Красноярский край: опыт энергосбережения в бюджетной сфере
Комплекс мер по повышению энергоэффективности, которые проведены и продолжают реализовываться в учреждениях бюджетной сферы Красноярского края, свидетельствует о том, что подход к проблеме сбережения ресурсов здесь отнюдь не формальный. Внедрение системы тотальной диспетчеризации инженерных систем учреждений, проработка механизма энергосервисного контракта - это лишь несколько шагов в заданном направлении.
Работа по повышению энергетической эффективности учреждений бюджетного сектора ведется в Красноярском крае давно, она еще в прошлом году привела к системным изменениям в данной сфере. В настоящий момент все учреждения полностью оснащены приборами учета энергоресурсов за счет средств краевого бюджета, что стало первым шагом на пути к энергоэффективности. Благодаря этому учреждения получили возможность отслеживать ситуацию с потреблением, оперативно реагировать на возникающие проблемы, считать объемы израсходованных ресурсов и, соответственно, затраты на них. Кроме того, сам факт установки приборов учета уже побудил потребителей к экономии: директор и другие работники учреждений видят объемы расходования ресурсов и сознательно стремятся эти цифры уменьшить (как известно, учреждения должны обеспечить к концу 2014 года экономию ресурсов 15% в сравнении с показателями 2009 года).
Второй очень важный шаг, который тоже сделан, - диспетчеризация. Сначала локальные системы диспетчеризации были внедрены в отдельных муниципалитетах (например, в Железногорске, где система работает уже несколько лет), а впоследствии за счет средств федерального и краевого бюджета технология распространилась по всей территории Красноярского края. Теперь из единого центра, расположенного в Красноярске, мы ведем оперативный контроль за ситуацией во всех, даже территориально удаленных учреждениях. Диспетчеризация дает возможность получать объективные данные в режиме реального времени по всем учреждениям и принимать управленческие решения на уровне края, сравнивать показатели потребления среди учреждений, тем самым выявляя лучший и худший опыт.
Модернизация пилотных объектов
Наряду с этим в Красноярском крае реализован пилотный проект, предусматривающий комплексное внедрение ресурсосберегающих решений на базе трех выбранных объектов - типовых зданий детского сада, школы и больницы (проект также профинансирован из краевого бюджета). Сначала учреждения провели энергетические обследования, которые, конечно, не являлись самоцелью, а служили лишь отправной точкой для реализации серии мероприятий. На основе полученных данных был сформирован отдельный для каждого здания список мер, которые улучшали показатели энергоэффективности пилотных объектов.
Отмечу, что мы разделяем понятия "энергосбережение" и "энергоэффективность". Под первым термином нередко подразумевается существенное ограничение потребления ресурсов (образно говоря, потребитель должен выключить все и сидеть в темноте и холоде). Правильнее же говорить именно об энергетической эффективности, при достижении которой комфортность пребывания в помещении нисколько не снижается, а наоборот, даже увеличивается, и при этом текущее потребление, как минимум, не возрастает.
Все мероприятия пилотного проекта, касающиеся сбережения тепла, воды и электроэнергии, уже реализованы. В зданиях производилась замена входных групп и оконных систем, монтировались индивидуальные тепловые пункты. В школе и детсаде были установлены современные системы мытья посуды, за счет чего достигнуто сокращение потребления и воды, и электроэнергии. В ванных комнатах детского сада поставлены автоматические смесители с оптическими датчиками, это также сократило потребление воды.
Однако, несмотря на то что для участия в пилотном проекте отбирались типовые здания, а в процессе реализации разрабатывались типовые решения, внедренные меры отличались друг от друга. В частности, при модернизации здания школы очень остро встал вопрос вентиляции. В итоге он решился путем установки серьезной вентиляционной системы с рекуперацией тепла, но это повлияло на срок окупаемости вложений в модернизацию общеобразовательного учреждения. Срок этот возрос до девяти лет, в то время как затраты на модернизацию здания детского сада должны окупиться за шесть лет.
Для краевой больницы список энергосберегающих мероприятий оказался другим. Основная экономия здесь была получена за счет изменения индивидуального узла учета тепла и других решений, связанных с водоснабжением. А вот пластиковые окна ставить не пришлось. Тепловизионное обследование здания показало, что старые деревянные окна сделаны добротно, и утечки тепла через них не происходит. То есть установка пластиковых конструкций в данном случае не повысит энергетическую эффективность объекта (хотя среди потребителей энергоресурсов, в том числе директоров учреждений, очень распространено ошибочное мнение, что замена окон на пластиковые является обязательным мероприятием программы энергосбережения). Таким образом, экономия ресурсов оказалась значительной, а сроки окупаемости вложений даже сократились за счет отказа от проведения дорогостоящих работ на окнах.
Модернизация пилотных объектов закончилась в начале 2011 года (в частности, на повышение энергоэффективности здания школы было потрачено около 6 млн. руб., детсада - около 3,6 млн. руб.) и по итогам реализации этого проекта экономия составила от 15 до 90% в зависимости от ресурса. В одном случае (видимо, здесь имело место несанкционированное подключение к системе холодного водоснабжения) обычный осмотр и установка счетчиков уже привели к тому, что потребление ресурса сократилось в несколько раз. В настоящее время по трем пилотным объектам ведется мониторинг, в частности, отслеживать данные по потреблению всех ресурсов на этих объектах можно и в нашем Центре инноваций и энергоэффективности.
Кроме того, в январе 2011 года в Красноярском крае были выпущены методические материалы по вопросам энергосбережения, специально предназначенные для учреждений бюджетной сферы*(1). В них дана характеристика энергопотребления бюджетных организаций по отраслям, а также предложены типовые организационные и технические мероприятия по энергосбережению.
Проработка энергосервисного контракта
Для реализации пилотного проекта неслучайно были выбраны типовые объекты, на базе которых отрабатывались наиболее эффективные решения. Полученный успешный опыт будет использован при модернизации других учреждений бюджетной сферы, однако все эти работы требуют значительных вложений. Иначе говоря, продолжение проекта связано с многократным увеличением затрат. Поэтому сейчас наше внимание направлено на то, чтобы отработать механизм энергосервисного контракта (ЭСКО).
Данный вопрос мы подробно исследуем уже больше года, а в этом году на федеральном уровне было принято решение о широкомасштабном внедрении механизма ЭСКО в сфере образования. Мы намерены активно развивать такой механизм в Красноярском крае: с одной стороны, для этого имеются наработанные технологии и успешный опыт модернизации объектов бюджетной сферы, с другой стороны, существует возможность привлечения средств банковского сектора и частных инвесторов в рамках ЭСКО, а значит, темпы модернизации зданий образовательных учреждений могут быть существенно ускорены.
Пока мы еще не вышли на стадию заключения энергосервисных контрактов, однако большая подготовительная работа сделана. Определяется круг инвесторов, которые заинтересованы в работе с бюджетной сферой, готовятся типовые контракты, оценивается масштаб требуемой модернизации. Предполагается, что внедрение механизма энергосервисного контракта начнется на нашей территории уже в 2012 году.
Энергоаудит как отправная точка
Наряду с пилотными объектами работу по повышению энергоэффективности ведут другие учреждения бюджетной сферы. Большинство из них уже провели энергетические обследования и сейчас получают энергопаспорта. Эти мероприятия проводятся в рамках краевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, на реализацию которой ежегодно предусматривается порядка 1 млрд. руб.
Кроме того, учреждения принимают и отдельные меры, которые тем не менее являются звеном единой цепочки действий. Ведь, когда на объекте проведено квалифицированное энергообследование, определены направления модернизации, даже относительно небольшое мероприятие вроде замены входной группы или установки терморегуляторов на радиаторах отопления становится элементом комплексного подхода, потому что оно проведено не из-за наличия у учреждения нескольких тысяч рублей свободных средств, а из-за того, что является пунктом составленного специалистами списка мероприятий.
В то же время есть и другие примеры комплексного подхода: полная и единовременная модернизация отдельных зданий (помимо трех рассмотренных пилотных объектов). В качестве примера здесь можно привести Красноярский краевой дворец пионеров и школьников. Его здание построено в 1980-х годах и сегодня морально и технологически устарело. Поэтому было принято решение не только сделать его красивее, объемнее, но и максимально использовать при реконструкции опыт внедрения энергоэффективных технологий, причем с точки зрения как экономии потребления, так и альтернативной генерации ресурсов (возможно, здесь будут применены тепловые насосы, солнечные коллекторы или иные системы).
Основная экономия - на тепле
Практика реализованных в Красноярском крае проектов показывает, что решения, связанные с экономией тепла, дают самый быстрый и заметный эффект. Если учреждение, например, поменяет обычные лампы накаливания на светодиодные, оно получит меньшую экономию средств, чем после установки индивидуального теплового пункта либо проведения балансировки тепловой системы и установки терморегуляторов. Подобные решения, по нашему опыту, позволяют сберечь до 40% тепла. С учетом того, что в большинстве регионов России отопительный сезон длится не менее шести месяцев, экономятся колоссальные средства, которые можно направить на финансирование других мероприятий по повышению энергоэффективности. (Впрочем, здесь нельзя не отметить одну из главных проблем - "перетоп" зданий, обусловленный существенным изменением температуры на улице в ночное и дневное время.)
Соответственно, самые серьезные "точки расточительности", места, наиболее подверженные утечке ресурсов, также связаны с тепловым контуром здания и герметизацией помещений. Это оконные блоки, дверные проемы, межпанельные швы в стенах, подвальные и чердачные помещения. Известен случай, когда в большом здании высотой в несколько этажей был полностью отремонтирован фасад, поменяна система отопления, установлен индивидуальный тепловой пункт, но при этом ожидаемый эффект не был получен только из-за того, что просела часть фундамента и в холодное время года тепло выходило из подвала на улицу.
Однако при герметизации зданий необходимо уделять внимание вентиляции. В большинстве зданий, построенных в 1970-1980-е годы или еще раньше, она не была предусмотрена - по сути ее роль выполняли оконные системы. Сейчас, когда остекление с обычного меняется на пластиковое, герметичность помещений резко возрастает, тепло сохраняется, но возникает проблема вентиляции (это особенно актуально для учреждений, в которых пребывает много людей, а тем более детей, - детских садов, школ, больниц).
Установка правильной системы вентиляции в тех объектах, где она изначально не была предусмотрена, оказывается чрезвычайно затратной. При планировании и проведении мероприятий по повышению энергоэффективности учреждений этот факт следует учитывать.
Образовательные проекты
Наконец, еще одним направлением повышения энергетической эффективности учреждений стали образовательные проекты.
В 2011 году наш центр посетило более 3 тыс. человек, проведено 46 мероприятий по пропаганде и просвещению в области энергосбережения, обучение по вопросам эффективного использования ресурсов прошли 1,2 тыс. специалистов, в числе которых работники бюджетной сферы. Для этого были созданы специальные образовательные программы и семинары продолжительностью в несколько дней.
Организуются и разовые проекты для бюджетных организаций. Так, в конце 2011 года Центр инноваций и энергоэффективности совместно с Красноярским краевым институтом повышения квалификации работников образования провели обучение 500 слушателей, причем не только в Красноярске, но и в четырех других крупных городах края. Для руководителей системы образования, директоров образовательных учреждений и их заместителей прошел цикл семинаров, посвященный основам энергосбережения и энергоэффективности.
После этапа обучения мы объявили конкурс среди образовательных учреждений Красноярского края по двум номинациям: "Энергоэффективные решения" и "Энергоэффективное сознание". Пожалуй, это был первый в России подобный конкурс среди образовательных учреждений.
В соревновании участвовало 52 управленческие команды, в которые вошло около 150 человек. В первой номинации были представлены конкретные мероприятия, которые школы и детские сады провели в целях энергосбережения, а также полученный эффект от экономии (в киловаттах, гигакалориях, рублях). В этой номинации свои достижения активно демонстрировали школы - в этом плане они очень хорошо работают со своими учредителями, находят источники финансирования и модернизируют энергохозяйства. Вторая номинация была посвящена социальному аспекту энергоэффективности, образовательным, пропагандистским проектам учреждений. Ведь известно, что организационная работа (хотя бы на уровне агитации "Уходя, гасите свет") обеспечивает 10-15% экономии ресурсов.
В 2012 году конкурс будет проведен снова. Он уже объявлен, участники готовятся. После наступления учебного года соревнование войдет в финальную стадию (сначала заочный, потом очный этапы отбора), а в конце текущего года претенденты на победу соберутся на заключительное состязание, для них состоятся семинары и мастер-классы, а затем будут подведены итоги.
М.Ю. Гуревич,
заместитель директора Красноярского центра инноваций
и энергоэффективности
"Руководитель автономного учреждения", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Размещены на официальном портале Красноярского края (www.krskstate.ru) в разделе "Повышение энергоэффективности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"