Может ли автономное учреждение заключать долгосрочные договоры при способе размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без указания цены в этих договорах, например, на приобретение услуг связи, Интернета, канцтоваров, расходных материалов к оргтехнике, питьевой воды и т.д.? Если может, то как принимаются к учету обязательства в рамках данного договора?
Общие принципы и основные требования по осуществлению закупок товаров, работ, услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом N 223-ФЗ*(1). Исходя из норм данного документа закупочная деятельность автономных учреждений регулируется, в частности:
- Конституцией РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- Федеральным законом N 223-ФЗ;
- Федеральным законом N 174-ФЗ*(2);
- Положением о закупке автономного учреждения, разработанным в соответствии с указанными выше документами и утвержденным наблюдательным советом;
- иными законами, нормативными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Способы и порядок закупки определяются и устанавливаются автономным учреждением самостоятельно в положении о закупке в зависимости от предмета закупки и его спецификации, срочности закупки, ее объема и стоимости, требований к квалификации поставщиков (исполнителей, подрядчиков), наличия предложений на рынке, а также иных обстоятельств, при которых совершается закупка.
Как показывает практика, в основном автономные учреждения прописывают в таком документе условие, предусматривающее при способе размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществлять закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает определенный лимит (например, 100 000 руб.).
Следовательно, в любом случае при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) цена играет существенную роль при заключении гражданско-правового договора.
Однако в ст. 421 ГК РФ определено, что юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Если условие договора не установлено сторонами, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Принимая во внимание нормы Гражданского кодекса, автономное учреждение может заключать гражданско-правовой договор в любой форме (в том числе и без указания цены), но при этом учреждение должно самостоятельно отслеживать стоимость закупок, чтобы они не превысили стоимостный лимит, установленный в положении о закупках (например, 100 000 руб.). Лучше, если при заключении таких договоров к ним будут прилагаться тарифы, прайс-листы, иная информация о стоимости единицы (объема) товара, работы, услуги. В этих договорах могут быть предусмотрены индивидуальные условия, например поставки товаров, оказания услуг, сроки оплаты, гарантийное обслуживание, льготы и прочее. Основаниями для принятия обязательств по данному договору будут являться:
- счет, счет-фактура, Товарная накладная (ф. ТОРГ-12) или акт выполненных работ, оказанных услуг;
- чек ККМ, товарный чек (при расчетах наличными).
О. Сизонова,
главный редактор журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 августа 2012 г.
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"