Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.05.2012 N А40-76920/11-129-341
В комментируемом Постановлении ФАС МО от 30.05.2012 N А40-76920/11-129-341 рассмотрен спор между организацией и ФСС в части:
- непринятия к зачету произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах;
- привлечения страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отметим, что из фактически установленных обстоятельств суд отклонил доводы ФСС и встал на сторону организации. Рассмотрим каждый эпизод отдельно.
Сумма возмещения значительно превысила сумму начисленных страховых взносов. Из положений ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) следует, что сумма взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму страхового обеспечения, предоставленного по указанному виду страхования. Если начисленных взносов недостаточно, работодатель вправе обратиться в территориальный орган ФСС за возмещением (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ*(2)).
Кроме того, согласно Письму ФСС РФ от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917, в котором рассмотрен вопрос о правомерности зачета суммы перерасходов в счет уплаты страховых взносов в следующем месяце, нормы действующего законодательства об обязательном социальном страховании не содержат запрета для страхователей выплачивать страховое обеспечение застрахованным лицам в счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Соответственно, организация правомерно указала сумму к возмещению, превышающую сумму начисленных страховых взносов.
Неправильно оформлены листки нетрудоспособности. Медицинским работником неправомерно единолично выданы листки нетрудоспособности единовременно на срок, превышающий 10 календарных дней при амбулаторном лечении.
Отметим, что исходя из комментируемого Постановления ФАС МО от 30.05.2012 N А40-76920/11-129-341 проверка организации органом ФСС проведена за период с 01.01.2008 по 31.12.2010. В указанный период действовал Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514.
Напомним, что с 22.07.2011 применяется новый Порядок выдачи листка нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок выдачи листка нетрудоспособности). Кроме того, не следует забывать, что Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2012 N 31н, вступившим в силу с 22.04.2012, внесены изменения в порядок оформления листка нетрудоспособности.
Итак, в соответствии с п. 11 Порядка выдачи листка нетрудоспособности при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, лечащий врач единолично выдает им листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации.
Отметим, что сроки продления листка нетрудоспособности определены ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ*(3). Согласно ч. 2 указанной статьи экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно. При этом продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовременно) осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности (ч. 3 ст. 59 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно п. 13 Порядка выдачи листка нетрудоспособности при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией. При этом врачи, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности.
Кроме того, по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней.
Соответственно, листок нетрудоспособности изначально может выдаваться как единолично лечащим врачом, а впоследствии при продлении лечения на срок больше 15 дней врачебной комиссией, так и изначально врачебной комиссией, когда из существа заболевания можно сделать заключение, что срок лечения продлится более 15 дней.
Также при рассмотрении данного вопроса судом установлено, что организация руководствовалась письмами Управления здравоохранения Администрации г. Новокузнецка от 07.06.2011 N 459, Кузбасского регионального отделения ФСС от 21.03.2011 N 02-08/09-4929.
Отметим, что ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 212-ФЗ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, к которым относится, в частности, выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). То есть лицо не подлежит ответственности при наличии указанного обстоятельства (ч. 2 ст. 43 Федерального закона N 212-ФЗ).
Не приняты к зачету расходы на выплату пособий по беременности и родам, исходя из того, что организация незаконно произвело исчисление среднего заработка за отработанный работницей один день в сентябре 2008 года с нарушением Положения N 375*(4).
Итак, исходя из рассмотренных материалов судом установлено:
- работница принята в организацию 16.09.2008;
- с августа 2009 года по июль 2010 года у нее нет начислений, так как она находилась на больничном по беременности и родам и в отпуске до 1,5 лет по уходу за первым ребенком, а также на больничном по беременности и родам со вторым ребенком;
- с 06.08.2010 по 19.11.2011 она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Как указано контролирующим органом, организацией неправомерно включен в расчет среднего заработка рабочий день 15.09.2008, тогда как работница принята на работу 16.09.2008. Однако организацией был представлен расчет пособия по временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также исправленный табель рабочего времени за сентябрь 2008 года, исходя из которого видно, что работница отработала один день после даты приема на работу. То есть из представленных документов видно, что сумма пособия по временной нетрудоспособности остается неизменной.
В соответствии с п. 2 Положения N 375 в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС. Однако следует помнить, что в указанный нормативно-правовой акт внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 01.03.2011 N 120, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) или за иной период (п. 6 Положения N 375).
Согласно п. 11 Положения N 375 в случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) - при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Не приняты к зачету расходы по неправильно оформленным (оплаченным) листкам нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи. Работница, страховой стаж которой более шести месяцев, находилась на больничном по уходу за больным членом семьи (ребенком до 7 лет) в период с 06.05.2009 по 01.06.2009.
Общее количество дней, оплаченных по спорному листку нетрудоспособности, составляет 27 календарных дней, из которых режим лечения:
- с 06.05.2009 по 22.05.2009 (17 календарных дней) - стационарный;
- с 23.05.2009 по 01.06.2009 (10 календарных дней) - амбулаторный.
ФСС установил, что пособие в данном случае оплачено за весь период в соответствии со страховым стажем, то есть с нарушением ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ. Указанной нормой предусмотрено, что оплата пособия:
- при амбулаторном лечении ребенка производится за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа, за последующие дни в размере 50% среднего заработка;
- при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.
Организацией произведен следующий расчет: за период нахождения в стационаре (17 календарных дней) - исходя из продолжительности ее страхового стажа; за первые 10 календарных дней нетрудоспособности амбулаторного режима - также исходя из продолжительности страхового стажа в размере 80% среднего заработка, то есть в соответствии с действующим законодательством.
На суммы доплат работникам за содержание детей в негосударственных образовательных учреждениях и выплат работникам материальной помощи на рождение ребенка начисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ*(5) страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184).
При рассмотрении данного вопроса суд пришел к выводу, что доплата за содержание детей в негосударственных образовательных учреждениях, материальная помощь в связи с рождением ребенка по своему содержанию не являются выплатами в связи с исполнением работниками трудовых обязанностей, а сам по себе факт наличия трудовых отношений между страхователем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, начисленные данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату труда, так как спорные выплаты производились из чистой прибыли, что подтверждено документально.
Однако напомним, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, действующей с 01.01.2011*(6), не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Раньше этот вопрос был спорным: ФСС указывал, что страховые взносы не начисляются только на те виды материальной помощи, которые предусмотрены Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765. Выплата работнику при рождении ребенка в нем не обозначалась.
Р.В. Немирович,
эксперт журнала "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(3) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(4) Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
*(5) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(6) Федеральный закон от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"