Доступ к электронной версии ЕГРЮЛ И ЕГРИП: как получить
В ЕГРЮЛ содержатся, в частности, следующие сведения (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - закон о госрегистрации):
- наименование полное и, при наличии, сокращённое;
- организационно-правовая форма;
- адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях (участниках), сведения о размерах и номинальной стоимости долей и т.д.;
- подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;
- сведения о правопреемстве;
- дата регистрации изменений, внесённых в учредительные документы юридического лица;
- способ прекращения юридического лица;
- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
- размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
- Ф.И.О. и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
- сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
- сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
- ИНН, код причины и дата постановки на учёт юридического лица в налоговом органе;
- коды по ОКВЭД и т.д.;
- номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в ПФР и ФСС России;
- сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
- сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
В ЕГРИП содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:
- Ф.И.О.;
- пол;
- дата и место рождения;
- гражданство;
- место жительства;
- данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина;
- вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином;
- вид и данные документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства;
- вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в РФ;
- дата государственной регистрации;
- дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве ПБОЮЛ;
- сведения о лицензиях;
- идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учёт индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
- коды по ОКВЭД;
- номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в ПФР, ФСС России.
Эти сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением тех из них, доступ к которым ограничен.
Примечание. Доступ к электронной версии ЕГРЮЛ и ЕГРИП может понадобиться, например, если в силу специфики деятельности такая информация необходима организации или предпринимателю постоянно.
Содержащиеся в реестрах сведения о документе, удостоверяющем личность физического лица (по общему правилу это паспорт), - номер, дата выдачи и выдавший орган, - могут быть предоставлены исключительно государственным органам, судам и органам государственных внебюджетных фондов. То есть физическим и юридическим лицам доступ к данным сведениям предоставляться не может.
Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц из ЕГРЮЛ, и получить информацию о паспортных данных можно путём запроса копий учредительных документов, при условии что эти данные содержатся в учредительных документах организации.
Юридические и физические лица не могут получить доступ к сведениям в электронном виде о месте жительства предпринимателей.
Получить открытые сведения могут любые заинтересованные лица, причём в том числе и в электронном виде (п. 3 Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утв. приказом ФНС России от 31.03.09 N ММ-7-6/148, далее - порядок).
Способы предоставления сведений
Доступ с использованием веб-технологий путём установления доступа к разделам сайта ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые сведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, могут получить юридические и физические лица одним из следующих способов:
- однократное предоставление сведений. Открывается доступ к сведениям из госреестров, состояние которых зафиксировано на момент предоставления доступа. Пользоваться данными сведениями можно неограниченное количество раз в течение одного года со дня начала их предоставления (п. 32, 34 порядка);
- однократное предоставление обновлённых сведений. Если имеется действующий доступ к сведениям из госреестров, то вы вправе обновить эти сведения путём подачи соответствующей заявки. Предоставляемые сведения будут актуальны на дату заполнения последней поступившей заявки. Срок доступа не меняется и составляет один год со дня подачи первоначальной заявки на однократное предоставление сведений (п. 32-35 порядка);
- годовое абонентское обслуживание одного рабочего места. Получателю предоставляется доступ к еженедельно обновляемым сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, которыми можно пользоваться неограниченное количество раз в течение одного года со дня начала предоставления этих сведений (п. 36 порядка).
Доступ к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП юридическим и физическим лицам в электронном виде предоставляют (п. 6 порядка) ФНС России или её уполномоченный территориальный орган.
По порядку
Для того чтобы получить доступ к сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде, организация или физическое лицо заполняет и подаёт заявку по форме, установленной в приложении N 1 к порядку.
Причём в отношении каждого реестра - ЕГРЮЛ и ЕГРИП - оформляется отдельная заявка (п. 5 порядка).
В заявке указываются:
- наименование организации или Ф.И.О. физического лица;
- данные документа, удостоверяющего личность физического лица, - как правило, паспорт;
- госреестр, к сведениям из которого необходим доступ;
- вид предоставления сведений из госреестра (возможные варианты см. выше);
- реквизиты платёжного документа; следует привести дату и номер документа, подтверждающего оплату предоставления сведений из госреестров;
- способ отправки ответа и контактная информация заявителя.
Следует выбрать и указать один из вариантов направления регистрирующим органом ответа:
- по почте заказным письмом;
- по электронной почте без применения средств защиты информации;
- по электронной почте с применением архивирования с паролем. В таком случае требуется указать пароль, состоящий только из латинских букв и цифр.
Заявление подписывается, указывается должность заявителя, Ф.И.О., проставляется дата и печать (при наличии).
Вопросы оплаты
Юридическим и физическим лицам сведения из госреестров предоставляются за плату:
- за однократное предоставление сведений - 50 000 руб.;
- за однократное обновление ранее предоставленных сведений - 5000 руб.;
- за годовое абонентское обслуживание одного рабочего места - 150 000 руб.
Предоставление сведений из реестров в электронном виде НДС не облагается.
Порядок не уточняет, каким способом необходимо оплатить доступ к сведениям, т.е. сделать это можно как безналичным способом (представляется платёжное поручение), так и наличными денежными средствами через банк (квитанция об оплате).
Необходимые реквизиты размещены на сайте ФНС России по адресу.
Подача заявки
Заявка и документ об оплате могут быть представлены:
- лично через экспедицию или по почте по адресу ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23);
- по почте в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных (125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корпус 1).
Есть возможность предоставления заявки в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП). Сертификат ключа подписи должен быть выдан удостоверяющим центром ФНС России или одним из удостоверяющих центров, перечень которых приведён на сайте ФНС России.
Получение доступа
После получения заявки и прилагаемых документов не позднее пяти рабочих дней уполномоченный налоговый орган принимает решение о предоставлении сведений или об отказе в их предоставлении.
В решении о предоставлении сведений содержится следующая информация:
- название реестра, сведения из которого предоставляются;
- объём предоставляемых сведений;
- способ предоставления сведений;
- период времени, за который предоставляются сведения из госреестра.
В срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующим налоговым органом решения получателю сведений направляется уведомление - тем способом и по тому адресу, которые были указаны в заявлении.
В уведомлении содержится:
- информация о принятом решении;
- атрибуты для доступа - имя пользователя (логин), цифровой сертификат для установления защищённого соединения с соответствующим разделом сайта ФНС России и необходимые пароли (п. 9, 25-26 порядка).
Доступ к сведениям из госреестров на сайте ФНС России осуществляется с помощью предоставленных атрибутов, которые действительны один год со дня активации.
Датой начала предоставления сведений является дата первого входа пользователя в систему, но не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения о предоставлении указанных сведений.
В связи с этим для лиц, получающих сведения за плату, генерируются сертификаты на 1 год и 6 месяцев, из которых 6 месяцев даётся на активацию сертификата.
Сведения из госреестров предоставляются в виде записей ЕГРЮЛ или ЕГРИП, при этом количество записей, одновременно предоставленных для просмотра, не может превышать сто. Число обращений в течение одного сеанса не ограничено (абз. 1 и 2 п. 28 порядка), но нельзя использовать полученные реквизиты доступа одновременно с нескольких компьютеров. Между сессиями должен быть интервал не менее 30 минут (п. 29 порядка).
Когда возможен отказ
Отказ в предоставлении сведений из реестров возможен:
- если представлен неполный пакет документов (в том числе неправильно оформленный платёжный документ);
- если способ получения сведений, указанный в заявке, не подходит для получателя.
По иным причинам отказ не допускается (п. 14 порядка).
При принятии решения об отказе заявителю направляется уведомление, в котором должны быть указаны основания отказа (п. 11 порядка). Уведомление отправляется не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 12 порядка).
Причём документ, подтверждающий оплату доступа, возвращается заявителю, то есть, устранив основания для отказа, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением и повторно оплачивать доступ не надо.
Нарушение сроков предоставления государственной услуги либо её непредоставление влечёт за собой для должностного лица федерального органа исполнительной власти административную ответственность по части 1 статьи 5.63 КоАП РФ - штраф в размере от 3000 до 5000 руб.
Требование в ходе предоставления государственной услуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, влечёт за собой административную ответственность по части 2 статьи 5.63 КоАП РФ, а именно штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.
С. Петров,
юрист
"Практический бухгалтерский учет", N 8, август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455