Приоритетный национальный проект "Здоровье" в действии
В статье рассматривается сущность национального проекта "Здоровье", его реализация в настоящее время. Приводится пример реализации национального проекта "Здоровье" в Костромской области.
Понятие, цели и основные направления национального проекта "Здоровье"
Национальный проект "Здоровье" - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 г. в рамках реализации четырех национальных проектов.
Цель проекта:
- укрепление здоровья граждан;
- повышение доступности и качества медицинской помощи;
- развитие первичной медицинской помощи;
- возрождение профилактического направления в здравоохранении;
- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Охрана здоровья граждан и медицинская помощь
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Повышение доступности и качества медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной
За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь. На увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи были направлены средства федерального бюджета. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 г. определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.
Правительство РФ утвердило программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2012 г., согласно которой первичная, медико-санитарная, скорая, специализированная, в том числе и высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается россиянам бесплатно, но по конкретному перечню. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. За эту помощь деньги в регионы, согласно выполненному госзаданию, перечисляет федеральный бюджет.
Благодаря проекту обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью выросла более чем в четыре раза. При этом изменения в ее оказании коснулись не только федеральных центров, но и региональных медицинских учреждений, что позволило сделать ее более доступной по месту жительства. В рамках проекта строятся и уже построены федеральные центры высоких медицинских технологий.
Как следует из доклада министра здравоохранения и социального развития Голиковой Т.А., особое внимание уделялось все эти годы иммунизации населения и ранней диагностике различных заболеваний. Особые усилия были затрачены на профилактику и выявление больных с ВИЧ-инфекцией, а также вирусными гепатитами В и С. Благодаря этому удалось добиться рождения свыше 50 тыс. здоровых детей от ВИЧ-инфицированных матерей, а доступность лечения противовирусными препаратами возросла до 80 тыс. больных ВИЧ-инфекцией и более 20 тыс. больных вирусными гепатитами.
Ощутимые результаты дала диспансеризация работающих граждан. Было выявлено более 10 млн. больных, в том числе с онкологическими заболеваниями на ранних стадиях, благодаря включению специальных методов исследования на онкологические маркеры. Особое внимание было уделено совершенствованию онкологической помощи населению. За два года программы было оснащено более 21 онкологического учреждения, подготовлено 960 врачей, повысилась доступность онкологической помощи для населения.
В рамках проекта проводится лечение социально значимых инфекционных заболеваний. Начиная с 2009 г. в регионы России были начаты поставки дорогостоящих препаратов второго ряда для лечения туберкулеза. Семь субъектов смогли закупить необходимое операционное и диагностическое оборудование. В результате в семи субъектах - участниках проекта показатель смертности от туберкулеза снизился на 3,6%. Это способствовало тому, что в 2010 г. показатель смертности от туберкулеза по стране в целом уменьшился на 10,1%, что превышает динамику предыдущих лет.
В Костромской области идет также реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". По направлению повышения доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи растет число граждан, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в федеральных учреждениях здравоохранения, а также получивших медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования (табл. 1).
Таблица 1
Реализация направления "Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи"
Наименование показателя | Единица измерения | Плановое значение на год | Значение на отчетную дату | Финансирование из федерального бюджета, тыс. руб. | Финансирование из консолидированного бюджета субъекта РФ, тыс. руб. | ||
плановое на год | фактическое на отчетную дату | плановое на год | фактическое на отчетную дату | ||||
Число граждан, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь | чел. | 1467 | 479 | х | х | х | х |
Направлено в федеральные учреждения здравоохранения | чел. | х | 1013 | х | х | х | х |
Получили медицинскую помощь | чел. | 1154 | 300 | х | х | х | х |
В учреждениях здравоохранения субъектов РФ на условиях софинансирования | х | х | 0,000 | 0,000 | 54 081,479 | 2103,894 | |
Направлено в учреждения здравоохранения | чел. | х | 179 | х | х | х | х |
Получили медицинскую помощь | чел. | 313 | 179 | х | х | х | х |
Большая работа проводится по направлению совершенствования медицинской помощи матерям и детям (табл. 2). Развивается программа "Родовой сертификат". Данные приводятся по состоянию на 1 апреля 2012 г.
Таблица 2
Распределение средств по родовым сертификатам
Наименование расходов | При оказании медицинской помощи | |
в период беременности | в период родов | |
На оплату труда медицинских работников | Не менее 60% | Не менее 40% |
На оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения | Предусмотрено без указания процента | Предусмотрено без указания процента |
На лекарственные средства | Предусмотрено без указания процента | Предусмотрено без указания процента |
В соответствии с национальным проектом "Здоровье" женские консультации и акушерские отделения получают дополнительные денежные средства (сверх средств, вырученных по программе обязательного медицинского страхования) за оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Дополнительные средства на счета медучреждений перечисляются региональными отделениями ФСС России по предъявленным талонам родовых сертификатов. Средства, получаемые на основании родовых сертификатов, - это выплата, которая призвана повысить заинтересованность медицинского персонала в повышении качества оказания помощи женщинам в период беременности и родов. Родовые сертификаты выдаются беременным в женских консультациях, а в случаях обращения за медицинской помощью в период родов - непосредственно в акушерских отделениях (родильных домах).
Порядок распределения дополнительных денежных средств, поступивших в медицинское учреждение, определен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 852.
Учреждения здравоохранения ежемесячно представляют в региональное отделение ФСС России счета с приложением талонов и реестра талонов родовых сертификатов за оказанные медицинские услуги женщинам в период беременности и родов. Поэтому реестр является основным документом, с помощью которого отражается общая стоимость оказанных медицинских услуг.
Родовой сертификат в стоимостном выражении равен 10 тыс. руб. Данная сумма оплачивается из федерального бюджета. Основная часть направляется на заработную плату работникам родильных домов и женских консультаций. Состоит родовой сертификат из четырех частей:
- корешок остается в месте выписки, т.е. в женской консультации;
- талон номер один также остается в консультации, откуда его сотрудники женской консультации предъявят в ФСС для оплаты. За каждую женщину на расчетный счет консультации поступает оплата в сумме 3 000 руб.;
- талон номер два остается в родильном доме, откуда он аналогичным образом предъявляется через реестр в Фонд страхования для оплаты. Роддом за каждую женщину получает 6 000 руб.;
- талон номер три остается на руках у женщины. Его используют для оплаты услуг по диспансерному наблюдению ребенка в детской поликлинике в первый год его жизни.
Пример
Родильный дом за май 2012 г. предоставил медицинские услуги по родовспоможению 30 женщинам. Согласно реестру талонов родовых сертификатов сумма оказанных услуг составила 180 000 (30 х 6 000) руб. За май начислена заработная плата медперсоналу в сумме 57 052,32 руб. Начислены страховые взносы 30% - 17 115,70 руб. В июне от регионального отделения ФСС России средства в оплату услуг по родовспоможению поступили на лицевой счет роддома.
В бухгалтерском учете операции будут отражены следующими проводками (табл. 3).
Таблица 3
Бухгалтерские записи по учету операций с родовым сертификатом
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Май 2012 г. | |||
Начислены доходы по оказанным медицинским услугам согласно реестру родовых сертификатов | 4 205 81 560 | 4 401 10 180 | 180 000 |
Начислена заработная плата | 4 401 20 211 | 4 302 11 730 | 57 052,32 |
Начислены страховые взносы на заработную плату | 4 401 20 213 | 4 303 02 730 | 17 115,70 |
Июнь 2012 г. | |||
Поступили на лицевой счет целевые средства по родовым сертификатам | 4 201 11 510 | 4 205 81 660 | 180 000 |
Например, когда необходимо срочно оплатить услуги, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субсидий, но субсидия еще не поступила и учреждение вынуждено произвести оплату за счет имеющихся средств от приносящей доход деятельности, счет 304 06 используется для отражения временного разрыва по источникам.
В бухгалтерском учете учреждения при этом производятся следующие записи (табл. 4). Поскольку к учету бланков родовых сертификатов предъявляются особые требования, осуществляется контроль за их соблюдением.
Таблица 4
Учет целевых поступлений в бюджетном учреждении
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена сумма субсидий на выполнение госзадания согласно смете | 4 504 10 180 | 4 507 10 180 |
Акцептован счет за услуги, оплата которого предполагается за счет средств субсидий | 4 401 20 226 | 4 302 26 730 |
Оплачен счет за услуги из средств от приносящей доход деятельности, поскольку средства субсидии еще не поступили | 2 304 06 830 | 2 201 11 610 |
Принято обязательство по восстановлению иного источника финансового обеспечения | 4 302 26 830 | 4 304 06 730 |
Поступили средства субсидий | 4 201 11 510 4 507 10 180 | 4 205 81 660 4 508 10 180 |
Исполнено (уменьшено) обязательство по восстановлению иного источника финансового обеспечения | 4 304 06 830 2 201 11 510 | 4 201 11 610 2 304 06 730 |
В целях осуществления контроля за организацией учета, хранения, правильностью выдачи и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов ФСС разработал Рекомендации по проведению проверок. В свете этих Рекомендаций проверка отделениями ФСС и их филиалами учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов на основании родового сертификата (далее - проверка), производится в целях совершенствования деятельности и представляет собой комплекс мероприятий по изучению, анализу и оценке деятельности учреждений здравоохранения по организации хранения и учета родовых сертификатов, оценке состояния работы по правильности выдачи учреждениями здравоохранения родовых сертификатов. По необоснованно выданным родовым сертификатам израсходованные учреждением нецелевым образом средства засчитываются в счет последующих платежей ФСС либо подлежат возврату.
Очень важное направление проекта - совершенствование оказания медико-генетической помощи детям и семьям, имеющим детей с наследственными и врожденными заболеваниями. Неонатальный скрининг позволяет обеспечивать раннее выявление детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями, начать их лечение, а это в свою очередь в будущем создаст им возможности для нормального развития, образования, профессиональной подготовки, полноценной жизни.
На всей территории России проводится скрининг на пять наследственных заболеваний: адреногенитальный синдром, галактоземию, муковисцидоз, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. В России около 1,3 млн. детей и подростков страдают тугоухостью, ежегодно рождается еще от полутора до двух тысяч детей с врожденной тугоухостью и две тысячи детей приобретают ее позднее. В рамках национального проекта "Здоровье" осуществляется аудиологический скрининг детей первого года жизни.
Одновременно ведется работа по оснащению медучреждений соответствующим диагностическим оборудованием. Все это позволяет оказывать детям своевременную и грамотную медицинскую помощь, а при выявлении у ребенка полного нарушения слуха направлять его на операцию по кохлеарной имплантации.
В Костромской области финансирование из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на развитие программы "Родовой сертификат" не предусмотрено. Выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета.
В 2012 г. не предусмотрены федеральные средства на развитие сети перинатальных центров. Закупка оборудования и расходных материалов для проведения аудиологического и неонатального скрининга не начата.
В первом квартале 2012 г. не выявлено ни одного случая заболевания галактоземией, муковисцидозом, адреногенитальным синдромом, фенилкетонурией, врожденным гипотериозом.
Оплата за проведенную диспансеризацию 14-летних подростков осуществлялась за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования. На 2012 г. запланировано 4062,9 тыс. руб. Средства консолидированного бюджета не предусмотрены.
В 2012 г. не предусмотрены федеральные средства по реализации комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, мероприятий по профилактике и снижению числа абортов, созданию центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, развитию неонатальной хирургии.
Развитие первичной медицинской помощи
Развитие первичной медицинской помощи является ключевым направлением повышения доступности, качества и эффективности услуг системы здравоохранения. Общий уровень доступности и качества медицинской помощи в значительной мере определяется на амбулаторном этапе. В программных документах правительства в последние годы неоднократно декларировались задачи приоритетного развития амбулаторно-поликлинической помощи по сравнению со стационарной и проведения реформ в организации первичной медицинской помощи. В качестве главного направления такого реформирования выступает развитие института врача общей практики, который должен постепенно заместить в оказании первичной медицинской помощи участковых терапевтов и педиатров и частично - специалистов в поликлиниках.
Таблица 5
Реализация направления "Совершенствование медицинской помощи матерям и детям"
Наименование показателя | Единица измерения | Плановое значение на год | Значение на отчетную дату | Финансирование из федерального бюджета, тыс. руб. | Финансирование из консолидированного бюджета субъекта РФ, тыс. руб. | ||
плановое на год | фактическое на отчетную дату | плановое на год | фактическое на отчетную дату | ||||
Развитие программы "Родовой сертификат" | X | X | 96 083,000 | 19 838,000 | 0,000 | 0,000 | |
Число женщин, включенных в программу "Родовой сертификат" | чел. | X | 1914 | X | X | X | X |
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности (талон 1) | чел. | X | 1732 | X | 5196,000 | X | X |
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности (талон 2) | X | 1914 | X | 11 484,000 | X | X | |
Оплата медицинской помощи детям первого года жизни (талон 3) | чел. | X | X | X | 2966,000 | X | X |
чел. | X | 1708 | X | 1708,000 | X | X | |
чел. | X | 1450 | X | 1450,000 | X | X | |
Пренатальная и неонатальная диагностика | X | X | 3323,500 | 0,000 | 727,000 | 0,000 | |
Неонатальный скрининг на галактоземию, муковисцидоз, адреногенитальный синдром, гипотиреоз и аудиологический скрининг детей первого года жизни | X | X | 3323,500 | 0,000 | 727,000 | 0,000 | |
Число обследованных новорожденных на наследственные заболевания | чел. | 39 000 | 9228 | X | X | X | X |
Число детей, обследованных на галактоземию | чел. | 7800 | 1858 | X | X | X | X |
Число выявленных случаев галактоземии | ед. | X | 0 | X | X | X | X |
Число детей, обследованных на муковисцидоз | чел. | 7800 | 1842 | X | X | X | X |
Число выявленных случаев муковисцидоза | ед. | X | 0 | X | X | X | X |
Число детей, обследованных на адреногенитальный синдром | чел. | 7800 | 1844 | X | X | X | X |
Число выявленных случаев адреногенитального синдрома | ед. | X | 0 | X | X | X | X |
Число детей, обследованных на фенилкетонурию | чел. | 7800 | 1818 | X | X | X | X |
Число выявленных случаев фенилкетонурии | ед. | X | 0 | X | X | X | X |
Число детей, обследованных на врожденный гипотиреоз | чел. | 7800 | 1868 | X | X | X | X |
число выявленных случаев врожденного гипотиреоза | ед. | X | 0 | X | X | X | X |
Число детей, обследованных по аудиологическому скринингу | чел. | 7800 | 2070 | X | X | X | X |
Выявлено детей с нарушением слуха | чел. | X | 73 | X | X | X | X |
Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | X | X | 9274,036 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | |
Число обследованных детей | чел. | 3117 | 0 | X | X | X | X |
Диспансеризация 14-летних подростков | X | X | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | |
Число 14-летних подростков, подлежащих диспансеризации всего: | чел. | 5728 | 0 | X | X | X | X |
число 14-летних мальчиков-подростков, подлежащих диспансеризации | чел. | X | 0 | X | X | X | X |
число 14-летних девочек-подростков, подлежащих диспансеризации | чел. | X | 0 | X | X | X | X |
Число 14-летних подростков, прошедших диспансеризацию всего | чел. | X | 0 | X | X | X | X |
Развитие неонатальной хирургии | X | X | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | |
Число участвующих учреждений субъектов Российской Федерации | ед. | 0 | 0 | X | X | X | X |
Итого | X | X | 268 531,536 | 38 253,659 | 56 585,279 | 2116,989 |
Реализация любого направления проекта невозможна без наличия квалифицированных кадров. Поэтому одним из главнейших мероприятий в рамках проекта является обучение медицинских кадров (за все годы проекта было обучено 53 тыс. врачей), а также материальное стимулирование медицинских работников (заработная плата в среднем возросла в 2,6 раза).
В Костромской области дополнительные выплаты медицинским работникам первичного звена за счет средств территориального фонда обязательного страхования составили 32 745 тыс. руб. Дополнительные выплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, а также медицинским сестрам, работающим с названными врачами, за счет средств территориального фонда обязательного страхования составили 29 334 тыс. руб. Дополнительные выплаты медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов за счет средств территориального фонда обязательного страхования (одноканальное финансирование) составили 3 411 тыс. руб.
Оплата за проведенную дополнительную диспансеризацию работающих граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Поставка вакцин осуществляется централизованно. Иммунизация против гриппа в соответствии с утвержденным графиком запланирована на сентябрь 2012 г.
Провозглашенные направления реформирования амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в нашей стране включают расширение подготовки врачей общей практики и масштабное увеличение числа таких практик, превращение врачей общей практики в субъектов принятия экономических решений о расходовании средств на оказание первичной и частично - специализированной медицинской помощи.
Реализация направления "Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний" приведена в табл. 6.
Таблица 6
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний в Костромской области на 1 апреля 2012 г.
Наименование показателя | Единица измерения | Плановое значение на год | Значение на отчетную дату | Финансирование из федерального бюджета, тыс. руб. | Финансирование из консолидированного бюджета субъекта РФ, тыс. руб. | ||
плановое на год | фактическое на отчетную дату | плановое на год | фактическое на отчетную дату | ||||
Денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена здравоохранения | чел. | 1587 | 1463 | 130 469,000 | 18 415,659 | 0,000 | 0,000 |
Осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, а также медицинским сестрам, работающим с названными врачами | чел. | 722 | 658 | 83 589,000 | 11 625,147 | 0,000 | 0,000 |
Число участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей (семейной) практики | чел. | 348 | 302 | X | X | X | X |
Число медицинских сестер, работающих с названными врачами | чел. | 374 | 356 | X | X | X | X |
Осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой помощи | чел. | 865 | 805 | 46 088,000 | 6790,512 | 0,000 | 0,000 |
Число работников фельдшерско-акушерских пунктов | чел. | 374 | 332 | X | X | X | X |
Число работников скорой медицинской помощи | чел. | 491 | 473 | X | X | X | X |
Дополнительная диспансеризация работающих граждан | чел. | X | X | 22 900,700 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Число обследованных работающих граждан | чел. | 16 150 | 0 | X | X | X | X |
Профилактика инфекционных заболеваний, иммунизация населения | X | X | 0,000 | 0,000 | 220,800 | 13,095 | |
Мероприятия, направленные на иммунизацию населения: | X | X | 0,000 | 0,000 | 220,800 | 13,095 | |
против полиомиелита, в том числе: | чел. | 28 000 | 7259 | X | X | X | X |
инактивированной полиомиелитной вакциной - детей до 1 года | чел. | 8000 | 2336 | X | X | X | X |
против гемофильной инфекции - детей в возрасте до 1 года из групп риска | чел. | 30 | 21 | X | X | X | X |
против гепатита В - детей, подростков, взрослых, не привитых ранее | чел. | 16 500 | 4245 | X | X | X | X |
против краснухи - детей до 14 лет, лиц до 25 лет, не привитых ранее | чел. | 24 000 | 5120 | X | X | X | X |
против гриппа - детей дошкольного возраста, учащихся, взрослых старше 60 лет, медицинских работников и работников образовательных учреждений | чел. | 100 000 | 0 | X | X | X | X |
против дифтерии, коклюша, столбняка - детей до 1 года, в возрасте 18 месяцев, 6 лет и 14 лет, взрослых в возрасте 25, 35, 45, 55 лет и старше | чел. | 121 800 | 25 558 | X | X | X | X |
против кори и эпидемического паротита - детей до 1 года и старше | чел. | 29 600 | 7517 | X | X | X | X |
против кори - взрослых до 35 лет | чел. | 2500 | 816 | X | X | X | X |
иммунизация населения против туберкулеза | чел. | 8000 | 2224 | X | X | X | X |
Обследование населения в целях выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, включая профилактику | X | X | 6481,300 | 0,000 | 1556,000 | 0,000 | |
Обследование населения с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также лечение больных ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С | X | X | 6481,300 | 0,000 | 1556,000 | 0,000 | |
Обследование населения в целях выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С | тыс. чел | 174,000 | 42,781 | X | X | X | X |
Лечение ВИЧ-инфицированных | чел. | 375 | 254 | X | X | X | X |
Лечение ВИЧ-инфицированных, инфицированных вирусами гепатитов В и С | чел. | 54 | 36 | X | X | X | X |
Расходы на обучение медицинских кадров включают расходы на оплату обучения, командировочные и т.д
Пример
Бюджетное учреждение здравоохранения МУЗ "Первая городская больница" г. Костромы в целях повышения квалификации медицинского персонала заключило договор с государственным бюджетным образовательным учреждением "Ярославская медицинская академия" на сумму 300 тыс. руб. Условиями заключенного договора предусмотрена уплата аванса в размере 50%. Поскольку указанное образовательное учреждение находится в другом населенном пункте, на работников оформлен приказ о направлении их в служебную командировку и по их заявлениям им выдан аванс из кассы учреждения в общей сумме 45 тыс. руб., из них суточные - 12 тыс. руб., проезд к месту командировки и обратно - 8 тыс. руб., проживание - 25 тыс. руб. (за счет средств субсидии на выполнение государственного задания).
В учете будут сделаны следующие записи (табл. 7).
Таблица 7
Учет расходов на повышение квалификации медицинского персонала
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс в размере 50% на повышение квалификации работников | 4 206 26 560 | 4 201 11 610 | 150 000 |
Выданы из кассы суточные командированным работникам | 4 208 12 560 | 4 201 34 610 | 12 000 |
Выданы из кассы денежные средства на оплату найма жилого помещения | 4 208 26 560 | 4 201 34 610 | 25 000 |
Выданы из кассы денежные средства на оплату проезда в командировку | 4 208 22 560 | 4 201 34 610 | 8 000 |
Перечислены денежные средства (окончательный расчет) на повышение квалификации работников | 4 302 26 830 | 4 201 11 610 | 150 000 |
Произведен зачет ранее перечисленного аванса | 4 302 26 830 | 4 206 26 660 | 150 000 |
За медицинскими работниками сохраняется средняя заработная плата при нахождении их в командировке, на учебе и т.п.
Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы работников бюджетных учреждений, полученные ими как в денежной, так и в натуральной форме. Вместе с тем, согласно ст. 217 НК РФ, не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ (субъектов РФ), представительными органами местного самоуправления в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством РФ. Одной из таких выплат является возмещение расходов на повышение профессионального уровня работников (п. 3 ст. 217 НК РФ).
Если работник учреждения направлен работодателем на курсы повышения квалификации, то стоимость обучения не будет облагаться НДФЛ.
В соответствии с пп. "е" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды все виды установленных законодательством РФ компенсаций, связанных с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Таким образом, если в периоды, предшествующие отпуску, учебе и т.п., врач или средний медицинский работник получал надбавку в рамках национального проекта "Здоровье", она учитывается при расчете среднего заработка.
Все мероприятия проекта будут продолжены, что подтверждено выделением необходимого объема финансирования. И это будут не только вышеописанные мероприятия. Появятся новые направления деятельности, которые позволят закрепить все положительные тенденции и добиться выполнения всех запланированных значений целевых показателей проекта.
Т.С. Орлова,
канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного технологического университета
"Бухучет в здравоохранении", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в здравоохранении"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru