Комментарий к письму Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-116
Налоговые органы могут затребовать документы и информацию не только по проверяемой компании, но и по тем контрагентам, которые не имеют к вашим партнерам прямого отношения. Насколько же правомерны такие требования? Ответ вы найдете в комментарии.
Достаточно часто налоговые органы направляют фирмам требования о представлении документов в рамках проверки организации, с которой никогда не было деловых отношений. Когда, например, запрашиваются документы по сделке с вашими покупателями, но при этом проверяют стороннюю фирму, которая является контрагентом вашего покупателя, а напрямую с вами никак не связана.
Закономерно, что у подобных организаций возникают вопросы относительно правомерности таких требований инспекторов. К сожалению, однозначной точки зрения на данную проблему нет.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик должен не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Одновременно с этим у налогоплательщика есть право не выполнять неправомерные акты и требования должностных лиц налоговых органов, которые не соответствуют кодексу или иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). То есть данное положение закрепляет общий принцип правового регулирования в налоговых правоотношениях, который подлежит применению ко всем участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Из системного толкования указанных норм следует, что при проведении проверки налогоплательщика налоговый орган вправе истребовать у контрагента проверяемого лица или иных лиц документы, касающиеся деятельности проверяемой компании (предпринимателя), а последняя обязана их представить. При этом принцип деятельности органов государственной власти предполагает, что требование, направленное налогоплательщику, является законным.
Порядок истребования налоговыми органами при проведении проверки документов и информации у третьих лиц регулируется статьей 93.1 Налогового кодекса РФ. При этом указанная норма, по мнению Минфина России, не содержит конкретного перечня истребуемых документов у контрагентов или третьих лиц, которые затрагивают деятельность проверяемой организации. К ним относятся документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого лица, а также информацию относительно конкретной сделки (письмо Минфина России от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243).
Обратите внимание: с 1 января 2011 года запрет на повторное представление документов распространяется и на те документы, которые налоговый орган запрашивает в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. То есть в случаях, когда у налогоплательщика истребуются документы о сделке с контрагентами.
Судебная практика в основном сходится во мнении, что отношение конкретных документов к деятельности проверяемой компании и круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о представлении документов. Лицо, которому адресовано требование, не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами, касаются проверяемого налогоплательщика, и не может отказывать в представлении информации и документов в связи с проведением налоговым органом мероприятий налогового контроля. Соответственно, контрагент проверяемого налогоплательщика, которому направлено соответствующее требование, обязан представить налоговому органу все документы (информацию), которые были запрошены (постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 по делу N А55-15446/2010).
Однако не так давно ВАС РФ в постановлении от 18.10.2011 N 5355/11, пришел к выводу, что банк вправе оценивать на предмет обоснованности направленное ему требование о представлении документов, касающихся деятельности его клиента в связи с налоговой проверкой его контрагентов (проверяемых налогоплательщиков). Если банк установит, что истребуемые документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика и не отражают финансово-хозяйственных отношений между налогоплательщиком и клиентом банка, то он вправе отказать налоговому органу в представлении таких документов. Хотя речь в указанном постановлении идет о банке, но, возможно, данные выводы применимы и к остальным организациям. Так, если компания откажется выполнять требования налоговых инспекторов, то ей нужно будет доказать, что истребуемые документы не связаны с деятельностью проверяемой организации и контрагентом, по которому запрошены документы.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 14, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.