Социальное обеспечение в рамках страхования от травматизма: контроль Роструда
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.11.2011 N 1325н утвержден Административный регламент исполнения Рострудом государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (далее - Регламент). В данной статье рассмотрим, что в соответствии с Регламентом проверяют органы Роструда, каковы формы и порядок осуществления таких проверок, что является основанием для включения учреждений в план проверки.
В Регламенте прописан порядок организации и проведения контроля за соблюдением работодателями требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обеспечения ими установленного законодательством порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с производственным травматизмом.
В соответствии с п. 2 Регламента контрольные функции осуществляют служащие непосредственно центрального аппарата Роструда, а также его территориальных органов посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Срок проведения каждой проверки в отношении работодателя, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается по каждому филиалу (представительству) работодателя (п. 21, 22 Регламента).
Права и обязанности проверяющих и работодателей при проведении проверок
Права | Обязанности |
Проверяющие | |
1. В установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке в связи с исполнением служебных обязанностей беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения работодателями обязательных требований. 2. Запрашивать у работодателей и их полномочных представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для проведения контроля. 3. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. 4. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. 5. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении работодателями обязательных требований | 1. Своевременно и в полной мере предупреждать, выявлять и пресекать нарушения работодателями обязательных требований. 2. Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей. 3. Проводить проверку на основании распоряжения или приказа о ее проведении. 4. Проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа, копии документа о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры. 5. Не препятствовать работодателю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. 6. Предоставлять работодателю информацию и документы, относящиеся к предмету проверки. 7. Знакомить работодателя с результатами проверки. 8. Не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей. 9. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании работодателями. 10. Соблюдать сроки проведения проверки. 11. Не требовать от работодателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ. 12. Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок вопросы |
Работодатели | |
1. Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. 2. Получать от уполномоченных должностных лиц Роструда или его территориальных органов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством РФ. 3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц Роструда и его территориальных органов. 4. Обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Роструда и его территориальных органов, повлекшие за собой нарушение прав работодателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ | 1. Предоставлять уполномоченным должностным лицам, проводящим проверку, информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проводимого мероприятия. 2. Обеспечивать доступ проверяющих, а также участвующих в выездной проверке экспертов и представителей экспертных организаций на территорию, в используемые при осуществлении хозяйственной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию и транспортным средствам. 3. Обеспечивать присутствие руководителей и иных должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, отсутствие которых может рассматриваться как препятствование проведению проверок или противодействие со стороны проверяемых лиц. 4. Вести журнал учета проверок по типовой форме* |
* Типовая форма журнала учета проверок утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". |
Планирование и проведение плановых проверок
Плановые проверки проводятся на основании ежегодно разработанных планов проверок.
Согласно п. 30 Регламента основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проверок являются истечение трехлетнего срока со дня:
- государственной регистрации работодателя;
- окончания проведения последней плановой проверки работодателя.
Этот перечень оснований является исчерпывающим, и проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям не допускается.
При этом в отношении работодателей, осуществляющих виды деятельности, в частности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ N 944*(1). К ним относится деятельность:
а) по оказанию услуг дошкольного и начального общего образования;
б) по оказанию услуг основного общего и среднего полного (общего) образования;
в) детских лагерей во время каникул.
Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок до 10 ноября направляется в Роструд и в срок до 1 декабря текущего календарного года размещается на официальном сайте территориального органа Роструда в сети Интернет. Следовательно, работодатели, зайдя на данный сайт, могут самостоятельно узнать, включены ли они в план проверки на следующий год (п. 35 Регламента).
Основанием для начала непосредственно самой плановой проверки является издание руководителем территориального органа Роструда (иными уполномоченными должностными лицами) распоряжения на проведение плановой проверки. Копия такого распоряжения в обязательном порядке отправляется работодателю с целью ознакомить его с датой проведения проверки.
Плановая проверка может проводиться в форме (п. 40 Регламента):
- документарной проверки по месту расположения Роструда или его территориального органа;
- выездной проверки по месту нахождения работодателя.
В ходе плановой документарной проверки в первую очередь рассматриваются сведения о работодателе, имеющиеся в территориальном органе Роструда (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений обязательных требований, материалы дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц работодателя и иные материалы ранее проведенных в отношении данного работодателя мероприятий по контролю).
В случае отсутствия или недостаточности в распоряжении проверяющего материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения, он запрашивает дополнительные документы, в частности (п. 41 Регламента):
- выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях деятельности работодателя, структуре и общей численности работников;
- документы, свидетельствующие о постановке работодателя на учет в налоговом органе и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- документы, подтверждающие регистрацию работодателя в качестве страхователя в соответствующем территориальном органе ФСС;
- сведения о результатах ранее проведенных проверок работодателя по вопросам, связанным с целью проводимой проверки;
- документы, подтверждающие произведение работодателем в текущем и предыдущем году в установленном порядке своевременной и в полном объеме выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;
- акты о расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями и профессиональных заболеваниях, происшедших у работодателя в текущем и предыдущем годах;
- приказы (распоряжения), изданные работодателем по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями и профессиональных заболеваний, происшедших в текущем и предыдущем годах;
- персональные сведения о работниках, уволенных работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности, с указанием структурных подразделений, в которых они работали;
- сведения о предоставлении работникам, нуждающимся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемого отпуска для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;
- документы, подтверждающие произведение работодателем в текущем и предыдущем году назначения, исчисления и выплат пособий по социальному страхованию работникам за свой счет через бухгалтерию работодателя;
- сведения об организации работодателем обучения работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства и расходах, произведенных на основании договоров о профессиональном обучении с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования.
Дополнительно запрашиваемые материалы и документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью работодателя, (его уполномоченного представителя). Такие копии могут быть представлены непосредственно на бумаге либо в форме электронных документов (п. 42 Регламента).
Обратите внимание! Непредставление в установленный срок запрашиваемых документов в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Для проведения выездной проверки на основании служебной записки должностного лица территориального органа Роструда, проводившего плановую документарную проверку, издается дополнительное распоряжение на проведение выездной проверки, которое предъявляется работодателю данным должностным лицом непосредственно по прибытии на проверку (п. 45 Регламента).
Стоит отметить, что в ходе проверок прежде всего проверяющие обращают внимание на:
а) правильность произведенного работодателем назначения и выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, связанным с производственным травматизмом. Проверяющие анализируют, соблюдается ли порядок, установленный Федеральным законом N 125-ФЗ*(2) и предусматривающий, что такое пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности работника до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка.
Исчисление среднего заработка для выплаты работнику пособия по временной нетрудоспособности должно производиться в порядке, установленном Федеральным законом N 255-ФЗ*(3) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375;
б) правильность произведенной работодателем оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезд к месту лечения и обратно в связи с предоставлением работнику путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. В данном случае проверяющими проводится анализ фактического соблюдения установленного Федеральным законом N 125-ФЗ порядка, предусматривающего, что оплата указанного отпуска работника производится работодателем и засчитывается страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Основанием для оплаты данного отпуска является копия приказа органа ФСС о предоставлении работнику путевки на санаторно-курортное лечение вследствие происшедшего с ним страхового случая. Оплата указанного отпуска производится работодателем в порядке и по правилам, установленным трудовым законодательством РФ для оплаты ежегодного отпуска.
В ходе проверки устанавливается правильность сроков предоставления отпусков, исчисления оплаты отпусков (наличие документов, подтверждающих время нахождения в пути следования к месту лечения и обратно (заявление, копии билетов и т.п.)).
По результатам каждой завершенной плановой проверки оформляется акт проверки, в котором указываются:
- факты соответствия или несоответствия осуществляемой работодателем деятельности обязательным требованиям;
- подробные сведения о фактах выявленных нарушений обязательных требований, неповиновения законному распоряжению или требованию проверяющих, а также воспрепятствования осуществлению ими своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов) (п. 52 Регламента).
В свою очередь, работодатель (его полномочные представители) имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями проверяющих (п. 54 Регламента).
Кроме того, внесение работодателем возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает его право на обжалование действий и решений проверяющих в порядке, установленном законодательством РФ. Напомним, что в соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующим руководителем по подчиненности, главным государственным инспектором труда РФ и (или) в суде. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суде.
Проведение внеплановых проверок
Согласно п. 58 Регламента основанием для проведения внеплановой проверки работодателя является:
а) истечение срока исполнения работодателем выданного территориальным органом Роструда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
б) поступление в Роструд и его территориальный орган:
- обращений и заявлений граждан и работодателей, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем обязательных требований;
- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
в) наличие распоряжения или приказа руководителя Роструда, заместителя руководителя Роструда или его территориального органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора.
Обратите внимание! Обращения и заявления, поступившие в органы Роструда анонимно, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя (п. 58 Регламента).
Аналогично плановым проверкам основанием для начала внеплановой проверки служит издание распоряжения о ее проведении. О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется проверяющим не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, за исключением случаев, когда предварительное уведомление объективно может нанести ущерб эффективности осуществляемых мероприятий по контролю (например, при поступлении обращений и заявлений о нарушениях).
Как и плановые проверки, внеплановые могут проводиться либо в форме документарной проверки либо в форме выездной проверки. При этом внеплановая выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке проверяющими не представилось возможным (п. 61 Регламента):
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, представленных работодателем, либо иных сведений, имеющихся в распоряжении Роструда или его территориального органа;
- оценить соответствие деятельности работодателя обязательным требованиям без проведения дополнительных мероприятий по контролю непосредственно с выездом на место.
Выездная внеплановая проверка может быть начата и без проведения документарной проверки в случае поступления обращений заявителей и иных материалов, содержащих сведения, объективно свидетельствующие о фактах причинения вреда жизни и здоровью работникам при осуществлении ими трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которых не были расследованы в установленном порядке, либо угрозы наступления указанных обстоятельств в результате допускаемых работодателем нарушений обязательных требований. В такой ситуации после проведения рабочего совещания работодателем (его уполномоченными представителями) должны быть представлены для рассмотрения проверяющими материалы и документы, подтверждающие исполнение работодателем обязанностей в рамках страхования работников от производственного травматизма (п. 62, 67 Регламента).
После рассмотрения и анализа представленных работодателем документов проверяющими проводится проверка полноты решений и действий работодателя по исполнению обязанностей, связанных с реализацией установленных законодательством прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от производственного травматизма и страховых выплат, в том числе связанных с:
- формированием и представлением за свой счет страховщику в установленные им сроки документов (их заверенных копий), являющихся основанием для назначения обеспечения по страхованию, и иных сведений, необходимых для осуществления обязательного социального страхования от производственного травматизма;
- своевременным произведением в установленном законодательством порядке в текущем и предыдущем году назначения, исчисления и выплат пособий по социальному страхованию работникам за свой счет через бухгалтерию работодателя;
- соблюдением установленного порядка расследования и оформления страховых случаев, своевременным извещением о них органов ФСС и иных заинтересованных органов, а также обеспечением реализации права на участие в расследовании работников и их уполномоченных представителей;
- обеспечением мер по предотвращению наступления страховых случаев и выполнением мероприятий по устранению причин страховых случаев, выработанных и предложенных в ходе их расследования;
- обеспечением направления работников, получивших повреждение здоровья в результате страхового случая, в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки;
- обеспечением проведения государственной экспертизы условий труда в целях объективного установления характера и условий труда работников, в том числе предшествовавших наступлению страхового случая;
- проведением обучения за свой счет работников безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством РФ, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;
- информированием работников об их правах и обязанностях, а также о действующем порядке и условиях обязательного социального страхования от производственного травматизма.
По результатам завершенной внеплановой проверки проверяющими оформляется акт проверки, а в случае выявления в ходе проверки нарушений работодателю также выдается обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 69, 70 Регламента).
Работодатель, несогласный с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием, вправе в течение 15 дней представить руководителю Роструда или его территориального органа свои возражения в письменной форме, приложив к ним документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, либо их заверенные копии (п. 71 Регламента).
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".
*(2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(3) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"