Организация возвела здание, не имея разрешения на строительство. Соответственно, нет возможности получить в установленном законом порядке разрешение на ввод его в эксплуатацию. В целях признания права собственности на здание организация обратилась в суд. В какой момент объект, являющийся самовольной постройкой, необходимо квалифицировать как объект основных средств, в том числе для целей исчисления налога на имущество? Возникает ли указанная обязанность в период после завершения работ по строительству, но до момента вступления в силу решения суда о признании права собственности на здание и осуществления регистрирующим органом регистрационных действий?
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
При этом в п. 2 названной статьи сказано, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет кроме случаев, предусмотренных п. 3 этой статьи.
В силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Одним из условий отнесения объекта к основным средствам является его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и возможность его эксплуатации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10).
Обратите внимание! С учетом положений ст. 222 ГК РФ очевидно, что самовольно возведенный объект недвижимости не соответствует этому условию, поскольку по общему правилу самовольное строение подлежит сносу. Следовательно, такое здание не может быть отнесено к основным средствам и объектам обложения налогом на имущество до тех пор, пока в судебном порядке не будет подтверждено, что:
- сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан;
- право собственности может быть признано за организацией, осуществившей строительство этого здания.
Таким образом, на мой взгляд, обязанность включения самовольной постройки в состав основных средств и объектов обложения налогом на имущество возникает у организации с момента вступления в силу соответствующего решения суда.
Следует отметить, что некоторые судьи, рассматривающие аналогичные налоговые споры, приходили к выводу, что объект налогообложения возникает на дату проведения государственной регистрации права собственности на самовольно построенное здание, отмечая, что налоговый орган не представил доказательств того, что право собственности на указанные здания длительное время умышленно не регистрировалось организацией (постановления ФАС ПО от 23.05.2011 N А55-20029/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 N А41-3196/08 с учетом Постановления ФАС МО от 01.07.2010 N КА-А41/6749-10). Вместе с тем законодательство не связывает постановку объекта на учет как основного средства с государственной регистрацией вещного права на этот объект. Поэтому позиция названных судов представляется необоснованной.
А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина РФ
1 июля 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в коммерческих организациях", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"