Управление имуществом коммунального комплекса
Принято считать, что частные компании в жилищно-коммунальном хозяйстве более эффективны и бережливы, нежели муниципальные. Однако, по мнению Валерия Валериевича Дениченко, начальника финансового управления городского округа Стрежевой, муниципальное управление имуществом коммунального комплекса имеет ряд существенных преимуществ.
В начале 2000-х годов в городе было несколько предприятий жилищно-коммунального комплекса - ООО "Теплоснабжение", ООО "Водоканал", ООО "Швейцар", ООО "ЖЭС-1", ООО "ЖЭС-2". Их учредителем выступала городская администрация. Каждое из них арендовало часть коммунального имущества и оказывало определенные виды услуг. В 2003 году взвесив все "за" и "против", мы объединили эти предприятия в одно - ООО "Стрежевойтеплоэнергоснабжение" (ООО "СТЭС").
Основными аргументами в пользу слияния были консолидация денежных потоков, оптимизация аппарата управления, экономия за счет централизации закупок и логистики. На сегодня ООО "СТЭС" - единственный в городе поставщик услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению. Это же предприятие занимается пассажирскими перевозками по городским и пригородным автобусным маршрутам, осуществляет содержание и уборку городских дорог. Оно же является управляющей компанией для всех многоквартирных домов, в которых не созданы ТСЖ или для которых жители не выбрали другую управляющую компанию. ООО "СТЭС" - неоднократный призер всероссийских и региональных конкурсов.
Обеспечение контроля
Всем известный Закон N 185-ФЗ "выталкивает" местные власти из числа учредителей предприятий жилищно-коммунальной сферы, так как содержит в себе норму о недопустимости превышения доли органов местного самоуправления в учредительном капитале этих предприятий более чем на 25%. Подобный подход не совсем оправдан. Имущество коммунальной сферы должно оставаться в муниципальной собственности, а его использование - полностью контролироваться местной властью. В стране хватает печальных примеров, когда частник выкачивал из коммунального хозяйства значительные средства, потом исчезал, оставляя после себя миллионные долги и изношенное оборудование. Конечно, глава местной администрации или председатель Думы не управляет лично коммунальным предприятием. Для этого нанимают толкового менеджера и постоянно контролируют его работу.
Среди полномочий местной власти обеспечение надежного и бесперебойного оказания коммунальных услуг, особенно в условиях Севера, является едва ли не главной заботой. В нашем городе горячую воду отключают всего два раза в год на короткое время. Уже только старожилы помнят, как когда-то из крана текла ржавая, практически коричневая вода. Сейчас вода очищается до такой степени, что ее можно спокойно пить из-под крана. Эти достижения наших коммунальщиков трудно недооценить.
Сразу скажу, условия Закона N 185-ФЗ мы выполняем. Доля администрации городского округа в учредительном капитале ООО "СТЭС" составляет 25%. Однако нам удалось сохранить полный контроль за деятельностью предприятия. Трудовой договор с директором со стороны учредителей подписывает мэр. Он же определяет размер заработной платы директора и ежемесячное премирование в зависимости от итогов деятельности.
Ежегодно после утверждения тарифов на уровне администрации согласовывается годовой помесячный финансовый план предприятия. Затем ежеквартально проводятся балансовые комиссии с привлечением депутатов Думы городского округа. На них рассматриваются фактические итоги деятельности предприятия, отклонения от плановых показателей и вырабатываются рекомендации по дальнейшей работе. Ежегодно проводится аудит бухгалтерской отчетности.
Преимущества
Преимущества муниципального управления следующие. Во-первых, деятельность муниципальной компании полностью прозрачна и подконтрольна для местной власти, в том числе уровень заработной платы аппарата управления. На частника жаловаться некому, да и бессмысленно. На предприятие, учредителем которого выступает муниципалитет, любой горожанин может написать жалобу в городскую администрацию. То есть осуществляется так называемый общественный контроль. Жалоб достаточно, все они проверяются, по ним принимаются меры. Во-вторых, нет проблем с поиском инвесторов. Если появляется толковый проект, который позволит сократить себестоимость или повысить надежность оборудования, предприятие может само позаимствовать деньги в банке под муниципальную гарантию. Здесь появляется третий плюс - деньги под муниципальную гарантию получить дешевле, чем под иные виды обеспечения. Достойный пример такого проекта - установка собственного парового турбогенератора на городской котельной. Он уже полностью покрывает нужды котельной в электричестве. Цена вопроса - более 100 млн. руб., мощность - 3,5 МВт, срок окупаемости - в переделах пяти лет, нормативный период эксплуатации - 40 лет. Генератор установлен в рамках концессионного соглашения, по истечении срока окупаемости он перейдет в муниципальную собственность. В четвертых, прозрачность формирования тарифов и контроль за расходованием средств. Рентабельность закладывается в минимальном размере. Поступающая выручка расходуется на плановые цели, а не на дивиденды учредителям и бонусы управленцам.
Отдельно стоит отметить, что все платежи за аренду муниципального имущества коммунального комплекса, поступающие в местный бюджет, расходуются на капитальный ремонт, модернизацию и приобретение нового оборудования для ООО "СТЭС". Для этого на городском уровне утверждена программа модернизации коммунальной инфраструктуры. В 2011 году мы полностью ликвидировали задолженность ООО "СТЭС" по арендной плате в местный бюджет. Теперь коммунальщики знают, что каждый заплаченный ими рубль вернется обратно.
В.В. Дениченко,
начальник финансового управления городского округа Стрежевой
"Бюджет", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.