Работник занимал должность вожатого в период с 1999 по 2003 г. При обращении в Главное управление Пенсионного фонда РФ, ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости было отказано, в связи с недостаточностью стажа, установленного законодательством, так как период работы пионервожатым не может быть засчитан в стаж в связи с тем, что данная должность отсутствует в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Правомерен ли отказ Главного управления Пенсионного фонда РФ?
Из анализа действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод, что в данном случае отказ Главного управления Пенсионного фонда РФ является правомерным в силу того, что наименование должности вожатого отсутствует в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Постановление N 781), тогда как в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитывается только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных данным списком.
Трудовая пенсия, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Статьей 2 Закона N 173-ФЗ также установлено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Трудовая пенсия по старости подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 173-ФЗ отнесена к видам трудовых пенсий.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 7 Закона N 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ установлено, что ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона N 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом должность "вожатый" включена в перечень должностей в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, принятым постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 (далее - Общероссийский классификатор N 367).
Однако в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Постановления N 781, такое наименование должности отсутствует.
В действовавшем до 2002 г. Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 (далее - Постановление N 1067), такое наименование должности также отсутствовало.
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что деятельность работника в должности, не включенной в Список должностей, определенных Постановлением N 781, или Список должностей, определенных Постановлением N 1067, не может включаться в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичной позиции придерживаются суды. Так, изучив материалы дела, Областной Свердловский суд в определении от 20.10.2011 N 33-15076/2011 (далее - Определение N 33-15076/2011) установил, что в Список должностей, определенных Постановлением N 781, а также в ранее действовавшем Списке должностей, определенных Постановлением N 1067, отсутствует наименование должности "вожатый".
Определением N 33-15076/2011 также было установлено, что требование работника о возможности включения в специальный стаж периодов работы в должности вожатого противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, поскольку Общероссийским классификатором N 367, до настоящего времени предусмотрено самостоятельное наименование должности "вожатый", однако, в названные Списки данная должность включена не была. С учетом собранных по делу доказательств суд пришел к выводу о том, что в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитывается только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.
Однако, если работник занимал указанную должность до 1993 г., то суды придерживаются иной позиции.
Так, Воронежский областной суд, установив из материалов дела, что работник занимал спорную должность до 1993 г., в определении от 14.01.2010 N 33-59/2010 (далее - Определение N 33-59/2010), пришел к выводу, что в данном случае может применяться действовавший до 1993 г. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее - Перечень), в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
В Определении N 33-59/2010 также установлено, что постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П (далее - Постановление N 2-П) по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, суд в Определении N 3359/2010 пришел к выводу, что работник имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его прав.
Данную позицию полностью поддержали Московский городской суд в определении от 30.09.2010 N 33-28086 и Московский областной суд в определении от 19.10.2010 N 33-20100.
Таким образом, из анализа действующего законодательства и судебной практики следует, что если работник осуществлял деятельность в должности, не включенной в Список должностей, определенных Постановлением N 781, или Список должностей, определенных Постановлением N 1067 после 1993 г., то период его деятельность в данной должности не может включаться в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Л.Л. Горшкова,
руководитель Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
1 августа 2012 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).