О порядке применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения
Нам уже приходилось на страницах нашего журнала писать о таком относительно новом явлении, как коррупционные дисциплинарные проступки*(1), под которыми следует понимать противоправные, виновные действия (бездействие) военнослужащего, выражающиеся в нарушении норм антикоррупционного законодательства, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной ответственности*(2).
Однако особенности применения взысканий за такие проступки до недавнего времени в нормативном порядке определены не были.
Ситуация изменилась с принятием и вступлением в силу с 3 декабря 2011 г. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ. Указанным законом Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" дополнен ст. 51.1, которая определяет порядок применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения.
Согласно указанной статье взыскания за коррупционные дисциплинарные проступки применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения военной службы, с учетом следующих особенностей:
а) взыскания за коррупционные дисциплинарные проступки применяются к военнослужащим на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии;
б) при применении взысканий за коррупционные проступки учитываются характер совершенного военнослужащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение военнослужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения военнослужащим своих должностных обязанностей;
в) взыскания за коррупционные дисциплинарные проступки применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом, взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения;
г) в акте о применении к военнослужащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается подп. "д.1" или "д.2" п. 1 либо подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
д) копия акта о применении к военнослужащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается военнослужащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта;
е) военнослужащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке;
ж) если в течение одного года со дня применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения военнослужащий не был подвергнут взысканию, за исключением увольнения с военной службы, он считается не имеющим взыскания.
Сравнительный анализ изложенного порядка применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения с порядком привлечения военнослужащих к ответственности за иные (не являющиеся коррупционными) дисциплинарные проступки*(3) позволяет констатировать наличие ряда противоречий в правовом регулировании указанных вопросов.
Во-первых, возникает вполне резонный вопрос: почему нормы о порядке привлечения военнослужащих к ответственности за коррупционные правонарушения включены в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"? Вопросы юридической ответственности не являются предметом регулирования данного законодательного акта. Эта сфера правоотношений регулируется нормами другого нормативного правового акта - Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором имеется 11 статей, подробно регламентирующих вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих. Поэтому, по нашему мнению, вполне логичным было бы включение норм о порядке применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения именно в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а не в закон, регулирующий вопросы воинской обязанности и военной службы.
Во-вторых, имеются различия в употребляемой терминологии. Так, согласно ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решение о привлечении военнослужащего к ответственности за коррупционное правонарушение принимается соответствующим должностным лицом по результатам проведенной проверки. В то же время, согласно п. 1 ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", аналогичная деятельность по установлению обстоятельств совершения дисциплинарных проступков, совершенных военнослужащими, именуется разбирательством. Уместно напомнить, что в законодательстве имеется еще один термин: административное расследование, под которым понимается деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, лицами гражданского персонала проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения*(4).
Использование в законодательстве одного и того же понятия в разных смысловых значениях и, наоборот, толкование одного и того же понятия различными терминами является дефектом юридической техники. В рассматриваемом случае мы имеем дело с дефектом законодательства о порядке привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, что создает серьезные проблемы для правильного истолкования его норм.
В-третьих, по-разному определены субъекты проведения проверки (разбирательства). В случае совершения военнослужащим коррупционного правонарушения проведение проверки возлагается на подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений*(5), а также в этом могут принимать участие комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и аттестационные комиссии (п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В случае же совершения военнослужащим правонарушения, не относящегося к коррупционным, разбирательство по данному факту проводится, как правило, непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников) (ст. 81 ДУ ВС РФ).
По нашему мнению, отстранение непосредственных командиров (начальников) от участия в установлении причин и условий совершения их подчиненными коррупционных правонарушений может самым негативным образом сказаться на профилактике коррупции в воинской среде. Да и принцип единоначалия - основополагающий принцип военного строительства - еще никто не отменял.
И наконец, в-четвертых, имеются существенные различия в сроках проведения мероприятий по привлечению военнослужащих к ответственности при совершении коррупционных правонарушений и "обычных", не относящихся к коррупционным, дисциплинарных проступков (см. приложение к настоящей статье).
Безусловно, практика применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения пока не наработана. Как представляется, по мере ее накопления антикоррупционное законодательство в этой части будет корректироваться и совершенствоваться.
Приложение
Сравнительный анализ сроков проведения мероприятий, связанных с привлечением военнослужащих к дисциплинарной ответственности
Наименование мероприятий | Сроки | |
При привлечении к ответственности за коррупционные правонарушения | При привлечении к ответственности за прочие дисциплинарные проступки | |
Срок проведения разбирательства (проверки) | Не определен | 10 суток (с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка) |
Срок принятия решения о применении дисциплинарного взыскания | Не позднее одного месяца (со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода его временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки) | До 10 суток (со дня, когда командиру стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, не считая времени на проведение разбирательства, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи) |
Срок вручения военнослужащему копии акта (протокола) о применении к нему взыскания | В течение пяти дней (со дня издания соответствующего акта) | Не определен |
Срок применения (приведения в исполнение) дисциплинарного взыскания | Не позднее шести месяцев (со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения) | До истечения одного года (со дня совершения дисциплинарного проступка) |
В.М. Корякин,
доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 5, май 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Корякин В.М. Коррупционные дисциплинарные проступки: проблемы квалификации // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 7.
*(2) К числу коррупционных дисциплинарных проступков можно, в частности, отнести: непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; невыполнение обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к военнослужащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений; невыполнение обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; нарушение военнослужащим запретов, предусмотренных п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
*(3) Данный порядок установлен Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ.
*(4) Пункт 94 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10.
*(5) В настоящее время подразделение кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений имеется только в Главном управлении кадров Минобороны России. В нижестоящих кадровых органах таких подразделений не создано. Данное обстоятельство ставит под сомнение реализуемость рассматриваемых норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О порядке применения к военнослужащим взысканий за коррупционные правонарушения
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 5