение обсуждения данной проблемы эксперты направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив (АСИ) предложили принять "дорожную карту формирования национальной системы компетенций и квалификаций" - план, который определит последовательность действий государства. Поясняя свою инициативу, эксперты определяют ключевую проблему в том, что на данный момент "в сфере формирования систем квалификаций и компетенций действуют несколько крупных различных субъектов (как государственных, так и отраслевых органов), каждый из которых устанавливает свои правила, процедуры, формы документов и т.д.". Это приводит к отсутствию "согласованного понимания задач перехода к современной национальной системе регулирования человеческого капитала".
Несмотря на споры о том, как и в каком виде внедрять систему, большинство экспертов не сомневаются в ее необходимости. В частности, она должна сблизить требования, предъявляемые работодателями, и содержание программ профессионального образования.
"Безусловно, внедрение единой системы квалификаций упростит работу по подбору персонала, поскольку у работодателя будет четкое понимание уровня компетенций, требуемых для того или иного специалиста. Соответственно, упростится и сопоставление квалификаций внутри организации, что позволит более осознанно подходить к формированию фонда оплаты труда", - замечает Вера Анисцына. В итоге, введение электронных паспортов работников станет логичным завершением данных преобразований.
Каков прицел у электронного паспорта?
Тем не менее, многие эксперты уверены, что данная инициатива актуальна и в нынешних условиях - до момента внедрения системы квалификаций. "Как идея, внедрение электронного паспорта работника - это отличная возможность и инструмент развития рынка труда и повышения качества предоставляемых на нем услуг", - считает Алексей Заикин. При этом он замечает, что работники заинтересованы в "чистой" биографии. Ведь более квалифицированный специалист будет иметь возможность открытой конкуренции продвижения по карьерной лестнице.
Однако уверенность в том, что сам электронный паспорт, как обещают создатели "Стратегии-2020", сможет "стимулировать инвестиции в образование и повышение квалификации самих работников и работодателей", поддерживают далеко не все эксперты. Так, Заринэ Карапетян, руководитель HR-проектов CITY Consulting Group, замечает, что само наличие данного документа мало повлияет на желание сотрудников повышать свою квалификацию и тем более желание работодателей вкладывать инвестиции в обучение персонала. Мотивирующими факторами у специалистов, по ее словам, в первую очередь служит потребность в достатке, самореализации, высоком статусе и т.д.
Тем не менее, все эксперты сходятся во мнении, что внедрение электронного паспорта повысит информационную прозрачность рынка труда. "Любой работодатель желает иметь в своем штате настоящего профессионала с подтвержденным бэкграундом. Но для его проверки приходится использовать различные инструменты - от привлечения службы безопасности до ставшего в последнее время популярным изучения онлайн-ресурсов, включая социальные сети", - отмечает Алексей Мицик, руководитель группы компенсаций и льгот КПМГ в России и СНГ. По его словам, наиболее эффективным способом проверки подлинности документов об образовании является направление запроса и получение официального подтверждения из учебного учреждения. При этом формально, в силу закона о защите персональных данных, учебное учреждение может ответить на запрос только в случае, если он направлен самим обладателем документа. Таким образом, работодателю приходится любезно просить кандидата о запросе, что, во-первых, не всегда увенчивается успехом, и, во-вторых, занимает достаточно много времени. "Возможно, электронный документ позволит эти трудности избежать", - резюмирует представитель КПМГ.
Некоторые эксперты также высказывают надежды, что электронный паспорт сможет заменить трудовую книжку. Этот документ, введенный еще в 1919 году, по словам Анны Коняевой, директора "Центра правового обслуживания", давно морально устарел, не практичен и абсолютно не защищен от подделки, а потому давно требует замены. "Кроме того, трудовая книжка является единственным документом, содержащим всю информацию о стаже человека с начала профессиональной деятельности, и ее утеря либо утрата грозит массой неблагоприятных последствий (восстановление трудовых договоров, служебных контрактов и т.п.), - говорит эксперт. - Перенос всех сведений о работнике на электронный носитель будет способствовать значительному упрощению процедуры устройства на работу".
Надо заметить, что на данный момент, согласно предложению авторов "Стратегии-2020", помимо идентификационной информации будущий паспорт будет содержать лишь образовательную информацию о работнике. Среди них перечисляются данные об уровне образования, дополнительном профессиональном образовании, пройденных курсах, имеющихся лицензиях и сертификатах, для научных работников - об их участии в исследовательских проектах, грантах и т.п. Получается, что пока включать информацию о стаже и заменить электронным паспортом трудовую книжку не собираются.
В таком случае настолько ли остро сейчас стоит проблема достоверности данных об образовании для работодателей, чтобы тратить огромные средства на производство и обслуживание нового документа? Так, Заринэ Карапетян считает, что называть проблему прозрачности кадрового рынка острой не стоит. "Большинство кандидатов преувеличивают свои трудовые заслуги и уровень компетенции. На практике бывали даже случаи, когда принятый на работу человек не знал и не умел и 10% того, о чем заявлял на собеседовании. Однако выявить такие "украшательства" поможет лишь четкая система подбора и оценки персонала. Что же касается подделки документов об образовании и трудовых книжек - это скорее единичные случаи", - говорит она. Поддерживает ее и эксперт кадрового центра "ЮНИТИ". "Выделение значительных средств государственного бюджета на простую оцифровку информации об образовании - неразумный шаг. Ведь от этого уровень квалификации специалистов не поменяется. Ценность же электронного паспорта как инструмента, призванного повысить прозрачность кадрового рынка, в первую очередь зависит от наполнения нового документа, - считает Вера Анисцына. - Чтобы проект окупил затраченные на него средства, необходимо рассмотреть возможность расширения объема содержащейся на нем информации. Например, дополнить его данными о стаже и опыте работы". В качестве альтернативы эксперт предлагает вносить информацию об образовании на уже созданную в рамках другого проекта карту (пенсионную, электронный общегражданский паспорт и т.д.).
В "прозрачном" омуте махинации водятся
Большое беспокойство вызывает у экспертов и вопрос безопасности самих данных. "Электронный паспорт должен быть максимально защищен от подделок и несанкционированного внесения ложных данных. В противном случае его подделка станет выгодным нелегальным бизнесом для криминальной среды. Доступ к получению персональной информации о работнике должен быть ограничен и распространяться лишь на потенциального работодателя", - обозначает некоторые проблемы, заботящие экспертов, Анна Коняева. Однако решения большинства из них на данный момент - туманны.
Центры обслуживания паспортов, по словам Зарине Карапетян, это самый большой камень преткновения. "От правильной организации зависит успех всего начинания. Если же система обслуживания будет недостаточно хорошо продумана и реализована, это может сделать рынок труда еще менее прозрачным, чем он есть сейчас. Службы "усовершенствования" электронных паспортов появятся, без сомнения", - считает эксперт.
Говоря об эффективной системе защиты, Алексей Мицик предполагает, что выпуском электронных документов (паспортов) и довнесением в них информации, скорее всего, должен заниматься один уполномоченный орган, информация в единую базу данных которого должна стекаться из образовательных учреждений в определенных закодированных форматах по защищенным каналам.
Опыт показывает, что опасения не напрасны. Так, в пример можно привести Универсальную электронную карту, которую с 1 января 2013 года начнут выдавать гражданам. Она сочетает в себе документ, удостоверяющий личность (в установленных законом случаях), полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а также платежную банковскую карту и удостоверяет права на получение иных государственных и муниципальных услуг.
Карту пока не выдают, но проблема ее защиты уже активно обсуждается. Дело в том, что Минэкономразвития решило пойти на специальные меры по снижению расходов на изготовление, в том числе за счет отмены визуальных элементов защиты от подделок. Также планируется исключить карту из перечня полиграфической продукции, подлежащей специальной охране. По мнению экспертов, эти изменения не позволят использовать карту как идентификационный документ (ID), визуально удостоверяющий личность.
В итоге, идея создания электронного паспорта нравится большинству, но ее воплощение вызывает слишком много вопросов. "Безусловно, задача организаторов, ответственных за реализацию данного проекта, максимально учесть все возможные риски и нивелировать их", - считает Алексей Заикин. Признавая сложность проблемы защиты персональных данных, он все же считает, что утечка - проблема не предлагаемого проекта, а общегосударственная. "Данный вопрос необходимо решать комплексно, и, уж конечно, не останавливать развитие!" - говорит он.
Пилите, Шура, пилите
Поддерживая инициативу внедрения электронного паспорта, необходимо понимать, что ее выпуск и обслуживание требуют немалых средств. И чем более защищенной она будет, тем больших инвестиций со стороны государства потребует. "При этом без системных изменений на рынке труда (будь то введение национальной системы квалификаций или другие реформы) наличие дополнительной "карточки" не поможет в решении вопроса повышения общего уровня квалификации специалистов. Тратить же сейчас огромные средства только для того, чтобы упростить систему оценки подлинности документов об образовании, - не самый рациональный шаг. Тем более, что, решая одну проблему, мы дадим толчок к возникновению другой - развитию теневого рынка поддельных электронных паспортов работника и, соответственно, услуг по "доработке" информации в них", - говорит Вера Анисцына. При этом эксперт кадрового центра "ЮНИТИ" акцентирует внимание на том, что самим работодателям, скорее всего, придется потратиться на приобретение устройств, считывающих данные с электронных паспортов. А их производство - это новый очень выгодный госзаказ для определенных компаний.
К сожалению, вырисовывается перспектива печальная в своей предсказуемости. Глубина проблемы, которую надо решить для того, чтобы изменить российский рынок труда, скорее всего, приведет к тому, что системные изменения снова затянутся. И, напротив, простота введения электронного паспорта (несмотря на поверхностность проблемы) позволит осуществить эту инициативу в короткие сроки.
Кому это будет выгодно? Ответ тоже предсказуем...
Т. Баева,
редактор пресс-службы
кадрового центра "ЮНИТИ"
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107