Российское законодательство о социальном партнерстве и необходимость повышения правового статуса профсоюзов
Проблемы социальной справедливости в сфере социально-трудовых отношений должны решаться с предоставлением всем гражданам и юридическим лицам, работникам и работодателям равных шансов в экономической жизни и адресной социально-правовой защиты.
Как реально осуществить демократизацию Россию на деле - это вопрос, который в принципе стоит на повестке дня сегодня всех слоев общества - и "согласных", и "несогласных", для всех общественных организаций, включая профсоюзы, а также государства в целом.
Социальную основу государства составляют те слои, классы, группы, общественные организации, которые поддерживают его в силу проводимой им объективно-позитивной социальной политики. От широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним широкомасштабные задачи, в том числе в социально-трудовых отношениях. Государство, имеющее узкую социальную основу, неустойчиво.
История развития общества и государства дает нам неопровержимые факты о том, что государство либо проявляет заботу о цивилизованном развитии общества, либо, напротив, парализует или сокращает общественный механизм.
Сегодня, как нам представляется, государство в контексте существующей политической системы принимает необходимые правомерные меры по стабилизации государственности, укреплению правопорядка и социальной обустроенности населения, а также по нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Продолжающиеся в России преобразования с целью создания социально ориентированной рыночной экономики, построения подлинного демократического государства, предполагающего, реализацию прав и свобод человека и, прежде всего, права на социально-трудовые гарантии, в основе своей общество поддерживало и поддерживает.
Это находит свое объяснение, в частности, в том, что на смену репрессивной советской системе и командно-административным отношениям, казалось, приходит состязательно-партнерский тип отношений между хозяйствующими субъектами (работодателями) и их общественными организациями, в частности, и в большей части профсоюзами, открывается возможность по-деловому и добросовестно взаимодействовать в решении социально-трудовых вопросов. Однако вряд ли многие представляли себе реальные трудности этого процесса, а главное, его длительность со свойственным дефицитом ответственности некоторых органов государственной власти и многих работодателей.
Серьезный сбой и упущения в механизме осуществления социально-экономических преобразований из-за отсутствия у инициаторов реформ, достаточно обоснованных программ их проведения поставили в сложное положение тружеников сферы материального производства, работников науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Сегодня, к сожалению, государство и общество продолжают переживать социально-экономическую неустойчивость, снижение уровня и качества жизни многих слоев населения в результате неплатежей, задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий, резкой поляризации доходов населения, значительного наличия открытой и скрытой безработицы. В результате такой ситуации не снижается количество индивидуальных трудовых споров. И к этому следует добавить разгул преступности и проявления экстремизма в его различных формах на фоне сложной демографической ситуации в стране.
Некоторые статистические и социологические данные дают нам представление о социально-правовой ситуации в стране, где мы призваны осуществлять социальное партнерство.
Понятие "социальное партнерство" в современной России вошло в правовое употребление в 1991 г., когда в ноябре этого года был принят Указ Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". В соответствии с его положениями и постановлением Правительства РФ в 1992 г. начала работу Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой сегодня регламентируется Федеральным законом от 01.05.1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"*(1).
Как известно, РТК состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Координатор РТК назначается указом президента РФ.
Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития сторон, обсуждения проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных актов в сфере труда и социальных отношений.
Детально вопросы социального партнерства регламентированы в главах 3-9 раздела II ("Социальное партнерство в сфере труда") части второй Трудового кодекса РФ, вступившего в силу 1 февраля 2002 г. и действующего в редакции Федерального закона N 90-ФЗ от 30 июня 2005 года.
Социальное партнерство в сфере труда, согласно ст. 23 ТК РФ, представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления [1]. Оно может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организаций, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ). Наряду с указанными основными формами социального партнерства, стороны могут использовать иные способы взаимодействия и координации своей деятельности.
Социальное партнерство в сфере труда может иметь место и является таковым как на двусторонней основе между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и на трехстороннем взаимодействии с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом следует отметить, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Именно они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий о социальном партнерстве, участвуют в заключении соглашений об этом на соответствующих уровнях и др. (ст. 35 ТК РФ).
Как уже отмечалось, целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, учитывающих в равной степени необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и установление системы гарантий социально-трудовых прав работников. Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ) и имеют различное назначение и содержание: это и нормативные соглашения (коллективные договоры и соглашения, заключенные в договорном порядке), и согласованные программы и планы, и государственные и локальные нормативные акты, принимаемые с учетом мнений социальных партнеров.
"Социальное партнерство, - подчеркивает профессор О.В. Смирнов, - многофакторное явление, но его основное назначение - наладить с помощью государства нормальные деловые отношения между трудом и капиталом, между работниками и работодателями, в том числе на их правовом участии в договорном регулировании трудовых отношений и непосредственно связанных с ними общественных отношений. Такой подход подчеркивает главную идею партнерства - недопущение авторитарного режима и господства неограниченной хозяйской власти работодателя в указанных отношениях" [2].
Однако практика, к сожалению, дает нам десятки тысяч таких негативных примеров по стране и сотни тысяч нарушений трудовых прав работников.
Приведем один нестандартный, но примечательный с точки зрения нарушения прав одной стороной социального партнерства - профсоюзов. Речь идет о прямой дискриминации работников, входящих в профсоюз. В частности, не далее как в конце марта этого года следственный комитет по Саратовской области после проведения доследственной проверки в компании "Магнит" возбудил уголовное дело против его руководителей по ч. 1 ст. 136 УК РФ - дискриминация в зависимости от принадлежности к общественным объединениям, в том числе профсоюзам*(2). Наказанием по этой статье служит лишение свободы до пяти лет.
На сайте местного следственного комитета сказано, что с момента создания первичного профсоюза руководство компании начало вести "беседы" с членами профсоюзной организации на предмет прекращения ее деятельности. Эти "беседы" в конечном итоге вылились в увольнения работников на незаконных основаниях, в последующем восстановленных на работе и на рабочих местах после соответствующих решений судов.
В экономической и социальной политике "социальное партнерство" означает социальный диалог, сотрудничество между наемными работниками (их, как правило, представляют профсоюзы) и работодателями по вопросу определения (установления) взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда работников.
Из смысла ст. 1 ТК РФ вытекает, что в число основных задач трудового законодательства входит правовое регулирование отношений по социальному партнерству, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений.
Согласно ст. 2 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда, включающее право работников и работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, органически входит в систему основных принципов трудового права.
В нашем контексте представляется целесообразным обратить внимание на правовое положение профсоюзов и необходимость повышения его законодательного статуса, в том числе в сфере социального партнерства.
Не лишне подчеркнуть, что профессиональные союза представляют собой исторически сложившуюся форму объединения трудящихся и являются самой массовой общественной организацией. Так, Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) объединяет 50 отраслевых профсоюзов*(3). В них состоит на учете 22 млн. работников. Они входят в политическую систему общества, и им, разумеется, далеко не безразлично, какой политический и правовой ландшафты сегодня складываются в российском обществе.
Напомним также, что основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций - представительства интересов и защиты прав и свобод работников в сфере труда.
В части 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г. N 404-ФЗ) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"*(4) констатировано, что профессиональные союзы (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемая в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав.
Социальная потребность защиты прав и законных интересов работников стала особенно актуальной именно в рыночных отношениях, обнаживших и усиливших социально-экономическое противоречие с одновременным методическим завуалированным и открытым наступлением на социально-трудовые права работников и статус профсоюзов.
К сожалению, выхолащивание трудовых прав граждан и работников началось уже сразу с принятием Конституции РФ 1993 года, когда из нее так называемыми демократами было исключено важное, мы бы сказали - основополагающее право на труд (в Конституции РСФСР 1978 г. такое право было гарантировано) [3]. Конечно, важно, что в ст. 37 Основного закона России закреплено: "1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен".
В ст. 2 ТК РФ, посвященной основным принципам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, первым в числе 19 принципов трудового права как раз обозначен принцип свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Указанное положение, зафиксированное в одном из принципов трудового права, во-первых, отражает соотношение принципа свободы труда и права на труд, а во-вторых, включение права на труд в принцип "свободы труда" свидетельствует о том, что содержание формулировки "право на труд" в рыночных отношениях претерпело качественные изменения. Иными словами, сначала гражданин определяется с вопросом о том, трудиться ему или нет, а затем, если он готов вступить в трудовое отношение, ему предоставляется работа, обусловленная трудовым договором (абз. второй ст. 21 ТК РФ). К тому же согласно ст. 56 ТК РФ "работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции" в трудовом договоре. То есть гражданин сначала заключает трудовой договор, а затем на его основании работодатель должен обеспечить работника работой.
Таким образом, если до начала формирования в России рыночных отношений в экономике право на труд гарантировалось до заключения трудового договора, то в настоящее время оно гарантируется уже после его заключения. Государство лишь способствует реализации прав граждан на полную занятость, защиту от безработицы, но не гарантирует ее.
Специалисты в сфере труда не без оснований отмечают, что право на труд в современных условиях "необходимо трактовать как равное право на труд, но не более. Право на труд в настоящее время утратило всеобщий характер, поскольку отныне не гарантируется государством. Теперь право каждого трудоспособного гражданина не корреспондирует обязанность государства реально предоставить ему работу" [3].
Видимо, в глобальном плане профсоюзы соответствующего уровня, на наш взгляд, должны инициировать вопрос о закреплении и в Конституции РФ и в Трудовом кодексе РФ жизненно важное основополагающие нормативное положение о праве на труд, а не включать его в принцип свободы труда, который не регулирует трудовые отношения и не носит обязывающего характера.
Общеизвестно, что многие работодатели, грубейшим образом попирая трудовое законодательство, о чем свидетельствует приведенная выше статистика, вместо трудовых договоров заключают так называемые трудовые соглашения гражданско-правового характера, не оформляют трудовые книжки, не предоставляют своевременно ежегодный очередной отпуск, не начисляют отпускные, необоснованно по своей инициативе увольняют работников или принуждают их к увольнению по собственному желанию.
Нельзя рассчитывать на успех дальнейшего экономического и административного реформирования страны без учета его социально-трудовых аспектов, совершенствования социального партнерства, повышения уровня правового статуса профсоюзов и соблюдения принципа социальной справедливости.
Принцип социальной справедливости в социально-трудовой сфере должен находиться в органическом единстве с принципом законности и нормами права, регулирующими социально-трудовую сферу. Утверждение этого принципа в пользовании материальными и духовными благами имеет и к тому же огромный нравственный смысл.
Понимание того, что органы власти и работодатели стараются делать по справедливости, вдохновлять людей, упреждает уровень правового нигилизма, способствует повышению трудовой активности работников. И, наоборот, всякое отклонение от справедливости вызывает законное возмущение в трудовых коллективах, в обществе, порождает социальную апатию и социально-трудовые конфликты.
Проблемы социальной справедливости в сфере социально-трудовых отношений должны решаться с предоставлением всем гражданам и юридическим лицам, работникам и работодателям равных шансов в экономической жизни и адресной социально-правовой защиты.
На решение проблемы социальной справедливости должны быть направлены усилия законодателя, в том числе по совершенствованию правовой базы по регулированию социально-трудовых отношений, включая социальное партнерство, социальную защиту населения, которая отвечала бы потребностям необходимой многоукладной экономики и формирования социально обусловленного гражданского демократического общества.
В этом плане, на наш взгляд, следует укрепить законодательный статус профсоюзов и, в частности, наделить профсоюзные комитеты организаций правом рассмотрения индивидуальных трудовых споров после их предварительного рассмотрения в комиссии по трудовым спорам (КТС) и внести соответствующие изменения в Закон "О профсоюзах" и Трудовой кодекс РФ.
Профком при этом рассматривает индивидуальные трудовые споры по заявлению работников, когда в комиссии по трудовым спорам не было достигнуто соглашение сторон. Профком может оставить решение КТС в силе или при наличии к тому оснований вынести постановление по существу спора. Профком по собственной инициативе может отменить решение КТС, противоречащее действующему трудовому законодательству, и вынести постановление по существу.
Кроме того, профком рассматривает заявления (жалобы) работников по вопросам возмещения им причиненного работодателем материального ущерба в результате незаконного лишения их возможности трудиться или причинения вреда имуществу работников, либо повреждения их здоровья, связанного с работой.
Профсоюзный комитет может быть также наделен полномочиями по досудебному рассмотрению индивидуальных трудовых споров по заявлениям (жалобам) работников о незаконном увольнении или переводе. В случае неисполнения работодателем решения профкома последний выдает работнику соответствующее удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.
Процедурные моменты деятельности профкома по указанным вопросам можно отработать, если будет достигнуто принципиальное решение об укреплении правового статуса профсоюзов.
Библиографический список
1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. - М., 2009. (Автор - А.Ф. Нуртдинова). - С. 88-127.
2. Трудовое право / Под ред. проф. О.В. Смирнова и проф. И.О. Снигиревой. - М., 2009. - С. 40.
3. Федин В.В. Индивидуальные трудовые договоры в современный период - одна из правовых форм реализации личностью конституционного принципа свободы труда / В кн.: Трудовые договоры в сфере действия трудового права. - М., 2010. - С. 55-59.
Л. Анисимов,
канд. юрид. и ист. наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации,
профессор кафедры трудового и социального права
Российского государственного социального университета
"Вопросы трудового права", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 18. - Ст. 2218.
*(2) См.: РБК daily. 2012. 2 апреля. - С. 9.
*(3) Кроме ФНПР, в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений представлено еще 3 профобъединения - Конференция труда России, Конгресс российских профсоюзов и Объединение профсоюза моряков.
*(4) СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 148; Российская газета. - 2010. - 30 декабря.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru