Может ли применять УСН автономное учреждение?
Да, автономное учреждение вправе применять УСН, если оно отвечает требованиям гл. 26.2 НК РФ.
Согласно подп. 17 п. 3 ст. 346.17 НК РФ не могут применять УСН казенные и бюджетные учреждения.
В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Так, в силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В соответствии со ст. 6 Закона N 174-ФЗ учредителем автономного учреждения является государство (в лице РФ или субъекта РФ) или муниципальное образование.
На основании изложенного автономное учреждение не является бюджетным учреждением. Поэтому ограничение для применения УСН, установленное подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.
Переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ (п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
В этом случае организация может применять УСН с даты постановки ее на учет в налоговом органе, обозначенной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Данный порядок перехода на УСН распространяется также на организации, созданные путем реорганизации.
При этом следует отметить, что согласно п. 14 ст. 5 Закона N 174-ФЗ создание автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения не является его реорганизацией. В таком случае вносятся соответствующие изменения в устав. Устав должен отвечать требованиям, установленным ст. 7 Закона N 174-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в регистрирующий орган представляется в т.ч. заявление по форме, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212.
В связи с этим при изменении типа государственного учреждения в налоговый орган представляется Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, при изменении типа бюджетного учреждения на автономное осуществляется государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, при этом государственная регистрация нового юридического лица не осуществляется, соответственно, новое юридическое лицо не возникает.
Учитывая изложенное, автономное учреждение, созданное путем изменения типа бюджетного учреждения, не вправе перейти на УСН на основании п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.
При этом автономное учреждение, созданное в течение года путем изменения типа бюджетного учреждения, вправе подать заявление о переходе на УСН и перейти на нее с начала календарного года в установленном гл. 26.2 НК РФ порядке.
Ю.В. Подпорин,
заместитель начальника отдела специальных
налоговых режимов Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
1 июля 2012 г.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1