К вопросу о профессиональных стандартах
О необходимости разработки, введения и действия профессиональных стандартов, а также о тех, которые уже применяются на территории нашего государства, читайте в статье.
Экономический рост, наблюдающийся в последние годы в российской экономике, остро выявил проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы. Причем рынок труда востребовал специалистов как по традиционным профессиям, так и по принципиально новым, не имеющим отечественных аналогов. Закономерно встал вопрос о подготовке специалистов новой формации, способных быстро и адекватно войти в производственный процесс, обеспечивая прирост новых современных компетенций в организациях.
Отсутствие непрерывного процесса воспроизводства новой рабочей силы, соответствующей требованиям рынка труда, стало в определенном смысле тормозом экономического развития отраслей экономики [1]. Поэтому необходимость создания и внедрения в практику новых более эффективных и надежных подходов и методов действия и регулирования в данной сфере очевидна. Одним из таких методов, способных разрешить назревшую проблему, является создание эффективной системы профессиональных стандартов на территории нашей страны.
Создание системы профессиональных стандартов
Такие профессиональные стандарты способны сделать существенный вклад в формирование качественных образовательных программ и программ профессионального обучения, способны стать основой для создания систем сертификации и аттестации различных категорий персонала, для разработки и реализации программ развития человеческих ресурсов, а также для создания и внедрения согласованных программ подготовки и переподготовки кадров [2].
Кроме того, стандарты могут предстать в роли посредника между системой подготовки рабочей силы и ее использованием в конкретных видах экономической деятельности.
Следует отметить, что в течение последних 20 лет такая деятельность интенсивно развивается в мире по нескольким направлениям.
Во-первых, происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Эта тенденция отмечается в таких странах, как Австралия, Канада, Великобритания, США, Германия, Япония, Нидерланды, Чили, Малайзия, Филиппины, Турция, Румыния.
Во-вторых, разрабатываются новые подходы и методы формирования и использования профессиональных стандартов. Они активно применяются как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие, так и в сфере образования, где создают основу для разработки программ профессиональной подготовки и более эффективных методов оценивания и аттестации результатов профессионального обучения.
В-третьих, увеличивается круг "пользователей" профессиональных стандартов. Он охватывает не только сотрудников кадровых служб и служб, отвечающих за внутрифирменную подготовку персонала, но и работодателей и работников, учащихся профессионального образования разного уровня, преподавателей и руководители учебных заведений и т.д.
В-четвертых, расширяется обмен опытом по проблемам формирования и использования профессиональных стандартов. Все больше и больше стран в различных регионах мира начинают разрабатывать и применять общенациональные профессиональные стандарты. В этот список входят развитые экономические страны, страны Азии и Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, бывшие советские республики [3].
Например, в Великобритании национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards) являются одним из элементов системы обеспечения качества рабочей силы, в которую, помимо них, входят такие компоненты, как сеть отраслевых квалификационных советов; программы профессионального образования и подготовки, а также рамка квалификаций, объединяющая все возможные пути образования и профессиональной подготовки. При этом профессиональные стандарты выполняют функцию классификации профессиональных областей, с которыми могут соотноситься различные квалификации, а также один или несколько стандартов [4].
Зарубежный опыт
Отметим, что основной структурой, регулирующей и координирующей деятельность по их созданию в этой стране, является Совет по национальным профессиональным стандартам (The National occupational standards board), главной задачей которого является обеспечение высокого уровня профессиональных стандартов, действующих в Великобритании, а также их соответствия лучшим мировым образцам.
Разработка и практическое использование профессиональных стандартов в Австралии начались в связи с формированием национальной системы профессиональной подготовки, что предполагало разработку и использование единых для всех регионов принципов, подходов и инструментов функционирования и развития профессионального образования. Начиная с 90-х годов прошлого века в стране было инициировано и реализовано несколько стратегических планов (программ) развития профессионального образования: "К квалифицированной Австралии" (Towards a skilled Australia) 1994-1998 гг.; "Мост в будущее" (Bridge to the Future) 1998-2003 гг. С 2004 до 2010 г. шла работа над практической реализацией третьего плана - "Формируем будущее" (Shaping our Future).
Итогом выше описанных действий стала созданная Рамка национальной профессиональной подготовки (National Training Framework), основу которой составили три ключевых элемента: австралийская рамка квалификаций (Australian Qualifications Framework - AQF), австралийская рамка качества обучения (Australian Quality Training Framework - AQTF) и интересующие нас профессиональные стандарты (Training Packages) - набор национально одобренных стандартов и квалификаций, позволяющих определить и аттестовать квалификацию работника.
Данные стандарты описывают профессиональные навыки и знания, необходимые для эффективной работы, но при этом они не регламентируют сам процесс и содержание (учебный план, программа) обучения.
Что касается Канады, то здесь в настоящее время действует два типа национальных профессиональных стандартов: стандарты, разрабатываемые и используемые в рамках программы "Красная печать" и стандарты, создаваемые отраслевыми советами в рамках Отраслевой партнерской инициативы [3].
Программа "Красная печать", функционирующая более пятидесяти лет, содействует развитию общенациональной мобильности квалифицированных рабочих. Она обеспечивает стандартизацию программ профессиональной подготовки на производстве и процедур сертификации, действующих в разных провинциях. Для получения Красной печати необходимо сдать специальный экзамен (Экзамен межрегиональных стандартов), содержание которого формируется исходя из специально созданных профессиональных стандартов. В настоящее время список профессий данной программы включает 49 позиций. Получение Красной печати дает возможность трудоустройства в любом регионе Канады независимо от места получения квалификации.
Отраслевые советы, в свою очередь, организуют и осуществляют всю основную работу, связанную с созданием профессиональных стандартов. Они обеспечивают создание специальных комитетов по разработке стандартов, в рамках которых происходит взаимодействие представителей работодателей и работников. В настоящее время в этой стране действует около тридцати отраслевых советов, объединенных в "Альянс" (The Alliance of Sector Councils - TASC). Правда, использование национальных профессиональных стандартов, созданных отраслевыми советами, не является обязательным.
Как мы видим, на Западе имеются различные национальные системы квалификаций и профессиональных стандартов, чего нельзя сказать о Российской Федерации, где подобные современные профессиональные стандарты практически отсутствуют [5]. Тем не менее данная проблема для нашего государства не нова, и назрела она уже достаточно давно.
Отечественные разработки
Задача введения государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям ставилась еще в 1996 г., о чем свидетельствует "Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг."*(1).
Программа "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" лишь утвердила уже поставленную миссию о необходимости реформирования сферы развития кадрового потенциала*(2). Далее следовали программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу 2002-2004 гг.*(3) и 2003-2005 гг.*(4), которые, как и их предшественницы содержали инициативу введения национальной системы профессиональных стандартов, соответствующих требованиям, предъявляемым на международных рынках труда.
Нельзя не обратить внимания и на ряд Генеральных соглашений между Общероссийскими объединениями профсоюзов, Общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 гг., на 2005-2007 гг., а также на 2011-2013 гг.*(5), также предусматривающих разработку систем профессиональных стандартов, их дальнейшее совершенствование и сближение со стандартами Европейского Союза.
Не является исключением и Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг. Она содержала в себе положения о создании такой системы стандартов, которая смогла бы заложить требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ*(6). Даже Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. говорила о необходимости их формирования.
И наконец, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.*(7) закрепляет положение о том, что только создание национальной системы квалификаций, системы профессиональных стандартов, а также системы оценки профессиональных качеств работника смогут обеспечить достойное развитие гибкого, эффективного рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Несмотря на все эти усилия, которые прилагались долгие годы к созданию профессиональных стандартов, в РФ такой системы сегодня нет. Мы до сих пор используем профессиональные стандарты, разработанные в виде различных квалификационных справочников, в частности Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые уже не отвечают необходимым характеристикам, предъявляемым работодателями к уровню знаний и квалификации, особенно если соответствующая организация занимается созданием инновационного продукта.
Несмотря на такой огромный как практический, так и исследовательский интерес к проблематике профессиональных стандартов, ни в законодательстве, ни в экономической или правовой теории не сформировано даже единого определения профессиональных стандартов [5].
Поэтому представляется целесообразным обратиться к энциклопедическому словарю, чтобы понять, что вообще представляет из себя стандарт.
Понятие и содержание
От английского standard - это "норма, образец", в широком смысле слова - "образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов". Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях [6].
В соответствии с толковым словарем С.И. Ожегова стандарт характеризуется как образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также это документ, содержащий в себе соответствующие требования. Кроме того, толковый словарь дает разъяснение значения слова "профессиональный" - это такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности [7]. Объединяя эти определения, можно прийти к выводу, что профессиональный стандарт представляет собой образцовый нормативный документ, содержащий в себе требования к объекту стандартизации и при этом отвечающий требованиям каждой конкретной области деятельности.
В литературе данное понятие рассматривается как "многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням" [8].
В свою очередь, в Положении "О профессиональном стандарте" Российского союза промышленников и предпринимателей профессиональный стандарт также является многофункциональным нормативным документом, определяющим в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям*(8).
Согласно концепции Научно-исследовательского института развития профессионального образования было предложено следующее определение: профессиональный стандарт - структурированные требования к содержанию и качеству труда в определенной области профессиональной деятельности, определенные в терминах требований к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности [9].
На основе анализа данных понятий формируется собственное представление о профессиональном стандарте, которое подразумевает под собой документ, устанавливающий требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей.
Проект закона
Стандарт можно считать одним из инструментов, позволяющих, задавая нормативные требования к уровню квалификации работников, в значительной степени ориентировать систему образования на перспективу, на формирование тех компетенций, которые будут востребованы через годы [10]. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что в 2012 году был представлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)*(9).
Согласно пояснительной записке к данному законопроекту, профессиональный стандарт должен раскрывать содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работника и представлять наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности*(10).
Нельзя не отметить, что проектом установлено возложение обязанности по разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов на Правительство РФ, но тем не менее право на разработку профессиональных стандартов будут иметь федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, органы исполнительной власти субъектов РФ, объединения работодателей, саморегулируемые организации и другие заинтересованные организации с участием профессиональных союзов.
На наш взгляд, важно, что в результате принятия указанного законопроекта не произойдет автоматический отмены ЕТКС и ЕКС, поскольку если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых Правительством РФ (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Так, например, в настоящее время при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
В итоге получаем, что, только когда предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений не будут зависеть от наименований профессий и должностей, произойдет окончательный переход от системы ЕТКС и ЕКС, основанной на механизме установления требований к знаниям и умениям в зависимости от занимаемой должности или профессии, к профессиональным стандартам, основанным на формировании требований к профессиональной квалификации работников (знаниям, умениям и опыту работника при выполнении конкретных трудовых функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности), отражающих требования рынка труда.
При этом, по нашему мнению, в дальнейшем при появлении профессиональных стандартов все же придется закрепить четкий механизм получения пенсии на льготных основаниях в отношении отдельных категорий работников.
Определенные стандарты
Несмотря на отсутствие правового регулирования порядка разработки, введения и действия профессиональных стандартов на территории нашего государства, уже существуют определенные профессиональные стандарты, разработанные и применяемые различными организациями, ассоциациями, образованиями исключительно на локальном уровне.
Так, в соответствии с решением Федерации рестораторов и отельеров от 12.09.2003 г. были утверждены профессиональные стандарты по таким профессиям, как повар, кондитер, официант, бармен, менеджер ресторана, работник предприятия быстрого обслуживания и др.
В данных стандартах подробно расписаны профессиональные задачи по каждой из профессий, а также указывается, на каком профессиональном уровне эти задачи обычно выполняются. Далее любая должностная обязанность дробится на умения и навыки, требуемые для реализации выше поставленной задачи. Также указываются знания, облегчающие эффективное выполнение должностных обязанностей*(11).
Каждый профессиональный стандарт состоит из трех частей. В первой указано наименование профессии, код по классификатору, квалификационный уровень работника, наименование должностей работников, требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии, требования к сертификации и состоянию здоровья. Чтобы наглядно продемонстрировать предъявляемые требования, обратимся, например, к профессиональному стандарту повара ресторанной индустрии. Например, для шеф-повара второго квалификационного уровня необходимо среднее профессиональное образование, степень бакалавра, при этом наличие опыта 2,5 года работы на первом квалификационном уровне, а также наличие медицинской книжки.
Вторая часть включает в себя перечень должностных обязанностей для работников соответствующего уровня. Должность шеф-повара накладывает не ее обладателя такие обязанности, как формирование меню, планирование и выбор необходимого сырья и материалов, контроль качества приготовления и подачи блюд, саморазвитие и др.
Третья, заключительная часть, содержит перечень умений и навыков. Относительно указанной выше профессии, взятой нами за образец, - это умение актуализировать меню, осуществлять эффективную координацию деятельности производства и подразделений предприятия питания, контролировать производственную санитарию и личную гигиену и т.д. Помимо этого, третья часть включает в себя спектр определенных знаний, необходимых для выполнения должностных обязанностей, указанных во второй части. Для шеф-повара они таковы: методы контроля технического процесса, тенденции и мода в области товаров и услуг, рынок продуктов, а также огромный список иных*(12).
Безусловно, в случае появления профессиональных стандартов такого образца на государственном уровне, нужно учесть, что выполнять свою основную функцию они смогут лишь в тройной сбалансированной связке вместе с образовательными стандартами и рынком труда. То есть они будут применяться при оценке качества подготовки специалистов, совершенствования системы профессионального образования и обучения в соответствии с потребностями рынка труда и работодателей [11].
Рассматривая взаимодействие с рынком труда, необходимо указать, что отправной точкой в разработке стандартов будет являться именно информация рынка труда, так как профессиональные стандарты должны отразить экономические и технические изменения в экономике, которые приведут впоследствии и к изменению требований самого рынка, и квалификации работников. Такая информация позволяет идентифицировать приоритеты для развития стандартов в профессиях, на которые имеется высокий спрос, что делает их первостепенными для разработки профессиональных стандартов; также в профессиях, содержание которых подвержено быстрым изменениям, требующим систематического обновления стандартов [12].
Тандем с образовательным стандартом позволит, как уже упоминалось ранее, сформировать достойную базу качественных образовательных программ, учебных модулей, а также программ профессионального обучения, отвечающих современным тенденциям.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что сегодня размер области применений профессионального стандарта колоссален: это и тарификация должностей, отбора, подбора, аттестации персонала, планирования карьеры, это и проведение оценки квалификации работников, проведение процедур стандартизации и унификации экономической деятельности. Кроме прочего, это основа для решения широкого круга задач в области управления персоналом, его обучения и стимулирования [9].
Необходимость создания такой системы в нынешних условиях неоспорима, так как профессиональные стандарты представляют интерес как для работодателя, так и работника, и непосредственно для самого российского государства.
Библиографический список
1. Машукова Н. Профессиональный стандарт и его назначение // Энергия промышленного роста. - 2008. - N 4, 5.
2. Панкина Г.В., Бабыкин С.В., Панкин Д.В. Анализ профессиональных стандартов // Компетентность, 2010. - N 9-10. - С. 14.
3. Прянишникова О.Д., Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. - 2008. - Март. - С. 38.
4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования. Доклад. - 2010 // www.gosbook.ru.
5. Андриченко Л.В. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. - 2011. - N 7. - С. 10.
6. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. - Изд. 4-е, перераб. и доп.- М., 1990. - С. 1278.
7. Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Изд. 2-е, исп. и доп. - М., 1994. - С. 615.
8. Привезенцев М.В., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. и др. Профессиональные стандарты как основа для подготовки конкурентоспособных работников. Методическое пособие. - М., 2007. - С. 15.
9. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. - М., 2011. - С. 6.
10. Федин В. Развитие кадрового потенциала системы управления охраной труда на региональном уровне // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. - 2011. - N 2.
11. Лушникова М., Лушников А. Право на профессиональное образование и обучение // Управление персоналом. - 2007. - N 7. - С. 52.
12. Зибарев Д. О развитии национальных квалификационных стандартов в Российской Федерации // Труд за рубежом. - 2010. - N 4.
Н. Яворчук,
канд. юрид. наук, доцент кафедры административного
и финансового права Кубанского государственного университета
К. Трибушкова,
студентка 4-го курса юридического факультета
Кубанского государственного университета
"Вопросы трудового права", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов: Постановление Правительства РФ от 26.02.1997 г. N 222 // СЗ РФ. - 1997. - N 10. - Ст. 1173.
*(2) Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах": Постановление Правительства РФ от 31.03. 1997 г. N 360 // СЗ РФ. - 1997. - N 19. - Ст. 2230.
*(3) О программе социально экономического развития на среднесрочную перспективу 2002-2004 годы: Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 г. N 910-р //СЗ РФ. - 2001. - N 31. - Ст. 3295.
*(4) О программе социально экономического развития на среднесрочную перспективу 2003-2005 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15.08. 2003 г. N 1163-р // СЗ РФ. - 2003. - N 34. - Ст. 3396.
*(5) Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы // РГ. - 2011. - N 11.
*(6) Распоряжение Правительства РФ от 6.05.2003 г. N 568-р // СЗ РФ. - 2003. - N 20. - Ст. 1920.
*(7) Распоряжение Правительства РФ от 17.11. 2008 г. N 1662-р // СЗ РФ. - 2008. - N 47. - Ст. 5489.
*(8) Положение о профессиональном стандарте: Распоряжение Президента РСПП N РП 46 от 28.06.2007 г. // www.рспп.рф.
*(9) Проект Федерального закона от 28.10.2011 г. "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)" // www.minzdravsoc.ru.
*(10) Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения) от 28.10.2011 г. // www.minzdravsoc.ru.
*(11) Профессиональные стандарты по профессиям ресторанной индустрии. Федерация рестораторов и отельеров, науч.-учеб. центр "Агентство проф. стандартов" (АПС). Справочник. - М., 2004. - С. 10.
*(12) Федерация Рестораторов и Отельеров, науч.-учеб. центр "Агентство проф. стандартов" (АПС) Указ соч. - С. 25-26.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru