Единовременное пособие при рождении ребенка
По российскому законодательству о пособиях каких-либо дополнительных условий (факта работы, учебы, военной службы), кроме рождения живого ребенка, для приобретения права на данное пособие не требуется. Таким образом, любая семья граждан РФ, проживающих на территории Российской Федерации, имеет право на данное пособие.
Правовая база для назначения пособия
Основными нормативными актами, регулирующими отношения по предоставлению единовременных пособий при рождении ребенка являются Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 года N 255-ФЗ; Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ; Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 23 декабря 2009 г. N 1012н.
Круг получателей пособия
Единовременное пособие при рождении ребенка предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением в ней ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Если обратиться к зарубежному опыту, то практика предоставления пособия, связанного с рождением ребенка, очень разнообразна.
В некоторых странах этот вид пособий вообще отсутствует (например, его нет в Италии и Канаде), в других - аналогичное пособие предоставляется только работающим женщинам, не имеющим права на получение страхового пособия по беременности и родам (Норвегия, Германия), в третьих - оно предоставляется всем женщинам-матерям вне зависимости от условий занятости и страхования (при этом, например, в Бельгии в максимальном размере на первого ребенка и в меньшем - на последующих детей, а в Словении, Чехии, Финляндии, Австрии - в одинаковом размере), в четвертых - только застрахованным (Дания, Греция, Япония, Польша).
В Финляндии все женщины, живущие в стране, срок беременности которых составил 154 дня, имеют право на получение единовременного пособия. Единственным дополнительным условием предоставления данного пособия служит посещение медицинского учреждения не позже чем до конца 4-го месяца беременности. Женщина может выбирать: получить материнский грант в денежной форме или в форме набора одежды и других необходимых вещей для новорожденного (кроватка, коляска, столик и др.). Последний вариант наиболее популярен.
В Испании единовременное пособие выплачивается только при рождении третьего и последующих детей и при условии проверки нуждаемости (душевые доходы семьи не превышают сумм, установленных для назначения ежемесячных детских пособий)*(1).
Таким образом, зарубежный опыт показывает, что право на пособие при рождении ребенка (в тех странах, где оно установлено) может быть поставлено в зависимость от факта занятости женщины или ее социального страхования.
По российскому законодательству о пособиях каких-либо дополнительных условий (факта работы, учебы, военной службы), кроме рождения живого ребенка, для приобретения права на данное пособие не требуется. Таким образом, любая семья граждан РФ, проживающих на территории Российской Федерации, имеет право на данное пособие.
Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то они имеют право на данное пособие при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. К получателям всех детских пособий относятся также лица, имеющие статус беженцев. Временно проживающие на территории Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства имеют право на данное пособие при условии, если они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. если они занимаются трудовой и иной деятельностью, в течение которой за них страхователем уплачиваются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
Согласно ст. 2 Закона N 255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством к ним относятся: работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; замещающие государственные должности РФ или государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; священнослужители; лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду; лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Закон предоставляет право на пособие одному из родителей либо лицу, его заменяющему. При этом ни Закон N 81-ФЗ, ни Приказ N 1012н о порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, круг этих лиц не уточняет. Если обратиться к п. 28 (пп. "д") Приказа N 1012н, в котором устанавливается перечень документов, необходимых для предоставления данного пособия, то в их числе указаны: выписка из решения об установлении над ребенком опеки, а также копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении и копия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Из этого следует, что к кругу получателей данного пособия отнесены усыновители, опекуны и приемные родители в случае передачи ребенка указанным лицам на воспитание. Но в то же время п. 31 данного Приказа устанавливает единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью при тех же самых условиях и в том же размере (8000 руб.).
Очевидно, в данном случае законодатель предусматривает получение пособия при рождении ребенка усыновителем, опекуном, приемным родителем на ребенка, которому не исполнилось шести месяцев (таков срок обращения за данным пособием) и которое не было выплачено родителю ребенка вследствие смерти, лишения или ограничения его в родительских правах и в других случаях, когда ребенок остается без попечения родителей. Тогда лицо, принявшее ребенка на воспитание в семью, имеет право на получение данного пособия при предоставлении справки о рождении ребенка, выданной органами загса и соответствующего документа об усыновлении ребенка, принятии его под опеку и др. (как установлено в п. 28 Приказа). Данный круг лиц может быть расширен также за счет включения в него патронатных и фактических воспитателей ребенка.
Но в этом случае возникает вопрос: имеют ли лица, фактически заменяющие родителей, право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, которое устанавливается в том же размере, что и пособие при рождении ребенка.
В связи с этим необходимо разъяснить данную ситуацию в Законе либо в соответствующем подзаконном акте.
Представляется логичным разрешить данную ситуацию, исходя из цели выплаты пособия при рождении ребенка и пособия при передачи ребенка на воспитание в семью. В данном случае и то, и другое пособие выплачиваются в целях компенсации семье дополнительных расходов при появлении в семье любого ребенка: рожденного, усыновленного, принятого под опеку и т.д. В рассматриваемой ситуации возраст ребенка (новорожденный или малолетний) значения не имеет, так как в любом случае лицо, заменяющее родителя, понесет определенные дополнительные расходы в связи с принятием ребенка в семью (покупка одежды, детской кроватки, коляски, школьных принадлежностей и т.д.).
Следовательно, в случае, если лицо, заменяющее родителя, получило единовременное пособие при рождении ребенка, то пособие при передаче ребенка на воспитание в семью ему уже не полагается. Тогда следует исключить из круга получателей пособия при рождении ребенка слова "лица, заменяющие родителей" (см. п. 25 Приказа N 1012н), так как их круг уже установлен в п. 31 Приказа N 1012н "Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью".
Размер пособия
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 руб. (с 1 января 2012 г. с учетом индексации - 12 405,32 руб.).
В настоящее время единовременное пособие при рождении ребенка - это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.
Если обратиться к истории возникновения единовременного пособия при рождении ребенка, то за время, прошедшее со времени его введения оно трансформировалось из пособия по государственному социальному страхованию (советский период) в социальное пособие, которое назначается абсолютно любой семье без каких-либо дополнительных условий (факт обязательного социального страхования, занятость) в единой для всех семей недифференцированной денежной сумме которая незначительно увеличивается в течение нескольких лет, в том числе в порядке индексации.
Следует отметить, что размер данного пособия и порядок его определения неоднократно менялся. Первоначально Закон N 81-ФЗ установил данное пособие в размере десятикратного минимума оплаты труда (МРОТ). С 1 января 1996 г. пособие было повышено до 15 МРОТ.
С 2001 г. пособие назначается в твердой денежной сумме, которая подлежит индексации с 2008 г. (с 1 января 2001 г. - в размере 1500 руб., с 1 января 2002 г. - 4500 руб., с 1 января 2005 г. - 6000 руб., с 1 января 2006 г. - в размере 8000 руб., с учетом проведенных индексаций: с 1 января 2008 г. - 8680 руб., с 1 июля 2008 г. - 8840,58 руб., с 1 января 2009 г. - 9989,86 руб., с 1 января 2010 г. - 10 988,85 руб., c 1 января 2011 г. - 11 703,13 руб., с 1 января 2012 г. - 12 405,32 руб.).
Существует ряд проблем, связанных с установлением данного пособия в одинаковом для всех получателей недифференцированном размере.
Во-первых, трудно не согласиться с тем, что установленная сумма - 8000 руб. (с учетом индексации с 1 января 2012 г. -12405,32 руб.) - является в условиях российской действительности лишь минимальной гарантией оказания государственной поддержки семье в случае рождения ребенка*(2). И в этом смысле пособие не соответствует своей цели в части компенсации всех повышенных расходов при появлении ребенка. В этом случае положение спасают регионы, в которых дополнительно выплачиваются пособия при рождении детей.
Так, в Москве назначается дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка молодым семьям, в которых возраст обоих супругов на дату рождения ребенка не должен превышать 30 лет (Закон г. Москвы "О молодежи" от 30 сентября 2009 г. N 39). Данное пособие по своей покупательной способности в значительной степени превосходит федеральное пособие. При этом его размер зависит от очередности рождения детей в молодой семье и составляет при рождении первого ребенка - 5-кратную; второго ребенка - 7-кратную, а при рождении третьего и последующих детей - 10-кратную величину прожиточного минимума, установленную Правительством Москвы на душу населения.
Во-вторых, пособие при рождении ребенка не способствует реализации демографической функции, так как его размер не дифференцируется в зависимости от количества рожденных детей.
С одной стороны, очевидно, что возросшие денежные выплаты станут мощным стимулом к деторождению в неблагополучных маргинальных семьях и приведут к еще большему обострению проблемы социального сиротства, так как при различных ограничениях к жизненным благам, как показывает практика, "родители-алкоголики умудряются жить и пить за счет своего потомства. Безусловно, таких родителей лишают родительских прав, но они тут же обзаводятся другими детьми, и все начинается сначала"*(3).
С целью недопущения злоупотреблений со стороны "недобросовестных родителей" при выплате пособий неработающим гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, следует использовать практику регионов. В частности, согласно закону г. Санкт-Петербурга "О компенсационных выплатах жителям Санкт-Петербурга в связи с рождением ребенка и уходом за ним", вступившем в силу в 2002 г., компенсационные выплаты, предназначенные для приобретения детских товаров, предоставляются гражданам в безналичной форме, т.е. перечисляются на пластиковые карты, по которым можно приобретать питание и предметы по уходу за детьми в специализированных торгово-сервисных предприятиях "Здоровый малыш", входящих в ЗАО "Спецобслуживание"*(4).
Учитывая данный опыт, имеет смысл предоставлять единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, путем перечисления сумм пособия на пластиковые карты получателей, по которым они могут приобрести все предметы, необходимые для новорожденных (список которых должен быть утвержден законодательно), только в государственных специализированных магазинах.
С другой стороны, очевидно, следует повысить размер пособия для возникновения стимула рождения в тех семьях, где у детей есть твердый шанс на счастливое детство. Несомненно, к числу таких семей должны быть отнесены семьи с детьми, в которых родители работают, а значит, подлежат обязательному социальному страхованию, или обучаются по очной форме обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (студенческая семья).
Третья проблема, связанная с данным пособием - порядок определения размера пособия в твердой денежной сумме явно не согласуется с принципом исчисления пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на основе предшествующего заработка.
Практически во всем мире расходы на детей рассматриваются как органическая составляющая цены труда (цены рабочей силы), которую платит предприниматель работнику по договору о найме. Уровень цены рабочей силы должен быть таковым, чтобы работник мог хотя бы по минимуму содержать себя и ребенка. Это содержание может обеспечиваться соответствующими размерами заработной платы и страховыми выплатами, в том числе и на ребенка.
Таким образом, в числе экономических мер необходимо поднимать заработную плату, от которой зависит как уровень жизни работающих граждан, так и размеры пособий, в том числе единовременного пособия при рождении ребенка. При назначении данного пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, оно должно устанавливаться не в твердой денежной сумме, а в размере, соизмеримом с минимальной оплатой труда. Об этом свидетельствует и зарубежная практика. Например, в Чехии размер данного пособия, которое полагается каждой молодой матери, равен 150% суммы минимальной пенсии. Однако МРОТ на сегодняшний день составляет всего лишь 4611 руб. и не обеспечивает прожиточного минимума.
Следовательно, целесообразно размер пособия при рождении ребенка застрахованным гражданам исчислять соразмерно с прожиточным минимумом.
Таким образом, возможно для расчета пособия предусмотреть в качестве базового критерия критерий прожиточного минимума, который соответствует действительному прожиточному минимуму в регионе (рассчитанному по-новому с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг) и разработать действенный механизм его индексации. В этом случае размер таких пособий будет увеличиваться каждый раз с ростом этого базового показателя. При этом размер пособия не может быть ограничен максимальным размером.
Только в этом случае размер пособия имеет смысл дифференцировать при рождении первого, второго и третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.
В такой ситуации следует предоставить пособие в увеличенном размере и неполным семьям, студенческим семьям, а также увеличивать размер пособия многодетным семьям с тремя и более детьми.
Порядок назначения и выплаты пособия
Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу, по контракту либо приравненную к ней службу, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).
В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, пособие назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.
Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).
В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.
При рождении мертвого ребенка единовременное пособие при рождении ребенка не выплачивается.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:
а) заявление о назначении пособия;
б) справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением РФ за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:
- документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный и удостоверенный штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык - при рождении ребенка на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5.10.1961 года;
- документ и его копия, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства, переведенный на русский язык и легализованный консульским учреждением РФ за пределами территории Российской Федерации - при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником указанной в настоящем подпункте Конвенции;
в) справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства ребенка) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит) (представление данной справки не требуется, если брак между родителями ребенка был расторгнут);
г) выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;
д) выписка из решения об установлении над ребенком опеки (копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью) - для лица, заменяющего родителей (опекуна, усыновителя, приемного родителя);
е) копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копия удостоверения беженца (для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также для беженцев), - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения;
ж) копия разрешения на временное проживание по состоянию на 31.12. 2006 года - для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и не подлежащих обязательному социальному страхованию.
В случае обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания либо по месту пребывания дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось;
з) копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа ФСС РФ об отсутствии регистрации в территориальных органах ФСС РФ в качестве страхователя и о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств обязательного социального страхования - для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, иных физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том случае, если назначение и выплата им данного пособия осуществляются органами социальной защиты населения;
и) свидетельство о расторжении брака - в случае, если брак между родителями расторгнут;
к) документ, подтверждающий совместное проживание на территории РФ с одним из родителей, выданный организацией, уполномоченной на его выдачу, - для того родителя, с которым ребенок остался совместно проживать после расторжения брака между его родителями.
Источники финансирования пособия
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается:
- лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами Российской Федерации, - за счет средств ФСС РФ;
- лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях - за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке ФСС РФ;
- лицам, проходящим военную службу по контракту и иную, приравненную к ней службу по Закону от 12.02.1993 г., - за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена данная служба.
Сроки назначения и выплаты пособия
Единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. Пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. При этом выплата пособия, осуществляемая органами социальной защиты населения, производится через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления.
Ю. Корсаненкова,
канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Вопросы трудового права", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Шестакова Е.Е. Отпуска и пособия в связи с материнством: опыт развитых стран // Труд за рубежом. - 2005. - N 2. - С. 22.
*(2) Средняя сумма, которую семья, проживающая, например, в Ярославле, должна была потратить на приобретение самых необходимых принадлежностей при рождении ребенка в сети магазинов "Детский мир" в 2001 г. (кроватка - 4580 руб., коляска - 3000 руб., манеж - 1430 руб., одежда и предметы гигиены для новорожденных - 2396 руб.) уже превышала сумму в 8000 тыс. руб. и составляла 11 396 руб.
*(3) Ковалева О. Первые шаги // Социономия (социальная работа). Приложение к журналу "Социальная защита", 2007. - N 3. - С. 2.
*(4) Дербин В. Будь здоров, малыш! // Социальная защита. - 2004. - N 3. - С. 27.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru