Международное сообщество в борьбе с коррупцией
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, осуществляющий функции Междисциплинарного центра по координации научного и методического обеспечения противодействия коррупции, при содействии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации 30-31 мая 2012 г. провел первый Евразийский антикоррупционный форум и в его рамках VII Международную школу-практикум молодых ученых-юристов, посвященную теме "Правовые инновации в противодействии коррупции". Представляем вниманию читателя отдельные материалы и обзор этого мероприятия.
Такое явление как коррупция представляет собой один из серьезнейших вызовов человеческому развитию. Это проявляется в том, что коррупция не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства: она подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов - кризис доверия. Общество, не разъединенное взаимной подозрительностью, способно много эффективней находить ответы на общие вызовы, и вполне возможно, что борьба за нравственность и избавление от правового нигилизма - едва ли не самая главная линия в борьбе с коррупцией.
Чтобы коррупционный проступок был признан противоправным, достаточно внести изменения в действующее законодательство, но чтобы он повсеместно осуждался и признавался в обществе глубоко аморальным, нужно сделать много больше. Во-первых, хотелось бы поставить перед участниками нынешней конференции вопрос о мерах, необходимых для достижения указанной цели. Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что общество, безусловно, должно иметь возможность защищаться от такого зла, как коррупция, действенными правовыми инструментами.
В нашей стране уже немало сделано для этого. Существует национальный план противодействия коррупции, который не так давно был актуализирован в расчете на два ближайших года, при Президенте РФ действует Совет по противодействию коррупции. Были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также ряд других международно-правовых актов. В Российской Федерации последовательно выстраивается комплексная законодательная база, отвечающая как международным стандартам, так и отечественным реалиям. Речь идет не только о базовом Федеральном законе "О противодействии коррупции", который был принят в декабре 2008 г., но и об уже прошедшей серьезной переработке норм административного, уголовного, финансового, гражданского, трудового и некоторых других отраслей законодательства.
Ряд законодательных инициатив, направленных на противодействие коррупции, в данный момент находится в законопроектном портфеле Государственной Думы. Одна из принципиальных задач - свести к минимуму избыточные контакты с чиновниками со стороны граждан и юридических лиц при получении стандартных государственных и муниципальных услуг. Для этого должны не только внедряться информационные технологии, но и меняться сами законы: так, уже принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект, стимулирующий переход к предоставлению муниципальных и государственных услуг по принципу одного окна. Предстоит внести изменения в более чем два десятка законов, регулирующих отношения в таких сферах, как образование и наука, здравоохранение, социальная защита населения, занятость и предпринимательство. В Государственной Думе идет работа и над законодательными инициативами, предусматривающими контроль за соответствием расходов и доходов государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, работающих в государственном секторе экономики.
Представляется, что в сфере противодействия коррупции не следует ограничиваться лишь совершенствованием законодательства: необходимо предпринимать и другие шаги. В первую очередь следует усилить контроль за применением законов, поскольку правоприменение пока остается одним из слабых мест в российской антикоррупционной системе. В нынешних условиях будет возрастать роль и парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В арсенале парламента есть такие мощные инструменты, как парламентские расследования, депутатские и парламентские запросы, заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ и отдельных министров в рамках правительственных часов. Это серьезные возможности для реального влияния на качество работы исполнительной власти, которые необходимо активно использовать. В настоящее время прорабатываются меры по усилению таких полномочий.
Коррупция, конечно же, не является исключительно российской проблемой: она не признает государственных границ, а причины и условия, ее порождающие, во многом схожи и присутствуют практически во всех странах. Поэтому меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с консолидированными действиями в международном масштабе. Прежде всего необходимо предпринимать шаги в борьбе с легализацией средств, имеющих криминальное происхождение, поскольку только таким образом можно воспрепятствовать свободному перемещению преступных капиталов из одной страны в другую.
Что касается непосредственно евразийского региона, то здесь на очереди стоит вопрос о формировании единого пространства борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией. В перспективе же необходимо строить общее правовое пространство евразийских государств. Представляется, что большая роль в развитии регионального антикоррупционного сотрудничества будет и должна принадлежать парламентариям: прямые контакты законодателей и их взаимодействие в евразийских межпарламентских институтах позволят не только обобщать накопленный опыт, но и согласованно двигаться дальше. В связи с этим своевременной является организация первого Евразийского антикоррупционного форума, с инициативой проведения которого выступил Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, который выполняет в том числе и функцию междисциплинарного научного и учебно-методического центра по обеспечению противодействия коррупции.
В завершение хотелось бы отметить, что партнерам по евразийской интеграции необходимы общие, скоординированные и синхронизированные планы действий по многим направлениям. Это "дорожные карты" в области экономики, в социальной сфере, в политике и в гуманитарной области, а также общая "дорожная карта" по вопросам противодействия коррупции. В связи с этим первый Евразийский антикоррупционный форум представляет собой хорошую возможность обсудить различные аспекты формирования этой "дорожной карты" нашей общей безопасности и противодействия коррупции.
С.Е. Нарышкин,
Председатель Государственной Думы Федерального
Собрания РФ, доктор экономических наук
"Журнал российского права", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Международное сообщество в борьбе с коррупцией
Автор
С.Е. Нарышкин - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, доктор экономических наук
"Журнал российского права", 2012, N 7