Повышение эффективности бюджетных расходов путем внедрения управленческого учета
Главной целью проводимых в стране реформ в бюджетной сфере считается повышение эффективности деятельности организаций. Стратегической задачей для решения данной цели считается повышение эффективности управления финансовыми ресурсами, обусловленное необходимостью обеспечить экономное и рациональное использование бюджетных средств.
В сложившихся экономических условиях эффективное управление бюджетными ресурсами приобретает особую актуальность. В целях реализации мероприятий Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р (далее - Распоряжение N 1101-р), совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 23.12.2010 N 182н/674 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов" (далее - Приказ N 182н/674) федеральным органам исполнительной власти рекомендуется формировать ведомственный план, а также график реализации ведомственного плана по следующим направлениям:
- оптимизация расходных обязательств РФ;
- внедрение программно-целевых методов государственного управления;
- повышение качества и эффективности исполнения государственных функций;
- повышение эффективности управления государственным имуществом;
- оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования федеральных государственных служащих;
- оптимизация государственных закупок;
- повышение энергетической эффективности;
- повышение качества финансового менеджмента;
- создание и совершенствование процедур внутреннего контроля;
- иные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.
Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов приведены на рисунке.
/--------------------\
| Повышение |
| эффективности |
| бюджетных расходов |
\--------------------/
/--------------------\ /--------------------\ /----------------------\
| Разработка и | | Повышение качества | | Материальное и |
| внедрение системы | | финансового | | моральное |
| индикаторов |-| менеджмента |-| стимулирование по |
| эффективности | | | | результатам |
| бюджетных расходов | | | | деятельности |
\--------------------/ \--------------------/ \----------------------/
|
/-----------------------+--------------------------\
/--------------------\ /--------------------\ /----------------------\
| Внедрение | | Бюджетирование, | |Разработка и внедрение|
| управленческого | | ориентированное на | |расчетно-нормативного |
| учета | | результат | |планирования бюджетных|
| | | | | ассигнований |
\--------------------/ \--------------------/ \----------------------/
Повышение эффективности бюджетных расходов
В частности, в связи с организацией мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, осуществляемых главными распорядителями средств федерального бюджета, Федеральное казначейство издало приказ от 20.07.2011 N 302 "Об утверждении Плана Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".
План Федерального казначейства разработан в целях выполнения п. 33 Плана мероприятий Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной Распоряжением N 1101-р и в соответствии с Приказом N 182н/674.
Одно из направлений Плана Федерального казначейства - оптимизация государственных закупок.
В целях комплексного совершенствования и стандартизации процедур планирования, организации и контроля за процессом закупок товаров, работ и услуг для нужд органов Федерального казначейства и повышения их эффективности, в том числе в части расходования бюджетных средств, Федеральное казначейство планирует:
1. Обеспечить централизацию закупок на уровне управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, что должно позволить:
1.1. Сократить расходы бюджетных средств по гл. 100 "Федеральное казначейство" Распоряжения N 1101-р за счет:
- сокращения числа разовых закупок (до 100 тыс. руб.);
- сокращения государственных заказчиков за счет оптимизации структуры Федерального казначейства.
1.2. Повысить результативность деятельности сотрудников по размещению заказа за счет устранения совмещения функций по размещению заказов с иными профессиональными обязанностями сотрудников.
1.3. Усилить контроль за закупочной деятельностью территориальных органов Федерального казначейства.
2. Создать и внедрить автоматизированную систему размещения государственного заказа Федерального казначейства, обеспечив тем самым:
2.1. Качественное повышение уровня прозрачности всех технологий размещения и исполнения заказов.
2.2. Стандартизацию всех процедур планирования, подготовки и размещения заказов, исполнения государственных контрактов и договоров, а также осуществления контроля за размещением заказов органами Федерального казначейства, что, в свою очередь, должно позволить повысить качество реализации требований, установленных законодательством о государственных закупках.
Федеральным казначейством на постоянной основе осуществляется контроль за выполнением плановых показателей по государственным закупкам, эффективностью размещения заказов, своевременным исполнением контрактных обязательств посредством:
- создания и функционирования комиссий по планированию закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства на уровне центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства;
- формирования единого плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и отчета об исполнении плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства в соответствии с приказом Федерального казначейства от 08.08.2008 N 211 "Об утверждении Порядка формирования Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и Отчета об исполнении Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства" (далее - Приказ N 211);
- мониторинга реестра государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов в части гл. 100 "Федеральное казначейство" Распоряжения N 1101-р.
В рамках данного Плана Федеральным казначейством также запланировано осуществить следующие мероприятия:
1. Совершенствование управленческого учета по гл. 100 "Федеральное казначейство" Распоряжения N 1101-р в целях:
- создания информационной базы для эффективного управления финансами;
- оценки эффективности управления финансами;
- принятия решений по совершенствованию управления финансами;
- получения объективной управленческой информации о расходах в разрезе основных мероприятий подпрограмм государственных программ, соисполнителем которых считается Федеральное казначейство.
2. Внедрение расчетно-нормативного планирования бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций Федерального казначейства в целях:
- создания системы, обосновывающей бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций Федерального казначейства, в том числе и в разрезе органов Федерального казначейства;
- выявления внутренних организационных, материальных и финансовых ресурсов.
Также в целях повышения эффективности бюджетных расходов и организации процесса бюджетного планирования приказом Федерального казначейства от 22.07.2011 N 314 утверждены расчетно-нормативные затраты на содержание территориальных органов Федерального казначейства, где общие расчетно-нормативные затраты () включают расчетно-нормативные затраты на командировочные расходы (
), оплату прочих выплат (
), услуги связи
, коммунальные услуги (
), оплату аренды помещений (
), содержание недвижимого и движимого имущества (
), приобретение нефинансовых активов (
), уплату налогов (
), оплату труда независимых экспертов (
), оплату государственной пошлины (
), приобретение открыток (
) и определяются по формуле
.
Данный приказ регулирует порядок определения расчетно-нормативных затрат на содержание территориальных органов Федерального казначейства и содержит формулы расчета затрат на конкретные нужды:
1. Расчетно-нормативные затраты на командировочные расходы рассчитываются исходя из нормы оплаты суточных, средней стоимости проезда до места командирования и обратно, средней стоимости жилого помещения из расчета количества направляемых в командировки сотрудников в год и количества дней командировки.
2. Расчетно-нормативные затраты по прочим выплатам рассчитываются исходя из размера месячной компенсационной выплаты по уходу за ребенком и количества сотрудников, получающих пособие по уходу за ребенком до 3 лет, также учитывается районный коэффициент.
3. Расчетно-нормативные затраты на услуги связи рассчитываются с учетом абонентской платы, затрат на повременную оплату междугородных и местных телефонных соединений, затрат на сотовую связь, на оплату почтовых услуг, услуг Интернета, специальной связи и прочие затраты по связи. При этом установлено ограничение по количеству телефонных номеров местной связи из расчета не более одного телефонного номера на трех работников основного персонала, также установлена норма расходования средств на один сотовый телефонный номер, а количество телефонов сотовой связи устанавливается в соответствии с нормами и ценовыми ограничениями на покупку служебных мобильных телефонов, согласно приложению к приказу.
4. Расчетно-нормативные затраты на коммунальные услуги включают в себя затраты на холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение, отопление, потребление газа и электроэнергии. При расчете холодного водоснабжения и водоотведения учитываются тарифы, утвержденные на региональном (муниципальном) уровне, и объемы потребления воды на основании Строительных норм и правил (СНиП) 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 189, из расчета 25 л при наличии горячего водоснабжения и 35 л - при его отсутствии на 1 человека в день, количества рабочих дней в году и предельной численности. Расчет потребности теплоэнергии на отопление зданий и помещений производится на основании СНиП 23-01-99, исходя из общей расчетной площади, продолжительности отопительного сезона в регионе, высоты помещений, температуры внутреннего воздуха 21°С, средней температуры наружного воздуха и т.д. Расчет потребности в газе определяется исходя из суммы потребности в теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение, деленной на 8,5 (1 газа = 8,5 тыс. ккал.) Расчет потребности электроэнергии производится исходя из норм расхода электроэнергии, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 N 283, потребности в электроэнергии оборудования, площади помещений для освещения, количества рабочих дней в году и прочих показателей.
5. Расчет затрат на аренду помещений производится исходя из количества общей площади на одного работника, установленного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", предельной численности работников и тарифа, принятого на региональном уровне.
6. Расчетно-нормативные затраты на содержание недвижимого и движимого имущества включают в себя затраты на содержание помещений, оплату услуг вневедомственной охраны, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, эксплуатационные расходы, проведение текущего ремонта, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осмотр водителей перед рейсом, аттестацию рабочих мест, диспансеризацию и прочие расходы. Для каждого вида затрат определены формулы и порядок расчетов.
7. Для расчетов затрат на приобретение нефинансовых активов разработаны нормы на приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей, бумаги из расчета на одного сотрудника, количества автомашин, расходных материалов к оргтехнике и принтерам, мебели, оргтехники и отдельных основных средств из расчета на кабинет сотрудника в соответствии с занимаемой должностью.
8. Затраты на уплату налогов включают затраты на уплату транспортного налога, налога на имущество организации, земельного налога и сбора за загрязнение окружающей среды.
Транспортный налог () определяется по формуле
,
где - число лошадиных сил автопарка;
- налоговая ставка в соответствии со ст. 361 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Налог на имущество организации () определяется по формуле
,
где - среднегодовая стоимость имущества;
2,2% - налоговая ставка (ст. 380 НК РФ).
Земельный налог () определяется по формуле
,
где - кадастровая стоимость земельных участков;
1,5% - налоговая ставка (ст. 394 НК РФ).
Сбор за загрязнение окружающей среды () равен фактическим расходам прошедшего года с учетом изменения норматива
,
где - расходы прошедшего года;
- изменения норматива.
9. Затраты на оплату труда независимых экспертов рассчитываются исходя из количества планируемых в течение года аттестационных и конкурсных комиссий, количества часов заседаний, ставки почасовой оплаты согласно постановлению Правительства РФ от 12.08.2005 N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами", количества независимых экспертов, включенных в комиссии и суммы процентов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды при оплате труда независимых экспертов на основании гражданско-правовых договоров.
10. Расчетно-нормативные затраты по оплате государственной пошлины принимаются в сумме фактических расходов в предыдущем году.
11. Затраты на приобретение открыток рассчитываются исходя из количества закупаемых открыток и стоимости одной открытки.
В целях упорядочения транспортного обеспечения территориальных органов приказом Федерального казначейства установлен модельный ряд и нормы легковых автомобилей для удовлетворения нужд - 1 автомобиль на 50 единиц предельной штатной численности.
На основании данных расчетов разработаны бюджетные сметы на 2012 г. центрального аппарата Федерального казначейства и управлений Федерального казначейства по субъектам РФ.
В рамках внедрения системы управленческого учета Приказом N 211 утвержден Порядок формирования Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и Отчета об исполнении Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства.
Настоящий порядок разработан в целях совершенствования организации, управления и контроля за закупками товаров, работ и услуг.
На основании доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период с учетом предложений администраторов закупок о потребностях в закупках товаров, выполнения работ, оказания услуг формируется проект плана закупок для нужд Федерального казначейства. В случае необходимости в План закупок вносятся изменения.
В Плане закупок все лимиты бюджетных обязательств планируются по конкретным видам затрат в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Задачи Плана закупки:
- исключение ошибок при планировании расходов на ранних стадиях;
- выявление реальных потребностей в производимых закупках и расходах;
- конкретизация сметного расходования бюджетных средств.
Ежемесячно формируется Отчет об исполнении Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и направляется руководителю на рассмотрение с целью принятия управленческих решений.
При выполнении мониторинга результативности бюджетных расходов осуществляется взаимодействие практически всех органов управления и структурных подразделений ведомства в целом. В результате управленческое звено на каждом уровне получает в установленном порядке информацию и документацию, необходимые для принятия эффективных решений.
Такая оценка невозможна, в частности, без наличия полной и достоверной ведомственной отчетности, сформированной по установленным в ведомстве правилам.
Аналитическую основу для проведения указанных процедур составляют данные, формируемые в соответствующей учетной системе, которая в каждой конкретной организации призвана обеспечивать информационные потребности управленческого звена с целью принятия эффективных решений.
Необходимо отметить, что информация, которая содержится в стандартных регистрах бухгалтерского учета в организациях сектора государственного управления и формах бюджетной отчетности и отчетности государственных (муниципальных) учреждений, не всегда бывает достаточной для эффективного управления бюджетными ресурсами. Зачастую необходимы такие данные, которых в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления не может быть.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, т.е. по свершившимся фактам хозяйственных операций, так как первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции. Если это не представляется возможным, - непосредственно по окончании операции.
Управленческий учет должен обеспечивать возможность планирования расходов по конкретным видам затрат и КОСГУ, в разрезе администраторов закупок и содержать информацию для принятия управленческих решений. Содержание управленческой информации должно быть направлено на удовлетворение информационных потребностей внутренних пользователей - руководителя и структурных подразделений, а также помогать в организации и координации действий по осуществлению функции заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Учет, анализ и контроль за расходованием бюджетных средств ведут к повышению эффективности управления финансовыми средствами.
Исходя из основного назначения управленческого учета, определяющими при формировании системы управленческого учета в организации являются запросы руководства организации, руководителей его структурных (организационных) подразделений на получение той или иной информации, характеризующей деятельность организации по достижению заявленных результатов, и необходимых для принятия управленческих решений на каждом из уровней управления.
Методы, используемые в управленческом учете, весьма разнообразны, поскольку он объединяет методы многих дисциплин: учета (оперативного, бухгалтерского, статистического), анализа, стратегического и оперативного планирования и управления, экономики отрасли, математической статистики и т.д. Данные, формируемые в системе управленческого учета, могут быть использованы при формировании статистических отчетов, бюджетной отчетности и налоговой отчетности. Задача эффективной организации управленческого учета также состоит в обеспечении надлежащего формирования и представления информации пользователям.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
2. Нормы расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов: приказ Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 N 283.
3. О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений: постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 3.
4. О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, образуемых федеральными государственными органами: постановление Правительства РФ от 12.08.2005 N 509.
5. Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов: приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 23.12.2010 N 182н/674.
6. Об утверждении Плана Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: приказ Федерального казначейства от 20.07.2011 N 302.
7. Об утверждении Порядка формирования Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и Отчета об исполнении Плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 08.08.2008 N 211.
8. Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р.
9. Об утверждении расчетно-нормативных затрат на содержание территориальных органов Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 22.07.2011 N 314.
Е.В. Бондарева,
заместитель начальника отдела финансового
обеспечения Управление Федерального
казначейства по Краснодарскому краю,
советник государственной гражданской
службы РФ 3-го класса
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).