Правовые вопросы деятельности дисквалифицированных лиц
При назначении работника на руководящие должности работодатель должен учесть множество моментов, в том числе проверить, не относится ли данное лицо к числу дисквалифицированных. Правовое положение дисквалифицированных лиц и порядок получения о них сведений рассматриваются в настоящей статье.
Квалификационные и иные требования к руководителям страховых организаций
К руководящим лицам страховой организации действующее законодательство предъявляет особые требования.
В соответствии со ст. 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица (за исключением общества взаимного страхования) или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Руководители же (в том числе единоличный исполнительный орган) общества взаимного страхования обязаны иметь высшее образование, подтвержденное документом о высшем образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее двух лет.
Главный бухгалтер страховщика (за исключением общества взаимного страхования) или главный бухгалтер страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории РФ. Главный бухгалтер общества взаимного страхования обязан иметь высшее образование, подтвержденное документом о высшем образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории РФ.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в РФ, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.
Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории РФ.
И, конечно, руководящий состав страховой организации, лица, занимающие ключевые посты, не могут являться дисквалифицированными лицами.
Правовые последствия дисквалификации
Одним из видов административного наказания, предусмотренного ст. 3.11 КоАП РФ, является дисквалификация. Она заключается в лишении физического лица права:
- замещать должности федеральной государственной гражданской службы;
- замещать должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
- замещать должности муниципальной службы;
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение), организации и проведения спортивных мероприятий.
Обратите внимание! Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Отметим, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом. При заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Обратите внимание! Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 руб.
Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб. (ст. 14.23 КоАП РФ).
Отметим, что, если при подаче документов в регистрирующий орган для государственной регистрации нового юридического лица в качестве руководителя организации будет указано дисквалифицированное лицо, регистрирующий орган обязан отказать в государственной регистрации такого юридического лица (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.07.2011 N Д06-3513).
Согласно разъяснениям представителей Минэкономразвития в ближайшем будущем предполагается расширение перечня составов, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации, соответствующие законопроекты уже внесены в Госдуму.
Реестр дисквалифицированных лиц
В соответствии с Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805, реестр дисквалифицированных лиц (далее - Реестр) формируется и ведется ФНС в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в ФНС.
В Реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:
- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
- в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
- дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
- срок дисквалификации;
- даты начала и истечения срока дисквалификации;
- наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
- сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
- основания исключения из Реестра;
- дата исключения из Реестра.
Реестр ведется на русском языке. Информация, содержащаяся в нем, является открытой. Запросы о предоставлении информации, содержащейся в Реестре, фиксируются в нем с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации. Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, составляет пять дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.
Исключение из Реестра дисквалифицированных лиц производится:
- по истечении срока дисквалификации;
- во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц.
Предоставление информации из Реестра
Порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц утвержден Приказом ФНС РФ от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@.
Содержащаяся в Реестре информация о конкретном лице предоставляется по запросу заинтересованного лица в виде выписки из Реестра о конкретном дисквалифицированном лице по установленной форме. В случае отсутствия в Реестре информации о запрашиваемом лице информация заинтересованному лицу предоставляется в виде справки об отсутствии информации о запрашиваемом лице. В случае невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо информация об этом предоставляется заинтересованному лицу в виде информационного письма с указанием соответствующих причин.
Запрос должен быть оформлен на русском языке и содержать следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения лица, обратившегося с запросом, - при обращении с запросом физического лица;
- полное наименование юридического лица, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, - при обращении с запросом юридического лица;
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения лица, о котором запрашивается информация;
- указание на удобный способ получения информации (непосредственно, через уполномоченного представителя, по почте, в электронной форме по Интернету);
- почтовый адрес заинтересованного лица - при выборе заинтересованным лицом способа получения информации по почте;
- адрес электронной почты заинтересованного лица - при выборе заинтересованным лицом способа получения информации в электронной форме по Интернету.
Запрос заинтересованного лица о предоставлении информации из Реестра на бумажном носителе представляется непосредственно или почтовым отправлением в любой территориальный налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения.
Предоставление выписки (справки, информационного письма) непосредственно физическому лицу осуществляется при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, уполномоченному представителю организации или физического лица - при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего соответствующие полномочия.
Предоставление информации по запросам федеральных органов исполнительной власти, судей Конституционного суда, ВС РФ, ВАС осуществляется налоговым органом, уполномоченным ФНС.
Запрос о предоставлении информации из Реестра может направляться в электронной форме по Интернету, через официальный сайт ФНС или Единый портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае запрос должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.
По запросу, направленному по Интернету, выписка (справка, информационное письмо) выдается (направляется) заинтересованному лицу в соответствии со способом, указанным заинтересованным лицом в запросе, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Предоставление заинтересованным лицам содержащейся в Реестре информации о конкретном дисквалифицированном лице в форме электронного документа осуществляется уполномоченным налоговым органом. Выписка из Реестра в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного налогового органа.
Предоставление содержащейся в Реестре информации по межведомственному запросу в целях оказания государственных и муниципальных услуг осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно.
По запросам иных заинтересованных лиц информация из Реестра предоставляется за плату в размере, установленном Правительством РФ. В этом случае одновременно с запросом представляется документ, подтверждающий оплату.
Без запроса на сайте ФНС можно получить информацию о наименованиях юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица. Это сделано для информационной поддержки налогоплательщиков (Письмо Минфина РФ от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134). Также данную информацию можно использовать с целью выявления недобросовестных контрагентов и минимизации налоговых рисков.
С.П. Данченко,
эксперт журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"