Защита интересов ребенка в многодетной семье
Многодетной семьей считается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующим общеобразовательные программы, - 18 лет*(1). Такая семья - предмет особого внимания России нашего времени. Во-первых, она относится к российским традициям. Во-вторых, ее численность связывается с решением демографических проблем современности. Но на многодетные семьи обращалось внимание и раньше. Так, в ст. 122 Конституции СССР 1936 г. предусматривалась государственная помощь многодетным семьям, что связывалось с обеспечением женщине равных прав с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Ярко выраженным поворотом в сторону защиты многодетных матерей, а следовательно, и их детей стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"*(2). За ним последовали указы Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1947 г. "О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям"*(3), от 19 мая 1949 г. "Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин"*(4). Тем самым были заложены законодательные предпосылки материальной помощи многодетным семьям, а также ряда льгот по устройству детей из многодетных семей в детские учреждения. Однако одна из них, зафиксированная п. 4 Указа от 8 июля 1944 г., предусматривающая право одинокой матери, в том числе и многодетной, беспрепятственно поместить своего ребенка на содержание и воспитание в детское учреждение полностью за государственный счет, явно противоречила интересам несовершеннолетнего, лишавшегося семьи. Фактически это право продолжает существовать до сих пор, что сказывалось и сказывается на человеческой судьбе того, кто с детства семьи не знал.
Идея всемерной помощи многодетным семьям нашла свое отражение и в ч. 3 ст. 53 Конституции СССР 1977 г., где впервые в послеоктябрьский период упоминалась семья как объект государственной защиты. Но опять-таки речь шла о предоставлении пособий и льгот многодетным семьям, где росли дети. Такими виделись конституционные предпосылки охраны их интересов, когда речь еще не шла о праве ребенка жить и воспитываться в семье. Что же касается Конституции РФ 1993 г., то в ст.ст. 7, 38 в качестве объектов охраны фигурируют собирательные понятия - материнство и детство, имеющие свои отличительные признаки.
Содержащиеся в Конституции РФ положения, так или иначе затрагивающие интересы ребенка в любой семье, нашли свое отражение в отраслевом законодательстве (административном, трудовом, семейном). В частности, в Семейном кодексе 1969 г. говорилось о защите семьи государством, охране и поощрении материнства путем предоставления пособий и льгот как одиноким, так и многодетным матерям (ст. 5). В проекте закона СССР от 22 мая 1990 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства"*(5) предлагалась на этот счет более широкая редакция: "Материнство и детство в СССР охраняется и поощряется государством; женщинам создаются условия, позволяющие сочетать труд с материнством; обеспечиваются правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства; государство осуществляет защиту прав и интересов ребенка, обеспечивает право ребенка на условия жизни, необходимые для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития". Такая редакция уже ближе к интересам, правам ребенка в семье, в том числе и многодетной. Однако она не нашла своего отражения в Семейном кодексе РФ 1995 г., который ограничился копированием конституционного положения: "Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства" (п. 1 ст. 1 Кодекса). Что же касается специального федерального законодательства, нацеленного на оказание помощи многодетным семьям, то надо иметь в виду Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"*(6). В развитие ч. 1 ст. 38, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная поддержка многодетных семей была передана в ведение субъектов Российской Федерации, подавляющее большинство которых приняло в 2004-2009-х гг. свои законы о мерах социальной поддержки многодетных семей, реализующие рекомендации названного Указа и в части, касающейся перечня льгот и пособий многодетным семьям. В их числе: предоставление денежных выплат; право на бесплатное посещение детских садов; право на бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте; льготы по оплате жилья и др. Местные органы власти к тому же вправе определять и другие виды помощи многодетной семье, предоставляемые ей льготы. Их целевое назначение - помочь не только многодетной матери, но и ребенку из многодетной семьи. И, конечно, наиболее существенной для такой семьи становится ее материальная поддержка. Тем более что по экспертным оценкам "две трети семей с тремя и более детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, т.е. живут в бедности"*(7). На материальную необеспеченность многодетных семей обращается внимание и в средствах массовой информации. Так, в Бурятии 80% многодетных семей живут за чертой бедности*(8). Отсюда и имеющие место обращения многодетных матерей с просьбой о лишении их родительских прав с тем, чтобы ребенок был передан под опеку (попечительство), в приемную семью, где детям выплачивают более существенное по своим размерам государственное пособие*(9).
Поскольку в законодательных актах разного уровня нет деления многодетных семей на благополучные и, наоборот, неблагополучные, государственная помощь распространяется на всех. Но причина бедности не бывает одинаковой. Чаще всего она существует там, где государственное пособие идет не на детей, а на приобретение алкоголя и наркотиков. Так государственное пособие превращается в источник удовлетворения потребностей родителя-алкоголика, наркомана. Налицо проблема, требующая своего разрешения. Особую остроту она приобретает при защите интересов детей в многодетных семьях, где нарушаются одновременно права многих детей из одной семьи.
Выплата пособия, предоставление различных льгот многодетным семьям не относятся к единственным способам оказания им помощи со стороны государства. Еще одним шагом по оказанию поддержки многодетным семьям стал Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"*(10) (далее - Закон о материнском капитале), который адресован женщинам, родившим (усыновившим) второго, третьего и последующих детей. Само название этого Закона говорит, что поддержка семьи, матери предназначена и для ребенка, его защиты. Поэтому для теоретических споров относительно того, кому служат пособия и льготы по многодетности, нет оснований.
Названный Закон дает исчерпывающий перечень условий для выдачи государственного сертификата на получение материнского капитала: его использование на улучшение жилищных условий, получение образования детьми, формирование накопительной трудовой пенсии для женщин. Каждое из этих условий так или иначе соответствует интересам ребенка, растущего в многодетной семье. Статья 7 названного Закона содержит одно из существенных правил распоряжения сертификатом, необходимым для выдачи материнского капитала: его можно реализовать не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей. Надо полагать, что налицо своего рода испытательный срок для претендентов на получение материнского капитала. Его сокращение, несомненно, в интересах ребенка из многодетной семьи.
Претворение в жизнь условий получения многодетной семьей материнского капитала осложняется особенно тогда, когда речь идет об улучшении жилищных условий многодетной семьи из-за необходимости соблюдения ряда формальностей, тем более, если учитывать все требования постановления Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 937 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"*(11). Время подсказало, что способствовать использованию материнского капитала для улучшения жилищных условий многодетной семьи может предоставление ей земельного участка для жилищного строительства. Тем самым решаются две задачи: во-первых, сокращаются земельные неосвоенные пустоши; во-вторых, оказывается помощь многодетным семьям, желающим приобрести земельный участок. Решению этих задач призван служить, например, Закон Московской области от 1 июня 2011 г. N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области"*(12). И здесь на пути претворения в жизнь этих задач немало препятствий, во-первых, формального характера, во-вторых, не всякой многодетной семье, особенно городской, по силам освоить предоставляемые ей 0,15 га земли. Вместе с тем вне поля зрения материнского капитала осталось здоровье ребенка в многодетной семье, которое нередко требует значительных материальных вложений, выходящих за рамки бесплатной медицины. Возникающие при этом проблемы не носят частного характера, они приобретают особую остроту из-за роста детской инвалидности, их нельзя решать только за счет благотворительности, тогда как защита здоровья ребенка, т.е. его интересов и в многодетной семье, - задача государственного значения.
Перечисленные в Законе о материнском капитале условия его выплаты касаются любых многодетных семей, за исключением некоторых, для которых установлены правила выдачи сертификата на получение материнского капитала. Сюда входят семьи, где состоялись лишение родительских прав, отмена усыновления, совершение в отношении ребенка умышленного преступления и т.д. Другими словами, речь идет об очевидных, зафиксированных в установленном законом порядке фактах. Данный перечень не исчерпывающий, что затрудняет определение, относится ли эта семья к числу неблагополучных или нет, к семье, где ребенку не просто плохо, но и опасно для жизни, здоровья, воспитания. Тем не менее важно упоминание о том, что семья может быть как благополучной с точки зрения защиты интересов ребенка, так и неблагополучной, где ему находиться опасно, где существует угроза, способная породить несчастье, беду, катастрофу, большое зло или серьезный урон беззащитному несовершеннолетнему члену семьи, в том числе и многодетной. При этом имеется в виду неблагополучие, порождающее полную беззащитность ребенка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Там же, где конфликтуют родители, например, расторгающие свой брак, складывается нежелательная для него ситуация, травмирующая его психику, но такая семья не попадает в реестр явно неблагополучных, требующих государственного вмешательства с целью защиты интересов несовершеннолетних детей, в частности в многодетной семье.
Если признаки неблагополучия многодетной семьи обозначены скупо и нуждаются в более четком определении, иначе обстоит дело с семьей благополучной с точки зрения защиты интересов ребенка. Характеристику такой семьи содержит еще один стимул для многодетности: орден "Родительская слава", введенный Указом Президента РФ от 13 мая 2008 г. N 775*(13). Причем он носит характер не только морального поощрения, но и содержит материальный стимул: награжденному выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 000 руб.
Такой орден вручают семьям, которых отличают "социальная ответственность, здоровый образ жизни, надлежащий уровень заботы о детях". Отсюда позволителен вывод о необходимости получения сведений о многодетной семье. Тотальной проверкой всех семей подряд наше государство не занимается и заниматься не может. Что же касается многодетной семьи, то здесь нужно иметь представление, кому и как помогать, а в какой семье необходимо детей спасать, причем без промедления. В первом случае имеются в виду семьи, заслуживающие всяческого уважения, и надо полагать, что их все-таки большинство. Тем более что при проведении социологических опросов подмечено, что среди отцов таких "многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма..., у них более крепкие семьи"*(14). Между тем практика показывает, что число неблагополучных многодетных семей неединично. Тем более что социологи выяснили, что в неблагополучных семьях, становящихся многодетными, детей рождается больше, чем в благополучных: по-видимому, сказывается "обдуманный" подход вторых к деторождению и надежда первых на материнский капитал и прочие выплаты плюс "нежелание что-то в этом богоугодном деле планировать и рассчитывать"*(15).
О бросающемся в глаза количестве неблагополучных многодетных семей, где грубо нарушаются права, интересы ребенка, можно судить по числу удовлетворенных исков о лишении родительских прав, лавинообразный поток которых вызывает понятное беспокойство. Так, лишены родительских прав: в 2000 г. - 42 917 человек, в 2007 г. - 65 585*(16), в 2008 г. - 74 тыс., в 2009 г. - 74 тыс. человек*(17). В их числе и такие дела, где в качестве ответчиков выступают многодетные родители.
Свидетельствовать о существовании многодетных семей, где интересы детей не защищаются, могут и другие обстоятельства, еще не связанные с судебной защитой ребенка путем лишения их родителей родительских прав. Так, например, многодетная семья, состоящая из пяти несовершеннолетних братьев и сестер 11-летнего мальчика, проживающая в селе Карпово Солонешенского района Алтайского края, не состояла ни на каком учете, хотя мать и отчим были пьющими. Ребенок не перенес алкогольного кошмара в семье и кончил жизнь самоубийством*(18).
Другие примеры: глава семьи в селе Малиновка Бурейского района Амурской области 48-летняя женщина, страдающая хроническим алкоголизмом, была матерью трех детей. Ее 19-летняя дочь - тоже алкоголик, бросила малолетнего сына одного. Оставленный без присмотра мальчик сгорел заживо*(19). 28-летняя женщина, имеющая троих несовершеннолетних детей - десятилетнего и трехлетнего сыновей и пятимесячную дочку, страдала хроническим алкоголизмом. Ее дети росли в обстановке, угрожающей их жизни, здоровью. В момент посещения дома официальными лицами в доме был полный разгром, перевернута мебель, выбиты стекла окон. Среди стекол на полу сидел трехлетний сын. Нетрезвая бабушка вся в синяках с пятимесячной девочкой отсиживалась у соседей, старшего мальчика не было дома всю ночь. Поэтому детей изъяли из семьи, после чего их мать кончила жизнь самоубийством*(20). Налицо трагедия, возникшая в многодетной семье.
Таковы примеры, свидетельствующие о существовании крайне неблагополучных многодетных семей, где грубо нарушаются интересы ребенка. Их число неизвестно и растворяется в общей массе семей, где детей трое и больше, а они составляют, по данным Всероссийской переписи 2002 г., 6,6% от числа семей с детьми. Причем 75% из них - это семьи с тремя детьми*(21). По материалам А.И. Антонова, в нашей стране около 6% семей с тремя и более детьми (от общего количества семей с детьми), в то время как в Западной Европе семей с тремя и более детьми - 12-15%*(22).
Для того чтобы представить, в чем состоит нарушение интересов ребенка в неблагополучной семье, важно понять, в чем они заключаются.
Понятие "интересы ребенка в семье" относится к числу сложных за счет многообразия его признаков. Основу их определения, на наш взгляд, составляет термин "развитие", на что обращается внимание в международных актах, Семейном кодексе РФ. Оценка интересов ребенка с точки зрения его развития (нравственного, духовного, физического) служит первым шагом в определении его истинных интересов как развивающейся личности. И, конечно, развития со знаком плюс, нацеленного на формирование общепризнанных положительных человеческих качеств, способности к социальной адаптации. В противном случае на "нездоровой, опасной почве" вырастают социально и физически больные дети, ориентированные на асоциальные установки, что выявляется при изучении особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей, выросших в неблагополучной семье. Ее отличает наблюдающаяся в наше время социальная и духовно-нравственная деформация в детской и подростковой среде*(23). К тому же детей, чье развитие шло по нисходящей, характеризуют, как правило, низкая успеваемость, утрата интереса к учебе и работе, недобросовестное к ним отношение*(24). Мало того, проблему детской безнадзорности как предпосылки преступности несовершеннолетних некоторые авторы связывают с социально-демографическими причинами, куда включают и пребывание ребенка в многодетной семье*(25).
Так называемое ненадлежащее развитие может затрагивать не только интеллект формирующейся, еще незрелой личности, но и показатели ее здоровья. О неблагополучии на этот счет свидетельствует уже приведенный пример, касающийся многодетной семьи, проживающей в селе Малиновка Амурской области. В этой семье уже два поколения пребывают в состоянии беспросветного запоя. Глава семьи - 48-летняя женщина в состоянии запоя родила трех детей. Ее старший сын, едва достигнув совершеннолетия, попал в тюрьму, младшая - страдает олигофренией средней степени. Средняя 19-летняя дочь - страдает алкоголизмом, сошлась с 43-летним запойным пьяницей, лишенным родительских прав в отношении трех своих детей от первого брака. После гибели первого ребенка она родила следующего "с кучей болячек и патологией". И лелеет она одну мечту - получить материнский капитал*(26). В той же Малиновке "градообразующим предприятием" является детский дом для психохроников, в который со всей области свозят "умственно больных" детей, добрую половину которых родили на свет хронические алкоголики*(27), образующие, надо думать, многодетные семьи.
Качество развития ребенка в семье во многом, если не в основном, зависит от условий, в которых оно протекает. Обычно именно домашняя обстановка демонстрирует, каково ребенку дома, в семье. Поэтому нужно знать, существует ли здесь действительно опасная для его жизни, здоровья, воспитания обстановка. Не случайно появились применительно и к детям словосочетания "тяжелая жизненная ситуация", "зона социального риска". Их симптомы - антисанитария в доме в сочетании с полным запустением, отсутствием у ребенка необходимой пищи, одежды, следы побоев и пр. Нередко дети из таких семей не посещают или посещают нерегулярно школу, страдают от отсутствия медицинской помощи.
Условия развития ребенка в семье в значительной мере определяются качеством реализации родителями своих прав, выполнения ими своих родительских обязанностей, предусмотренных ст.ст. 63, 64 Семейного кодекса РФ. Что же касается злоупотребления "родительской властью", родительскими обязанностями, то оно может иметь разные по степени своей опасности для ребенка последствия. Малолетнего можно понудить сделать что угодно - заставить попрошайничать, совершать кражи и т.п. Злоупотреблением родительскими правами будет приказ: "Действуй, как я". Именно "злоупотребление родительской властью оказывает десоциализирующее воздействие на личность ребенка в процессе его формирования, а в сочетании с конкретной жизненной ситуацией детерминирует у несовершеннолетнего преступное поведение"*(28). Не случайно "дети - жертвы злоупотреблений родительской властью составляют значительный резерв преступности несовершеннолетних, а также преступности взрослых"*(29).
Как злоупотребление родительскими правами можно рассматривать и подражание родителю, чье аморальное, асоциальное поведение, образ жизни впитываются ребенком постоянно, ежедневно, становясь для него источником опасности. Казалось бы, здесь нет злоупотребления родительской властью как таковой. Но родители, пользуясь ею, оказывают на несовершеннолетнего пагубное воздействие. По данным социологов, примерно в 40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи*(30). Отсюда и имеющее место за последнее десятилетие снижение возраста начала употребления алкоголя с 16 до 13 лет*(31). А, по данным Института социологии РАН, пик массового приобщения к алкоголю сместился в возрастную группу 14-15 лет*(32), что объясняется рядом причин, среди которых лидирует подражание родителям. По мнению социального педагога из Ставропольского края О.М. Коленкиной, "родительский алкоголизм как фактор риска" обусловливает положительное отношение подростков к спиртным напиткам*(33). К сказанному можно добавить, что "пьянство родителей может сыграть роковую роль в жизни подростка: мальчики, родившиеся в семье алкоголика, подвергаются в четыре раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальной семье"*(34).
Еще один пример злоупотребления родительскими правами - жестокое обращение с ребенком, которое фигурирует в Семейном кодексе РФ как самостоятельное основание лишения родительских прав. Оно рассматривается как одна из форм насильственного поведения, имеющего разные формы проявления. Сюда входят:
физическое насилие (толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, с использованием тяжелых предметов, что приводит к болевым ощущениям и травмам)*(35);
психологическое (эмоциональное) насилие (угрозы, грубость, издевательство, оскорбление словом). Подобного рода насилие не оставляет синяков на теле, но оно гораздо разрушительнее*(36);
сексуальное насилие - вид домогательства, выражающееся в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий вплоть до изнасилования, инцеста (сексуальное общение кровных родственников), эбьюза (использования родителем в качестве сексуального объекта своего ребенка)*(37).
Проявление насилия по отношению к несовершеннолетним детям в виде жестокого с ними обращения является наиболее опасной формой злоупотребления родительскими обязанностями. "Жизнь детей - жертв жестокого обращения в семье, и в первую очередь материнского, готовит их в будущем в одинаковой мере и к роли жертвы, и к роли насильника"*(38).
Жестокость по отношению к ребенку наносит к тому же ущерб его здоровью, представляет опасность для его жизни и социальной адаптации, толкает несовершеннолетних детей на улицу, в сомнительные компании сверстников, к совершению противоправных действий, занятию проституцией, бродяжничеством, наркоманией, алкоголизмом, генерируя круг жестокости, деформации семейных ценностей, передачи негативного опыта последующим поколениям*(39). "Связь между жестоким обращением и криминальным поведением проявляется и в том, что значительная часть взрослых преступников в детстве пострадала от жестокого обращения. Среди несовершеннолетних преступников эта связь еще более отчетлива"*(40). Словом, жестокое обращение с детьми, в чем бы оно ни выражалось, что бы ни послужило его причиной, оказывает губительное воздействие на все стороны развития ребенка и в многодетной семье, определяет условия его формирования в семейном коллективе.
Изучение сложного клубка причин нарушения интересов ребенка в многодетной семье позволяет заметить, что лидирует среди них алкоголизм родителей. Их неадекватное состояние, когда все родительские чувства побеждает непреодолимое влечение к алкоголю, наркотикам, превращает ребенка в беззащитную жертву, что усугубляет ситуацию, если в семье много детей. Избавление от хронического алкоголизма, наркомании, как правило, не порождает потребности в принятии незамедлительных мер по защите интересов ребенка либо позволяет ставить вопрос о восстановлении родительских прав. Так, один из районных судов Ставропольского края удовлетворил иск Б. о восстановлении ее родительских прав в отношении 8-летнего сына, 4-летней и 2-летней дочерей. В основу своего решения суд положил то обстоятельство, что истица прошла курс лечения у врача-нарколога, после чего перестала употреблять спиртные напитки, навела в доме порядок, устроилась на работу, стала проявлять заботу о своих детях. При этом не имеет значения, навсегда ли она избавилась от своего недуга. Восстановление ее в родительских правах есть правовая реакция на реально существующую ситуацию, что в интересах несовершеннолетних.
На тесную связь нарушения интересов ребенка с алкоголизмом, наркоманией его родителей обращают внимание специалисты разного профиля. Так, в исследованиях экономического характера подчеркивается, что потребление алкоголя и наркотиков относится к серьезным государственным проблемам, имеющим прямое отношение к здоровью будущих поколений*(41). По мнению Е.И. Цымбала, самой распространенной причиной лишения родительских прав служит алкоголизм родителей, который приводит к жестокому обращению с ребенком или уклонению от выполнения родительских обязанностей*(42). В работе, посвященной защите несовершеннолетних детей от семейного насилия, О.Ю. Косова также обращает внимание на алкоголизм как основание лишения родительских прав*(43).
На практике более 90% исков о лишении родительских прав объясняется алкоголизмом родителей, который порождает и другие основания лишения родительских прав (уклонение от выполнения родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми). Подобные основания лишения родительских прав предусмотрены ст. 69 Семейного кодекса РФ. Угроза нарушения интересов ребенка в таких случаях велика. Тем более что по оценкам экспертов сейчас алкоголиков в стране около 5 млн., или 3,4% от численности всего населения*(44). (С момента начала перестройки душевое потребление алкоголя выросло на четверть*(45).) И что более опасно с точки зрения защиты интересов ребенка в семье, так это рост женского алкоголизма. В современной России, по данным Генеральной прокуратуры РФ, зарегистрировано 418 тыс. женщин с диагнозом "алкоголизм"*(46), плодовитость которых нежелательна с точки зрения качества подрастающего поколения. Вот почему стимулирование многодетности как таковой без заботы о качестве подрастающего поколения чревато нарушением интересов ребенка в многодетной семье.
Все нарушения интересов ребенка в семье, в том числе многодетной, правовые последствия таких нарушений рассматриваются главным образом с точки зрения уголовного права, криминологии, с чем трудно согласиться, так как возникающие при этом проблемы значительно шире и глубже, поскольку речь идет, можно сказать, о массовом нарушении прав гражданина, пусть даже несовершеннолетнего, на жизнь и воспитание в семье, естественно, благополучной.
В качестве способа "оздоровления" неблагополучной семьи любой величины в научной литературе и СМИ предлагаются следующие рекомендации:
ужесточить меры уголовно-правовой ответственности родителей, предусмотренные ст. 156 УК. При этом обращается внимание на то, что "особое место в профилактике семейного неблагополучия принадлежит уголовному закону"*(47);
наложить в законодательном порядке запрет "иметь детей вообще"*(48).
По поводу первой рекомендации надо сказать, что решение сложных социально-экономических проблем, к которым относится обеспечение интересов ребенка в многодетной семье, с помощью уголовного закона - нонсенс, не требующий пояснения. Что касается вторых рекомендаций, которые по сути дела сводятся к стерилизации прежде всего женщины, то, в принципе, она допустима в случаях крайней необходимости по медицинским показателям.
Настрой на ужесточение мер по борьбе с неблагополучными семьями объясняется тревогой по поводу бесспорного влияния неблагополучной семьи на противоправное поведение детей. Замечено, что 80% несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где непосредственно на них оказывалось отрицательное влияние*(49). Однако оценивать негативные последствия влияния неблагополучной семьи, в том числе многодетной, только с уголовно-правовой точки зрения неверно. Там, где нарушаются интересы ребенка в семье, имеет место несоблюдение закона (п. 3 ст. 1, ч. 2 п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 56, ч. 1 п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ). Совсем не обязательно, чтобы ребенок из неблагополучной многодетной семьи превратился в преступника. Достаточно того, что опасная для него обстановка в семье способна искалечить его детство, судьбу, извратить его представление о семейных ценностях, что в конечном счете сказывается на имеющей место нестабильности семейных отношений. И здесь потери для общества не поддаются исчислению, но они бесспорны и огромны. Отсюда возникает вопрос: что делать?
На наш взгляд, следует прежде всего выявлять именно неблагополучные многодетные семьи, что несложно, так как они, по общему правилу, у всех на виду. Но до сих пор нет определенности, в чьи функциональные обязанности все-таки входит выявление таких семей. В свое время в качестве эксперимента предлагалось введение должности участкового по делам семьи. На практике чаще всего работу по выявлению неблагополучных, в том числе и многодетных, семей возлагают на органы внутренних дел, что теперь в перечень непосредственных обязанностей, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(50), не входит.
Надо полагать, что обязанности по выявлению неблагополучных семей целесообразно возложить на комиссии по делам несовершеннолетних исполнительных органов власти, выведенные из подчинения органов внутренних дел. Именно эти комиссии в состоянии организовать разветвленную службу выявления неблагополучных семей любой численности, результаты чего станут предметом их обсуждения. Тем самым будет устранена разобщенность в деятельности по выявлению и оказанию помощи прежде всего неблагополучной семье. Рассчитывать на п. 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ не приходится, так как о его содержании мало кто знает. К тому же гражданская активность населения оставляет желать лучшего. Поэтому содержащееся в данной правовой норме предписание обычно остается на бумаге, а оно таково: "Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка". Будет более результативно, если вся информация о погибающих детях будет поступать в комиссию по делам несовершеннолетних, нацеленную только на защиту интересов ребенка государством.
В качестве реакции на неблагополучие, выявленное по поручению этой комиссии, допустимо оказание помощи многодетной семье с тем, чтобы вывести ее из "тупикового" состояния полной безнадежности*(51). Сюда входит организация материальной поддержки семье, помощи в трудоустройстве родителей, лечении ребенка, улучшении жилищных условий семьи и т.п. Такая помощь обычно осуществляется разными способами, и направить ее в нужное русло комиссия по делам несовершеннолетних как орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями, в состоянии. Но поскольку главный "бич" семьи, источник опасности для жизни, здоровья, воспитания ребенка - алкоголизм, наркомания его родителей, комиссию по делам несовершеннолетних имеет смысл наделить правом направления родителя, страдающего хроническим алкоголизмом, наркоманией, на принудительное лечение как до, так и после лишения, ограничения родительских прав. Применение к лицам, страдающим столь тяжким психическим заболеванием, других мер воздействия бесперспективно. Вот почему заслуживают внимания рекомендации, полученные в результате опроса, проведенного институтом социологии РАН по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации*(52).
Кроме оказания помощи многодетным родителям, превращающим свой дом в источник грубого нарушения интересов своих несовершеннолетних детей, в компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних имеет смысл включить:
осуществление постоянного контроля за ситуацией, сложившейся в многодетной неблагополучной семье, осуществляемого физическими и юридическими лицами, общественными организациями по поручению комиссии по делам несовершеннолетних;
предупреждение родителей (заменяющих их лиц) о недопустимости опасного для ребенка поведения в семье;
отобрание детей у неблагополучных родителей, контакт с которыми представляет очевидную опасность для жизни, здоровья, воспитания детей. Такое отобрание обычно основывается на ст. 77 Семейного кодекса РФ, предусматривающей изъятие ребенка из семьи, где существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью. В любом случае немедленное отобрание несовершеннолетнего у родителей должно быть основано на законе. Материальная необеспеченность семьи сама по себе не является для этого основанием;
предъявление иска о лишении родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ;
предъявление иска об ограничении родительских прав в соответствии со ст. 73 Семейного кодекса РФ.
Таким образом, многодетная семья, выполняющая свое назначение, нуждается в расширении границ оказываемой ей государством поддержки и помощи ради более ощутимой защиты интересов ее детей. Что же касается неблагополучных многодетных семей, то они нуждаются в особом контроле и своевременной защите детей, чье право на жизнь и воспитание в семье существует лишь номинально. И в особом контроле нуждаются те многодетные семьи, где родители пользуются государственной поддержкой не по назначению - во вред ребенку, используя предназначенное для него государственное пособие на приобретение алкоголя и наркотиков. Нельзя допускать и дальше, чтобы стремление к многодетности объяснялось желанием иметь постоянный, стабильный источник приобретения средств для удовлетворения собственных пагубных потребностей, отчего ребенок попадает в опасную для него обстановку.
Библиографический список
1. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты Всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. 2009. N 8-9.
2. Вельский В.Ю. Семья и девиантное поведение молодежи // Защити меня. 2011. N 2.
3. Бровкина М. Вниз по матушке, по водке // Российская газета. 2011. 12 авг.
4. Добрынина Е. Рюмка за папу, рюмка за маму... // Российская газета. 2011. 28 сент.
5. Замурий Т.В. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы // Молодая семья в контексте региональной семейной политики: Материалы V Международного конгресса "Российская семья". М., 2008.
6. Зюзин С. Протест с петлей на шее // Российская газета. 2010. 10 дек.
7. Коленкина О.М. Родительский алкоголизм как фактор риска, обусловливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам: Материалы международной научно-практической конференции. Светлоград, 2009.
8. Косова О.Ю. Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах // Защита несовершеннолетних детей от семейного насилия. Иркутск, 2006.
9. Красовская О.Н. Предпреступное и преступное поведение несовершеннолетних - жертв злоупотреблений родительской властью (криминологические и уголовно-правовые проблемы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
10. О Концепции государственной семейной политики. По материалам парламентских слушаний. М., 2009.
11. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. (рассмотрение гражданских дел) // Российская юстиция. 2010. N 7.
12. Орлова Ю.Р. Криминологическое изучение безнадзорности несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
13. Побегайло А.Э. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
14. Полонская И. Свои чужие дети // Российская газета. 2009. 19 мая.
15. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия. М., 2000.
16. Родителями не рождаются // Российская газета. 2009. 30 сент.
17. Социальная защита. М., 2011.
18. Статистический сборник. М., 2009.
19. Трудовая экономика. Экономическая модель противодействия алкозависимости. М., 2005.
20. Цимбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М., 2007.
21. Ярошенко А. Бес материнства // Российская газета. 2010. 22 сент.
А.М. Нечаева,
доктор юридических наук, профессор,
главный научный сотрудник сектора гражданского права,
гражданского и арбитражного процесса
Института государства и права РАН
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Социальная защита. М., 2011. С. 23.
*(2) Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. N 37.
*(3) Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. N 41.
*(4) Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. N 26.
*(5) Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 23. Ст. 422.
*(6) Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1992. N 19. Ст. 1044.
*(7) См.: О Концепции государственной семейной политики. По материалам парламентских слушаний. М., 2009. С. 39.
*(8) См.: Полонская И. Свои чужие дети // Российская газета. 2009. 19 мая.
*(9) См.: Там же.
*(10) СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
*(11) Российская газета. 2010. 8 дек.
*(12) Ежедневные Новости. Подмосковье. 2011. 4 июня.
*(13) СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2533.
*(14) См.: Замурий Т.В. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы // Молодая семья в контексте региональной семейной политики: Материалы V Международного конгресса "Российская семья". М., 2008. С. 159.
*(15) См.: Родителями не рождаются // Российская газета. 2009. 30 сент.
*(16) См.: Статистический сборник. М., 2009. С. 111.
*(17) См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. (рассмотрение гражданских дел) // Российская юстиция. 2010. N 7. С. 66.
*(18) См.: Зюзин С. Протест с петлей на шее // Российская газета. 2010. 10 дек.
*(19) См.: Ярошенко А. Бес материнства // Российская газета. 2010. 22 сент.
*(20) См.: Бровкина М. Вниз по матушке, по водке // Российская газета. 2011. 12 авг.
*(21) См.: Замурий Т.В. Указ. соч. С. 159.
*(22) См.: Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты Всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. 2009. N 8-9. С. 1.
*(23) См.: О Концепции государственной семейной политики. С. 39.
*(24) См.: Красовская О.Н. Предпреступное и преступное поведение несовершеннолетних - жертв злоупотреблений родительской властью (криминологические и уголовно-правовые проблемы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 19.
*(25) См.: Орлова Ю.Р. Криминологическое изучение безнадзорности несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 18.
*(26) См.: Ярошенко А. Указ. соч.
*(27) См.: Там же.
*(28) См.: Красовская О.Н. Указ. соч. С. 19.
*(29) См.: Там же.
*(30) См.: Бельский В.Ю. Семья и девиантное поведение молодежи // Защити меня. 2011. N 2. С. 28.
*(31) См.: О Концепции государственной семейной политики. С. 39.
*(32) См.: Добрынина Е. Рюмка за папу, рюмка за маму... // Российская газета. 2011. 28 сент.
*(33) См.: Коленкина О.М. Родительский алкоголизм как фактор риска, обусловливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам: Материалы международной научно-практической конференции. Светлоград, 2009. С. 251.
*(34) См.: Там же. С. 248.
*(35) См.: Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия. М., 2000. С. 14.
*(36) См.: Там же.
*(37) См.: Там же. С. 21.
*(38) См.: Там же. С. 6.
*(39) См.: Красовская О.Н. Указ. соч. С. 16.
*(40) См.: Цимбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М., 2007. С. 21.
*(41) См.: Трудовая экономика. Экономическая модель противодействия алкозависимости. М., 2005. С. 12.
*(42) См.: Цымбал Е.И. Указ. соч. С. 209.
*(43) См.: Косова О.Ю. Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах // Защита несовершеннолетних детей от семейного насилия. Иркутск, 2006. С. 83.
*(44) См.: Добрынина Е. Указ. соч.
*(45) См.: Там же.
*(46) См.: Там же.
*(47) См.: Побегайло А.Э. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 29.
*(48) См.: Родителями не рождаются // Российская газета. 2009. 30 сент.
*(49) См.: Красовская О.Ю. Указ. соч. С. 19.
*(50) СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
*(51) См.: Бельский В.Ю. Указ. соч. С. 30.
*(52) См.: Родителями не рождаются // Российская газета. 2009. 30 сент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Защита интересов ребенка в многодетной семье
Автор
А.М. Нечаева - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2012, N 6