Прием на работу бывшего госслужащего: соблюдаем антикоррупционное законодательство
Как правило, в сфере приема на работу бывшего государственного или муниципального служащего для предпринимателя любой вопрос проясняется достаточно легко: стоит открыть Трудовой кодекс РФ, найти в нем нужную статью и прочесть ее. Однако многие бизнесмены, к сожалению, не придают значения новому, недавно появившемуся направлению в системе российского права - антикоррупционному законодательству. Между тем именно здесь чаще всего и допускаются те ошибки, которые потом очень больно бьют предпринимателя по карману, делая его, помимо всего прочего, еще и правонарушителем. Антикоррупционное законодательство диктует предпринимателю-работодателю свои правила, которые надлежит знать и строго соблюдать.
Трудовые отношения
У любого предпринимателя в процессе его деятельности может возникнуть ситуация, при которой принимаемый на работу гражданин окажется бывшим государственным или муниципальным служащим. Достаточно часто это происходит, например, с бухгалтерскими работниками, которые пройдя хорошую профессиональную школу на государственной или муниципальной должности, впоследствии стремятся "уйти под крышу" бизнеса, чтобы используя приобретенные знания и опыт, зарабатывать хорошие деньги на жизнь. То же самое касается и других категорий бывших государственных или муниципальных служащих (далее также - госслужащие).
Предпринимателю тоже выгодно вступать в трудовые отношения с бывшими госслужащими, поскольку эти люди обладают, как правило, неплохими связями в управленческой среде, а также достаточно опытны и квалифицированны, чтобы ответственно и творчески подходить к любой поручаемой им работе.
Каких-либо особенностей приема на работу бывших госслужащих действующее законодательство не содержит. По общему правилу данные лица поступают на работу к предпринимателю на основании заключенного трудового договора, тогда как сам прием оформляется распоряжением работодателя. В остальном трудовые отношения между предпринимателем и бывшим госслужащим строятся так, как это предусматривает Трудовой кодекс РФ.
Единственное, о чем надлежит помнить предпринимателю, принимающему на работу бывшего государственного или муниципального служащего, это то, что не вся информация, которой обладает бывший госслужащий, может использоваться им на благо своего нового работодателя.
Фрагмент документа. Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Поэтому, например, принимать на работу бывшего чиновника, надеясь на то, что он, пользуясь своими профессиональными знаниями о состоянии дел у твоих конкурентов, сможет серьезно испортить им жизнь, не следует. Ведь если этот человек достаточно грамотен, он никогда не станет нарушать закон даже в интересах своего нового работодателя.
Действующим законодательством могут быть предусмотрены и иные ограничения по использованию труда бывшего госслужащего.
Фрагмент документа. Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Антикоррупционные меры
Основным нормативно-правовым актом в рассматриваемой нами сфере является уже упомянутый Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" (далее - Закон). Именно данный Закон налагает на предпринимателя обязанность по предоставлению сведений о принятых на работу лицах из числа бывших государственных и муниципальных служащих.
Фрагмент документа. Часть 4 ст. 17 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Чтобы указанная норма была понятнее, остановимся на ней подробнее.
1. Предприниматель обязан сообщать представителю нанимателя (работодателя) госслужащего по последнему месту его службы не только о заключении с бывшим госслужащим трудового договора, но и о заключении между предпринимателем и бывшим госслужащим гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), по которому последний получает ежемесячное вознаграждение в размере более 100 000 рублей.
2. Обязанность предпринимателя сообщать указанные выше сведения действует в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы. То есть если бывший госслужащий, вступающий в трудовые (гражданско-правовые) отношения с предпринимателем, прекратил службу более двух лет назад, сообщать о приеме его на работу (о заключении с ним гражданско-правового договора) никуда не нужно.
3. Сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора нужно лишь тогда, когда последняя государственная или муниципальная должность бывшего госслужащего предусмотрена перечнем, который устанавливается нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Для государственных служащих данный перечень утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее - Указ N 557).
Указ N 557 также рекомендует утвердить данные перечни на региональных и муниципальных уровнях власти и управления.
Фрагмент документа. Пункт 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
Таким образом, при приеме на работу бывшего госслужащего предпринимателю следует обращать внимание не только на Указ N 557, но и на региональные нормативные акты, а также муниципальные правовые акты, устанавливающие перечни должностей государственной и муниципальной службы, по которым необходимо предоставление информации бывшему работодателю в указанном выше порядке.
Пример 1
На территории Спасского муниципального района Приморского края действует постановление Главы Спасского муниципального района Приморского края от 24.02.2011 N 5 "Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, на которых распространяются положения статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции".
4. Сообщать о заключенных с бывшим госслужащим трудовых или гражданско-правовых договорах необходимо в течение 10 дней с момента заключения. Момент заключения договора определяется действующим законодательством.
Фрагмент документа. Статья 61 Трудового кодекса Российской Федерации (извлечение).
Пропуск указанного выше срока влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством об административных правонарушениях, на которой мы остановимся ниже.
5. Сообщать о заключенных с бывшим госслужащим трудовых или гражданско-правовых договорах необходимо в установленном действующим законодательством порядке.
На сегодняшний день такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".
Указанный порядок устанавливает форму сообщения, а также перечень сведений, которые должны в таком сообщении содержаться. Данные требования обязательны для всех предпринимателей.
Фрагмент документа. Пункты 2 и 3 постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".
Как следует из указанной выше нормы, сообщение оформляется письмом, форма которого строго не регламентирована. Однако те сведения, которые установлены законом, в письме должны содержаться в обязательном порядке. Образец сообщения о приеме на работу бывшего муниципального служащего представлен в Примере 2.
Пример 2
Индивидуальный предприниматель
Иванов Иван Иванович
Адрес: 692390, Приморский край, Черниговский район,
пгт. Сибирцево, ул. Ленинская, 36
ИНН 253300786542, ОГНИП 2533009873524, тел. 8 924 576 89 34
N б/н от "05" апреля 2012 года
---- -- ------ --
на N ___ от "_________________" 20__ года
Главе Администрации
Черниговского района
О направлении сведений о приеме
на работу бывшего муниципального служащего
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" направляю Вам сообщение о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим Администрации Черниговского района.
а) фамилия, имя, отчество - Петров Петр Петрович;
б) число, месяц, год и место рождения гражданина - 10 июля 1974 года, город Болхов Болховского района Орловской области, РСФСР;
в) должность муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, - ведущий специалист юридического отдела Администрации Черниговского района;
г) наименование организации - индивидуальный предприниматель Иванов Иван Иванович;
д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу, - приказ от 01 апреля 2012 года N 24;
е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен, - трудовой договор от 01 апреля 2012 года, на неопределенный срок;
ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии) - юрисконсульт;
з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином:
- разработка документов правового характера;
- методическое руководство правовой работой;
- осуществление мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины;
- консультация работников по юридическим вопросам, оказание содействия в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
М.П.
Индивидуальный предприниматель | Иванов | И.И. Иванов |
Юридическая ответственность
Антикоррупционное законодательство Российской Федерации построено таким образом, что за его нарушение любое виновное лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) будет нести предусмотренную законом ответственность.
Фрагмент документа. Часть 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В рассматриваемом нами случае предпринимателю, нарушившему требования ч. 4 ст. 12 Закона, грозит лишь административная ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), однако даже такая, на первый взгляд, мягкая форма ответственности тем не менее может доставить предпринимателю серьезные неприятности, что называется, "больно ударив его по карману".
Фрагмент документа. Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обращаем внимание, что в свете указанной ст. 19.29 КоАП РФ предприниматель рассматривается не как гражданин, а как должностное лицо, поскольку такого понятия, как "индивидуальный предприниматель", данная статья не содержит. А это, в свою очередь, означает, что на предпринимателя распространяется все то, что предусмотрено ст. 19.29 КоАП РФ для должностных лиц.
Фрагмент документа. Примечание к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение).
Следовательно, за непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений о принятых на работу бывших государственных или муниципальных служащих предприниматель будет привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей. Согласитесь, сумма не малая (особенно за пределами больших городов), и не каждый предприниматель сегодня с легкостью может расстаться даже с такими деньгами.
Как видим, законодательство о противодействии коррупции затрагивает даже индивидуальных предпринимателей, которые априори не имеют никакого отношения ни к государственной, ни к муниципальной службе. Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности за их нарушение, поэтому каждому предпринимателю, вступающему в трудовые отношения с бывшим госслужащим, надлежит не только основательно изучить антикоррупционный закон, но и не менее основательно его исполнять. В противном случае юридическая ответственность может повлечь существенное уменьшение принадлежащих предпринимателю денежных средств, которые сегодня достаются большинству бизнесменов с большим трудом.
П. Гулидов,
юрист частной практики,
основатель "Юридического кабинета Павла Гулидова"
"Арсенал предпринимателя", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Арсенал предпринимателя"
ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ N ФС77-36567 от 08.06.2009 г.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru