Учет бюджетных инвестиций
Законодательством предусмотрено несколько видов финансового обеспечения автономных учреждений, в том числе бюджетные инвестиции. Они используются в финансировании не только автономных учреждений, но и бюджетных и казенных. Законодатели предлагают ввести общие способы предоставления бюджетных инвестиций и отражения их в учете для всех государственных и муниципальных учреждений. Данный материал посвящен этим и другим вопросам в части, касающейся автономных учреждений.
Правила осуществления бюджетных инвестиций
Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).
Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности (за исключением государственных, муниципальных унитарных предприятий) могут осуществляться в качестве бюджетных ассигнований на оказание государственных, муниципальных услуг (выполнение работ) (ст. 69.1 БК РФ).
Возможность и правила предоставления бюджетных инвестиций, в том числе автономным учреждениям, установлены ст. 79 БК РФ. В силу п. 1 указанной статьи бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в основные средства государственных, муниципальных учреждений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо решениями главных распорядителей бюджетных средств.
Решение об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 1,5 млн. руб., не включенные в долгосрочные целевые программы, принимает Правительство РФ. Указанные бюджетные инвестиции сметной стоимостью менее 1,5 млн. руб. осуществляются по решению главного распорядителя средств федерального бюджета (субъекта бюджетного планирования) в порядке, установленном Правительством РФ*(1).
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности производится на основании решения соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта РФ, объекты муниципальной собственности должны быть отражены в законе (решении) бюджете и (или) сводной бюджетной росписи. Порядок их отражения в данных документах устанавливается соответственно законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом муниципального образования.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (ст. 179.1 БК РФ). Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 716.
Особенности предоставления бюджетных инвестиций в 2012 году
Порядок предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и федеральных автономных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1204 (далее - Постановление Правительства РФ N 1204). Изначально данное постановление действовало в отношении бюджетных инвестиций, осуществляемых в 2011 году. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1202 его действие распространено на 2012 год.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1204 предоставление в 2012 году бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности РФ, находящихся на праве оперативного управления федеральных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными федеральными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. При этом федеральные автономные учреждения должны быть внесены в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета. Данная функция возложена на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия учредителя в отношении федеральных автономных учреждений.
При этом государственным заказчикам - федеральным автономным учреждениям при заключении после 1 января 2011 года государственных контрактов на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов необходимо соблюдать условие, предусматривающее замену с 1 января 2013 года стороны договора - Российской Федерации - на федеральное автономное учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции, вида договора - государственного контракта - на договор строительного подряда и (или) договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, а также замену реквизитов счетов, с которых будет осуществляться оплата денежных обязательств федеральных автономных учреждений (п. 2 Постановления Правительства РФ N 1204).
Бухгалтерский учет бюджетных инвестиций
В связи с продлением на 2012 год порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений Минфин и Казначейство выпустили Письмо от 03.02.2012 N 02-03-05/367/42-7.4-05/5.1-64, в котором говорится в том числе о порядке ведения бухгалтерского учета бюджетных инвестиций автономными и бюджетными учреждениями. Так, п. 4 указанного письма гласит, что расходы, осуществляемые организациями в рамках бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации в соответствии с Указаниями о применении бюджетной классификации*(2) с приведением:
- целевых статей классификации расходов бюджетов, предназначенных для отражения расходов на реализацию соответствующих инвестиционных проектов;
- видов расходов группы 400 подгруппы 410 в разрезе элементов 415 "Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям";
- статей и подстатей КОСГУ в следующем порядке:
а) расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств";
б) расходы, осуществляемые в целях строительства (реконструкции) объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи) исходя из их экономического содержания.
В соответствии с рекомендациями указанного выше письма организации обязаны обеспечить ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в части операций по бюджетным инвестициям в порядке, установленном инструкциями N 157н *(3) и N 162н *(4), N 191н *(5). По мнению автора, это сделано с целью соблюдения единообразия учета бюджетных инвестиций организациями независимо от типов учреждений.
В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств, выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом вида финансового обеспечения деятельности 6 (бюджетные инвестиции). Однако, как указано выше, в силу п. 1 Постановления Правительства РФ N 1204 федеральные автономные учреждения при предоставлении им бюджетных инвестиций в 2012 году должны быть внесены в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Иными словами, они автоматически становятся получателями бюджетных средств. Это отвечает требованиям ст. 72 БК РФ, согласно которой государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах, доведенных до получателей бюджетных средств ЛБО.
Таким образом, автономные учреждения, становясь получателями бюджетных средств, имеют право на получение ЛБО в объеме бюджетных инвестиций. В этом случае бюджетные инвестиции учитываются по коду вида деятельности 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность).
В учете автономного учреждения получение бюджетных инвестиций на строительство капитального объекта отражается как получение ЛБО либо по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" либо по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ исходя из экономического содержания договора. При этом необходимо помнить требование ст. 79 БК РФ: предоставление бюджетных инвестиций автономному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления данного учреждения.
Рассмотрим на примере отражение операций по получению и использованию бюджетных инвестиций автономным учреждением.
Пример
В апреле 2012 г. федеральному автономному учреждению выделены ЛБО в объеме бюджетных инвестиций на строительство стадиона, в том числе (цифры приведены условные):
- 4 000 000 руб. по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств";
- 800 000 руб. по статье 226 "Прочие работы, услуги".
В марте 2012 г. учреждение заключило договор со строительной организацией на сумму 4 000 000 руб. на строительство стадиона и договор с проектной организацией на сумму 800 000 руб. на проектные и изыскательские работы.
В марте 2012 г. учреждение перечислило предоплату в размере 30%:
- проектной организации - 240 000 руб.;
- строительной организации - 1 200 000 руб.
В августе 2012 г. проектная организация выполнила и сдала проектные и изыскательские работы согласно актам выполненных работ в полном объеме на сумму 800 000 руб.
В декабре строительная организация сдала работы по строительству стадиона на сумму 4 000 000 руб.
Окончательный расчет с проектной организацией был произведен в августе 2012 г., со строительной организаций - в декабре 2012 г.
В январе 2013 г. стадион был введен в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете автономного учреждения будут отражены следующие операции:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Апрель 2012 г. | |||
Получены ЛБО по статьям: | |||
1 501 15 310 | 1 501 13 310 | 4 000 000 | |
1 501 15 226 | 1 501 13 226 | 800 000 | |
Март 2012 г. | |||
Приняты обязательства по статьям КОСГУ: | |||
1 501 13 310 | 1 502 11 310 | 4 000 000 | |
1 501 13 226 | 1 502 11 226 | 800 000 | |
Перечислена предоплата проектной организации | 1 206 26 560 | 1 201 11 610 | 240 000 |
Перечислена предоплата строительной организации | 1 206 31 560 | 1 201 610 | 1 200 000 |
Приняты денежные обязательства по статьям КОСГУ: | |||
1 502 11 310 | 1 502 12 310 | 1 200 000 | |
1 502 11 226 | 1 502 12 226 | 240 000 | |
Август 2012 г. | |||
Проектно-изыскательские работы отнесены на стоимость вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения | 1 106 11 310 | 1 302 26 730 | 800 000 |
Произведен окончательный расчет с проектной организацией | 1 302 26 830 | 1 201 11 610 | 560 000 |
Произведен зачет ранее перечисленной предоплаты за проектно-изыскательские работы | 1 302 26 830 | 1 206 26 660 | 240 000 |
Приняты денежные обязательства по статье "Прочие работы, услуги" | 1 502 11 226 | 1 502 12 226 | 560 000 |
Декабрь 2012 г. | |||
Стоимость строительных работ отнесена на стоимость вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения | 1 106 11 310 | 1 302 31 730 | 4 000 000 |
Произведен окончательный расчет со строительной организацией | 1 302 31 830 | 1 201 11 610 | 2 800 000 |
Произведен зачет ранее перечисленной предоплаты за строительные работы | 1 302 31 830 | 1 206 21 660 | 1 200 000 |
Приняты денежные обязательства по статье "Увеличение стоимости основных средств" | 1 502 11 310 | 1 502 12 310 | 2 800 000 |
Январь 2013 г. | |||
Стадион введен в эксплуатацию | 1 401 10 180 | 1 106 11 410 | 4 800 000 |
4 101 13 000 | 4 210 06 000 | 4 800 000 |
Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций
В соответствии с п. 3 письма, выпущенного Минфином и Казначейством, оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства организаций на основании заключенных ими государственных контрактов (договоров) осуществляется в порядке, установленном Приказом Казначейства РФ N 7н*(6), установленном для получателей средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых им в установленном порядке в органах Федерального казначейства, с учетом следующих особенностей.
При наличии у учреждения открытого в ОФК лицевого счета получателя бюджетных средств оплата денежных обязательств осуществляется в пределах ЛБО, доведенных на указанные лицевые счета, на основании представленных в ОФК платежных документов.
При этом если в 2011-2012 годах в установленном порядке была представлена Заявка на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (код формы по КФД 0531668, далее - Заявка на исключение), то до момента исключения реквизитов организации из указанного сводного реестра Заявка на исключение может быть аннулирована соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 4.9 Приказа Минфина РФ N 80н*(7)). В этих целях необходимо представить в Федеральное казначейство уведомление об аннулировании заявки на включение (изменение), исключение реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр. При этом в графе уведомления "Основание для аннулирования заявки" необходимо указать причину аннулирования - "Бюджетные инвестиции".
При отсутствии у организации лицевого счета получателя бюджетных средств в ОФК его открытие осуществляется в соответствии Приказом Казначейства РФ N 7н. В данном случае необходимо обеспечить включение реквизитов организации в Сводный реестр в соответствии с п. 3.2.1 и 3.13.1 Приказа Минфина РФ N 80н.
Если у учреждения открыты лицевые счета в ОФК, то повторное представление документов для их открытия, за исключением Заявления на открытие лицевого счета (код формы по КФД 0531752), в случае если они ранее уже были представлены в ОФК для открытия ему другого вида лицевого счета, не требуется.
Кроме того, если состав должностных лиц, имеющих право подписи документов при совершении операций по ранее открытым лицевым счетам организации и открываемому ей лицевому счету получателя бюджетных средств, совпадает, то организация вправе не представлять Карточку образцов подписей к лицевым счетам (код формы по КФД 0531753).
Л. Салина,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 N 324.
*(2) Приказ Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
*(3) Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(4) Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
*(5) Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
*(6) Приказ Казначейства РФ от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".
*(7) Приказ Минфина РФ от 15.08.2008 N 80н "О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"