Работа Комиссии по искоренению коррупции и роль официальных властей в борьбе с коррупцией в Индонезии
Индонезийская правовая система признала коррупцию в качестве преступления с того момента, когда произошла имплементация голландской колониальной правовой системы как собственной. Сохранилось достаточно материалов, подтверждающих образование различных антикоррупционных органов для борьбы с коррупцией в то время, но до образования Комиссии по искоренению коррупции эти органы не справлялись со своей задачей. Главная причина заключалась в том, что коррупция глубоко проникла в национальную систему, где была "стерта" политическая воля, потому что все были вовлечены в коррупционные процессы.
Падение режима Сухарто в 1998 г. обеспечило импульс для развертывания активности на государственном уровне, что первоначально включало в себя искоренение коррупции как предпосылку для восстановления и развития "здорового" общества, так как во время режима "нового порядка" Сухарто уверенность общественности в предпринимаемых усилиях правоохранительных органов, особенно в отношении борьбы с коррупцией, была на самом низком уровне.
В настоящее время доверие людей медленно восстанавливается, поскольку началась новая эра Реформы. Последние антикоррупционные меры совпали с общим национальным усилием по реформированию Индонезии, которая понесла большие потери во время азиатского финансового кризиса в конце 1990-х гг.
Индонезия сражается с коррупцией с 1957 г. Формирование Комиссии по искоренению коррупции продемонстрировало осознанное желание людей принимать активное участие в борьбе с этим злом. Комиссия по искоренению коррупции Индонезии была образована 29 декабря 2003 г. с целью уничтожить коррупцию. Комиссия независима от законодательной, исполнительной и судебной власти, в ее составе пять комиссаров и более 750 независимых сотрудников, она финансируется из государственного бюджета. Ежегодно Комиссия готовит доклады Президенту, Палате представителей и Государственному аудиторскому агентству.
В первые годы своей деятельности она походила на оазис посреди пустыни для людей, жаждущих уверенности в законе и равенства, так как была призвана стать лидером и проводником изменений в создании нации без коррупции. Комиссии был выдан мандат для проведения мероприятий по профессиональному и интенсивному искоренению коррупции для создания справедливого, преуспевающего и мирного общества.
Коррупция - это экстраординарное преступление, поэтому усилия по ее искоренению должны быть предприняты посредством экстраординарных средств. История показала, что традиционные методы по уничтожению коррупции были неэффективными. В течение долгого времени число коррупционных правонарушений только увеличивалось, а схемы коррупции приобретали все более сложный и системный характер. Кроме того, правительственные учреждения, занимающиеся случаями коррупции, функционировали неэффективно.
В Индонезии существуют три ведомства, уполномоченные рассматривать дела по коррупции: государственная полиция, Генеральная прокуратура и упомянутая Комиссия.
Комиссия уполномочена расследовать коррупционные преступления и преследовать сотрудников правоохранительных органов и государственных чиновников, которые совершили эти преступления, если их действия повлекли за собой существенную общественную опасность и нанесли ущерб государственному бюджету в размере 110 000 долларов и более.
В соответствии с законодательством Индонезии к обязанностям Комиссии относятся:
координация деятельности учреждений, уполномоченных бороться с коррупционными правонарушениями;
контроль учреждений, уполномоченных противодействовать коррупции;
проведение предварительных расследований и судебных преследований при установлении фактов коррупции;
проведение превентивных мероприятий по борьбе с коррупцией;
проведение мониторинга государственного управления.
Кроме проведения арестов коррупционеров и контроля за работой правоохранительных органов Комиссия также активно проводит превентивные мероприятия, особенно в ходе административной реформы. Это направлено на усиление роли правоохранительных органов в отношении контроля за публичными отношениями.
Координационная деятельность осуществляется в форме встреч с представителями Генеральной прокуратуры и полиции, где обсуждаются действия в области борьбы с коррупцией. Действия по контролю включают анализ и исследования, публикации результатов исследований и судебных преследований по фактам коррупции, которые были установлены полицией или Генеральной прокуратурой на основе уведомления о начале расследования, исходящего от Комиссии.
Комиссия успешно сотрудничает с иными заинтересованными лицами относительно расследований и судебных преследований по фактам коррупции. Как и правоохранительные органы, она занимается проведением мероприятий по искоренению коррупции и уполномочена по закону на проведение предварительных расследований и судебных преследований по делам рассматриваемой категории. Эти задачи выполняются при поддержке государственных и правительственных учреждений.
Одним из лучших индикаторов успеха Комиссии в выполнении своих репрессивных правоохранительных функций является возвращение украденных государственных активов. В течение первых лет существования Комиссии ее критиковали за то, что она не была способна возвращать активы, превышающие расходы на свою деятельность. Недавно ситуация резко поменялась. С 2005 по 2011 г. было возвращено приблизительно 100 млн. долл. украденных активов. Кроме того, в результате проведения масштабных превентивных мероприятий удалось сохранить около 17 млрд. долл. в государственном бюджете.
Успех работы Комиссии во многом зависел от внутренних факторов, которые включают:
1) ее независимость;
2) исчерпывающие полномочия правоохранительных органов, от предварительного расследования до судебного преследования, в отношении коррупционных преступлений;
3) полномочия по контролю и координации обработки случаев коррупции со стороны всех иных правоохранительных учреждений;
4) полномочия по записи разговоров;
5) отсутствие необходимости получения разрешения от властей на инициирование расследования против высших должностных лиц;
6) полномочия по запросу данных на имущество, налоговую и финансовую информацию в отношении подозреваемого или ответчика от соответствующих учреждений;
7) возможность приказать соответствующим учреждениям заблокировать счета подозреваемого, ответчика или третьих лиц;
8) возможность приостановить финансовые операции или временно аннулировать разрешение, лицензии и концессии, если есть признак того, что деятельность связана с коррупцией;
9) возможность приказать соответствующим учреждениям запретить подозреваемому выезд за границу;
10) помощь со стороны Интерпола Индонезии или правоохранительных органов других стран;
11) всесторонняя информационно-технологическая поддержка.
Однако очевидно, что коррупция не может быть уничтожена только посредством репрессий и наказаний, необходимы также эффективные превентивные стратегии, поэтому Комиссия предпринимает широкий диапазон мер по предотвращению коррупционных преступлений, в том числе:
создание и применение базы данных о доходах и имуществе правительственных чиновников высшего звена;
проведение политики вознаграждений;
проведение научных исследований по проблемам борьбы с коррупцией;
обучение общественности и распространение знаний в области борьбы с коррупцией.
Кроме того, Комиссия также учитывает опыт других стран по борьбе с коррупцией и ее предотвращению. В частности, показательна практика Гонконга, которая отчетливо демонстрирует, что любой серьезной программе по борьбе с коррупцией необходимо минимум два десятилетия, чтобы получить реальные результаты. В связи с этим стратегии по искоренению коррупции разработаны на долгосрочную перспективу и включают международное сотрудничество, поскольку коррупция становится все более глобальным преступлением, и активную поддержку со стороны общественности. Мы уверены, что будущее принесет более плодотворное сотрудничество в борьбе с коррупцией.
С.З. Абидин,
советник Комиссии по искоренению
коррупции Республики Индонезии
"Журнал российского права", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Работа Комиссии по искоренению коррупции и роль официальных властей в борьбе с коррупцией в Индонезии
Автор
С.З. Абидин - советник Комиссии по искоренению коррупции Республики Индонезии
"Журнал российского права", 2012, N 7